Банки и Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Первые банки, по мнению одних ученых, возникли в условиях мануфактурной стадии капитализма и появились в отдельных итальянских городах (Венеция, Генуя) в XIV и XV вв. Другие специалисты считают, что банки возникли в более ранний период — при феодализме. Слово «банк» заимствовано из итальянского «banco» — «стол». С 1707 г. эти «банко-столы» устанавливались на площадях, где проходила торговля товарами. Она велась с использованием разнообразных монет, в связи, с чем требовались специалисты, которые бы разбирались во множестве монет.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.55 Кб (Скачать)

Кроме того, необходимость присутствия  на валютном рынке существенно лимитирует возможности Банка России по использованию  процентной политики для достижения стоящих перед ним целей. При  свободном движении капитала решающим условием для начала полноценного использования  процентной ставки как основы процесса принятия решений в области денежно-кредитной  политики должен стать переход к  режиму плавающего валютного курса.

Эффективность того или иного метода регулирования  ликвидности, в том числе и  процентной политики, зависит от складывающегося  в определенный период способа формирования денежного предложения.

В последнее  время механизм создания денег Центральным  банком характеризуется тем, что  рубли поступают в банковскую систему в основном в результате покупки иностранной валюты Банком России. Большой приток ликвидности  в экономику делает спрос коммерческих банков на кредиты Центрального банка незначительным. Такой механизм прироста денежной базы сформировался в условиях сохраняющихся в течение нескольких лет высоких цен на энергетические ресурсы и относительно низкого уровня процентных ставок на мировых рынках.

При принятии решений в области процентных ставок Банк России ориентируется не только на состояние российской денежной сферы, но исходит также из необходимости  учета в своей политике изменения  процентного дифференциала между  ставками на российском и мировом  рынках. В последнее время в  мировой экономике отмечалась глобальная тенденция роста процентных ставок. Несколько лет продолжается цикл повышения ставок Федеральной резервной  системой США, рыночные ожидания свидетельствуют  о возможности продолжения роста  ставок Европейского центрального банка  и о вероятном повышении ставок Банком Японии. Это дает нам определенный резерв для увеличения процентных ставок без опасения спровоцировать приток спекулятивного капитала и формирования дополнительного давления на валютный курс. Но возможности дальнейшего (более  существенного) повышения процентных ставок Банка России по инструментам абсорбции ограничены из-за складывающихся ожиданий укрепления курса рубля  к доллару США и небольшой  величины процентного дифференциала  между ставками на российском и мировом рынках.

Именно  поэтому на протяжении последних  нескольких лет прирост золотовалютных резервов Банка России являлся основным источником предложения денег со стороны монетарных властей, а валютные интервенции выступали в качестве основного метода пополнения ликвидности.

В то же время нельзя не отметить, что существенное воздействие на процесс создания денег оказывает и политика коммерческих банков. Быстрыми темпами увеличиваются  кредиты, предоставляемые банками  частному сектору. Так, за последние  три года задолженность предприятий  и населения коммерческим банкам увеличилась почти в 3 раза. Особенно быстро развивается кредитование населения. За 2004 - 2006 гг. задолженность населения  по кредитам коммерческих банков возросла более чем в 8 раз.

Возможности расширения рефинансирования кредитных  организаций Банком России связаны  с созданием предпосылок для  перехода к плавающему валютному  курсу. В этих условиях присутствие  Центрального банка на валютном рынке  станет минимальным, а прирост денежной базы будет происходить в основном за счет внутренних источников, т. е. в результате увеличения задолженности коммерческих банков Центральному банку.

Все это  создает условия для использования  процентной политики как основного  метода воздействия на уровень ликвидности. 

2.3 Перспективы развития банковской системы

Ускоренный  рост банковской системы России в  последние годы (активы банковской системы возросли в 2006 и 2007 гг. на 44% при росте номинального ВВП на 24.3 и 22.7% соответственно) происходил за счет увеличения внешних заимствований  и скрывал накапливающиеся структурные  диспропорции банковской системы:

- нарастающий разрыв между потребностью в расширении объема банковских кредитов нефинансовому сектору и располагаемой внутренней ресурсной базой;

- сегментация банковской системы одновременно с уже накопленными высокими рисками, порождающими вероятность возникновения кризиса ликвидности и банкротств отдельных банков;

- низкий уровня развития системы рефинансирования и финансовых рынков;

- снижение качества кредитного портфеля и управления рисками.

