Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 13:32, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России является ядром всей финансовой системы государства и его влияние на экономику и на динамику ключевых макроэкономических показателей является определяющим. Банк России выступает официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность Центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России.
Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в статьях 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
В соответствии со статьёй 83 Закона ЦБ РФ «образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления». В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка. По данным на 1999 год, в эту структуру входили (помимо центрального аппарата): территориальные учреждения, именуемые Главными управлениями (ГТУ) и территориальные учреждения, называемые национальными банками, а также РКЦ, банковские техникумы, учебно-методические центр, центр подготовки персонала и другие предприятия и учреждения. В свою очередь центральный аппарат и ГТУ характеризуются сложной функциональной структурой, то есть наличием разнообразных внутренних относительно обособленных подразделений (департаментов), ответственных за отдельные направления деятельности ЦБ в целом или данного территориального учреждения. В Банке России действуют следующие департаменты: сводный экономический, исследований и информации, бухгалтерского учёта и отчётности, платёжных систем и расчётов, валютный, юридический, персонала, финансовый и так далее. Функциональная структура ГТУ ЦБ в основном дублирует структуру центрального аппарата. Высший орган Банка России — Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета. Совет директоров заседает не реже 1 раза в месяц, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Решение Совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих его членов при кворуме в 7 человек и обязательном присутствии Председателя или замещающего его лица. Рекомендации Совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании законодательных актов по банковской деятельности, а также принимаются во внимание при подготовке решений Совета директоров банка. В целом Совет директоров:
В свою очередь Председатель Банка России как высшее должностное лицо в ЦБ несёт полную ответственность за его деятельностью, за реализацию требований Закона:
При Банке России создан Национальный банковский совет, который иногда трактуют, как один из органов управления Центральным банком и опосредовано – банковской системой. В его состав включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность совета не превышает 15 человек. Члены совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
Территориальные учреждения ЦБ. Это обособленное подразделение ЦБ, реализующее на территории субъекта РФ часть функций ЦБ в соответствии с законами «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», иными федеральными законами, нормативными актами Банка России, входящее в единую централизованную систему ЦБ. Территориальное учреждение на подведомственной ему территории:
участие в проведении государственной денежной и кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля и обеспечивает:
1)развитие и укрепление банковской системы;
2)эффективное
и бесперебойное
3)регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций;
4)организацию
и контроль за деятельностью
кредитных организаций на
5)организацию валютного контроля;
6)проведение
анализа состояния и
Структура Центрального Банка России представлена в Приложении 1.
Компетенция Банка России включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:
1) разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
2) осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;
3) обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;
4) осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки;
Компетенция банка России как органа денежно-кредитной политики РФ:
1) ежегодно не позднее 26 августа представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;
2) осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ;
3) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
4) участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;
5) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
6) осуществляет кредитование Минфина РФ для покрытия разрывов между текущими бюджетными доходами и расходами, приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении.
Компетенция Банка России как органа контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ:
1) принятие решения о государственной регистрации; выдача и отзыв лицензии кредитных организаций;
2) установление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;
3) осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
4) запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности;
5) регистрация эмиссии ценных бумаг организациями;
6) осуществление валютного регулирования;
7) организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.
Компетенция Банка России как центра банковской системы России:
1) установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
2) публикация сводной статистической и аналитической информации о банковской системе РФ;
3) установление правил осуществления расчетов в РФ;
4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;
5) установление обязательных нормативов8.
Банк России формирует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики государства. В 2012 году этом году документ представлен в виде программы «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на три года. Учитывая напряженное состояние как мировой, так и отечественной экономики, ожидалось, что столь важный документ, содержащий планы реализации денежно-кредитной политики Банка России, не станет простой формальностью. Заинтересованные субъекты надеялись получить если не стратегию прорыва, то план конкретных мер по обеспечению устойчивого развития денежно-кредитной сферы страны.
Инструменты денежно-кредитной политики можно сгруппировать следующим образом:
Анализируя предложенную группу инструментов, необходимо отметить, что регулирование ставки процента является инструментом прямого регулирования, остальные — косвенного регулирования. При переходе к рыночным отношениям косвенные инструменты зачастую вытесняют инструменты прямого регулирования.
В настоящее время Центральным банком РФ проводится политика рационального увеличения учетной ставки (ставки рефинансирования). В настоящее время (с 14 сентября 2012 г.) она составляет 8,25 %. Минимальный размер ставки пришелся на середину кризиса и составлял 7,75 % в период с 1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г.
Роль Банка России в регулировании денежно- кредитных отношений ограничена главным образом политикой рефинансирования, которая в условиях кризиса, с учетом настойчивых рекомендаций банковского сообщества, наконец активизировалась. Вряд ли столь узкое понимание роли денежно-кредитной политики именно в кредитном регулировании можно признать достаточным. Вхождению денег в хозяйственный оборот следует придать кредитный характер. Только в таком качестве, согласно общепризнанной теории, деньги в современной экономике не только выполняют свои функции, но и способствуют расширению деловой активности. Рассмотрение кредита главным образом как инфляционного фактора игнорирует его позитивную роль как ускорителя общественного развития. Это нужно для увеличения выпуска денег именно по линии кредитования экономики, а не только в зависимости от динамики официальных международных резервов, объем которых в условиях кризиса сократился.
При проведении политики снижения ставки рефинансирования кредит становится более дешевым, следовательно более привлекательным. Возрастание объемов инвестиционных средств должно привести к расширению производства. Предложение денежной массы в стране возрастает.
Изменение учетной ставки ЦБ РФ стоит рассматривать скорее как индикатор денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Соответственно достаточно быстро происходит цепочка изменений: рост ставки на рынке межбанковского кредита; рост ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору.
Еще один существенный инструмент контроля над денежной массой — это операции на открытом рынке. Данный инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Эти операции считаются наиболее важным методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов коммерческих банков.
Операции на открытом рынке являются главным инструментом денежно-кредитной политики. При нарастании в стране инфляционных тенденций государство выпускает государственные ценные бумаги. Основной целью продажи ценных бумаг является изъятие из оборота части денег для снижения инфляционного давления на финансовую систему.
Одной из ключевых проблем в реализации мер денежно-кредитной политики является ситуация, при которой эмиссия в национальной валюте трансформируется в активы в иностранной валюте (конвертации и отток капитала либо размещение в наличной иностранной валюте и на валютных депозитах). По нашему мнению, именно решение данной проблемы должно стать одной из основных целей единой денежно-кредитной политики. Будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.
Обратимся к балансу Банка России, который является хорошим индикатором того, под какие активы происходит эмиссия национальной валюты. По состоянию на 01.01.2012 в структуре его активов на статью «Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов» приходилось 71,28 % активов, а на статью «Кредиты и депозиты» — 22,82 %, по состоянию на 01.10.2011–77,31 и 14,56 % соответственно10.
Одним из заметных мест проекта Основных направлений является оценка показателей денежной программы. В качестве ее ключевых показателей Центральным банком выбраны:
Информация о работе Банк России , его компетенция и структура