Нынешний  кризис российских на финансовых рынках характеризуется как "кризис доверия" и "рыночная истерика". Несмотря на то, что ФСФР ввела запреты по ряду сделок (в частности, участникам рынка на время было запрещено  проводить маржинальные сделки и "короткие" продажи), а также разработала  новые правила ведения и приостановки торгов, вывод капитала с российского  фондового рынка продолжился. В  частности, к началу декабря этого  года индекс РТС упал до отметки 658 пунктов, а индекс ММВБ понизился до 611 пунктов.

Однако  очевидно, что для подобного поведения  должны существовать и фундаментальные  причины. Основа для кризисных проявлений формировалась в течение последних 12 месяцев (периода начала мирового кризиса), а основными тенденциями выступали следующие:

1. Фактическое  закрытие мировых рынков для  большинства российских заемщиков,  произошедшее с августа 2007 г. (начало  глобального кризиса ликвидности). Ключевым фактором нестабильности  при этом выступил не отток  капитала из России (хотя он  и наблюдается периодически), а  резкое сокращение притока иностранного  капитала в страну. Данный факт  обусловливает сложности для  многих банков и корпораций  по рефинансированию прошлых  долгов.

2. Высокая  инфляция, приведшая к сокращению  сбережений населения. По итогам 2008 г. объем недополученных розничных  депозитов в результате высокой  инфляции и отрицательных реальных  процентных ставок мы оцениваем  в 440 млрд. руб. (17.5 млрд. долл.), что  вполне сопоставимо с чистым  притоком иностранного капитала  в банковскую систему.

3. Ужесточение  денежной политики в 2008 г., результатами  которого явились рост процентных  ставок, снижение денежного предложения,  падение уровня ликвидности. Доля  наиболее ликвидных активов (денежных  средств в кассах банков, счетов  в Банке России и вложений  в ОБР.) составила на 01.09.2008 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени (по состоянию на 1 ноября 2008 г.) составлял 4.9%, летом 2004 г. (локальный банковский кризис) этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь пятерка крупнейших банков.

4. Низкий  уровень управления рисками и  рискованные стратегии отдельных  банков, которые активно привлекали  ресурсы на внешних рынках  и направляли их на кредитование  нефинансового сектора, использовали  ценные бумаги в качестве залогов  и проч. Но даже при резком  снижении ликвидности темпы роста  кредитования населения и предприятий  оставались на высоком уровне: по состоянию на 01.09.2008 кредиты  предприятиям выросли на 46% (год  к году), кредиты населению - на 50% (год к году).

Таким образом, в последние 12 месяцев темпы  роста банковских кредитов существенно  превышали темпы роста депозитов, а в финансировании данного разрыва  возникли проблемы, связанные как  с изменениями на мировых рынках капитала, так и с внутренней инфляцией. Непродолжительное время разрыв финансировался за счет снижения уровня ликвидности, продажи ценных бумаг  и рефинансирования Банком России.

Стабилизация  ситуации в банковской сфере и  на финансовых рынках в среднесрочной  перспективе, по мнению большинства  аналитиков, невозможна без решения перечисленных структурных проблем; при этом проблема разрыва между объемами кредитования и внутренних сбережений является определяющей. Разрыв этот настолько велик (3.5 трлн. руб.), что решение задачи его преодоления не может быть осуществлено только за счет инструментов рефинансирования (даже при его максимальном расширении). И особенно тревожным сигналом является то, что разрыв каждый месяц нарастает.

По оценке экспертов, рост ставок на 1 % эквивалентен увеличению издержек в целом по экономике  и в обрабатывающей производствах  на 0,26 %, что эквивалентно снижению прибыли  в годовом выражении на 1,9-2,0%. Таким  образом, можно констатировать, что  рост ставок по итогам 2008 года приведет к дополнительному увеличению издержек компаний не менее чем на 1,6%, эквивалентному снижению прибыли на 11%.

Так, при  сохранении текущих темпов роста  кредитов и депозитной базы разрыв между кредитами и внутренними  депозитами может вырасти еще  на 0.3 трлн. руб. к концу года и  почти на 1 трлн. руб. - за первый квартал 2009 г.

Если  же ситуация на рынке внешних займов для российских банков будет развиваться  по наиболее пессимистичному сценарию - полное закрытие рынков и прекращение  рефинансирования старых долгов новыми займами, - то на уже запланированные  выплаты банкам потребуется до конца  первого квартала 2009 г. еще до 1.5 трлн. руб.

Кроме того, для нормализации деятельности банковского сектора при его  нынешней структуре необходимо, чтобы  уровень ликвидности составлял  не менее 7% активов на 1 января 2009 г. и 5.5-6.0% на 1 апреля 2009 г. В конце года ликвидность банковского сектора  традиционно находится на относительно высоком уровне; выполнение этого  условия подразумевает отвлечение в ликвидность до конца 2008 г. еще  около 0.7 трлн. руб., почти половина из которых, правда, может быть возвращена в оборот в течение первого квартала 2009 г.

Задолженность банковского сектора перед федеральным  бюджетом по размещенным депозитам  превышает 650 млрд. руб. Если вся эта  сумма будет погашена до конца  года, то обещанные банкам 950 млрд. руб. субординированных кредитов пойдут преимущественно на переоформление задолженности перед бюджетом из краткосрочной в долгосрочную. Однако представляется, что при необходимости  требуемый объем бюджетных средств, размещенных в банках, может быть перенесен и на следующий финансовый год. При этом общий лимит размещения депозитов в комбанках пока ограничен размером в 1.5 трлн. руб. 

Таблица 2 Потребность в дополнительных ресурсах российской банковской системы и  источники ее финансирования, трлн. руб. 

В итоге  получается, что сохранение прежних  параметров развития банковской системы  при неблагоприятных внешних  условиях потребует только в ближайшие  пять месяцев инвестирования в банковский сектор суммы свыше 3 трлн. руб. В  принципе эта сумма согласуется  с уже обещанными государством ресурсами (1.5 трлн. руб. - лимит размещений на депозитах, 950 млрд. руб. - субординированные кредиты  и 50 млрд. долл. - рефинансирование внешних  займов ВЭБом, часть из которых достанется небанковскому сектору). Однако даже такое масштабное "затыкание дыр" в балансах банковского сектора  приведет только к откладыванию решения  проблем последнего на весьма неотдаленную перспективу.

Представляется, что меры, предпринимаемые сегодня  правительством, действительно направлены на преодоление кризиса, однако без  решения структурных проблем  все они будут иметь лишь краткосрочные  последствия. Наиболее сложной выступает  проблема по меньшей степени синхронизации  темпов роста кредитов и депозитов  в финансовой сфере или снижения разрыва между ними. Очевидно, что  высокие темпы роста кредитов стимулируют инвестиционную активность и потребление и в нынешней ситуации являются значимым вкладом  в экономический рост - то есть вопрос стабилизации темпов роста кредитного портфеля напрямую связан с проблемой  поддержания темпов экономического развития. Вместе с тем высокая  инфляция (равно как и нестабильность в банковской системе и на финансовых рынках), являясь во многом следствием "перегрева" кредитного рынка, сдерживает рост сбережений населения и предприятий.

Далее, одновременно с финансовой помощью  кредитным институтам необходимы ревизия  их качества, обеспечение прозрачных условий вывода с рынка наименее эффективных игроков, проведение по всем правилам процедур банкротств неплатежеспособных банков и корпораций с тщательным контролем за их осуществлением в  целях недопущения вывода активов.

Наконец, принципиально важным направлением финансовой политики в будущем должно стать поддержание уровня ликвидности, необходимое для текущей структуры  банковской системы, либо принятие мер  для ее укрупнения и капитализации  с выходом на более низкий уровень  ликвидности. Иными словами, "плату" за мелкие и средние банки можно  оценить, по меньшей мере, в 20% от ее совокупного объема, или в 200-250 млрд. руб.; в то же время на средние и мелкие банки приходится свыше трети ликвидных активов и лишь 14% совокупных активов банковского сектора.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Банки и Банковская система