Центральный банк России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:42, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование правового положения Центрального банка Российской. В работе излагаются юридический статус Центрального банка России, его функции, рассматриваются проблемы взаимодействия Центрального банка РФ с органами власти, раскрываются особенности денежно-кредитной политики проводимой Банком России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации………………5

Функции Центрального банка России………………………………………...10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Центрабанк.doc

— 79.50 Кб (Скачать)


                                                       РЕФЕРАТ

                 Центральный Банк Российской  Федерации

 

 

   

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации………………5

 

Функции Центрального банка  России………………………………………...10

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...15

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом  банковской системы страны, оказывает  большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства  и общества.

Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной валюты составляют важную часть понятия "экономическая безопасность страны", имеют стратегическое значение и всегда актуальны.

Как правильно отмечает Я.А.Гейвандов, «Централизованное управление денежно-кредитной системой Российской Федерации является одним из основополагающих элементов ее государственности.  Вместе с тем правовое регулирование банковской системы и системы Банка России нельзя признать совершенным, в связи с чем их организация и функционирование порождают больше вопросов, чем ответов»1.

Процессы возникновения  и развития центральных банков в  различных странах во многом схожи. В XVI-XVIII вв. для того, чтобы контролировать количество денег в обращении, центральным  банкам было предоставлено монопольное  право эмиссии денег. В XIX в. в целях обеспечения ликвидности и стабильности банковской системы центральные банки получили полномочия по осуществлению функций кредитора последней инстанции для других банков, а также регулирования и контроля всей банковской деятельности. И, наконец, в середине XX в. центральным банкам было предоставлено право самостоятельно либо совместно с правительством определять и реализовывать денежно-кредитную политику государства.

С развитием и усложнением  экономических отношений и политической структуры общества функции центральных банков стали разнообразнее, значительно расширился их статус.

Целью настоящей работы является исследование правового положения Центрального банка Российской. В работе излагаются юридический статус Центрального банка  России, его функции, рассматриваются проблемы взаимодействия Центрального банка РФ с органами власти, раскрываются особенности денежно-кредитной политики проводимой Банком России.

При написании настоящей работы были использованы работы О.Е.Кутафина, Т.Г., Бунькова Г.В., а также хорошо известные базовые учебники для высших учебных заведений Химичева Н.И., Костериной Т.М. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой статус Центрального банка  Российской Федерации

Вопрос о правовом статусе Банка  России имеет практическое значение и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования банковской системы, а возможно, и на весь ход экономической реформы.  И здесь нет преувеличения.  Достаточно вспомнить о том, какую роль играет денежно-кредитная система в любой экономике.

Скоротечность экономических преобразований, переход к экономике, построенной  на различных формах собственности, отсутствие концепции реформ – все  это стало причиной для воспроизводства  той конструкции Центрального банка, которая закреплена в законодательстве.  Процесс создания Центрального банка не мог не сказаться на его целях, организационно-правовой форме, структуре и функциях.

Отсутствием сколько-нибудь значительных достижений на пути укрепления и развития банковской системы можно  объяснить неослабевающий интерес ученых и практиков к этому вопросу.  Проблема правового статуса Банка России вызывает многочисленные споры.

При изучении проблемы определения  правого статуса Центрального банка  акцент ставится на различных ее аспектах.  Особое внимание уделяется таким вопросам как соотношение «независимости» и «подотчетности» Центрального Банка в рамках рассмотрения более общего вопроса о правовом статусе и месте Центрального банка в системе органов государственной власти.  Часто в литературе поднимается вопрос о гражданско-правовом статусе Центрального банка как юридического лица, делаются попытки определить его организационно-правовую форму, а также дать характеристику прав на закрепленное за ним имущество.

Как уже указывалось, на целях, организационно-правовой форме, структуре и функциях Центрального банка РФ в современном его состоянии в значительной мере сказался процесс его создания.

Макарова Я.М., исследуя вопрос о том, какой статус - публично-правовой или частноправовой, был присущ центральным банкам (и в частности, отечественному) изначально, рассматривает исторические особенности генезиса банковской системы России, послужившие предпосылками для формирования основных черт отечественного Центрального банка, отнеся к ним такие как, во-первых, более позднее становление банковской системы, чем в ведущих зарубежных странах; во-вторых, создание ее (системы) преимущественно за счет государства (большинство кредитных организаций были казенными).  Анализ функционирования центрального банка в различные исторические периоды (в дореволюционной России, в советское время, на современном этапе) позволили выделить Макаровой Я.М. две генетические особенности отечественного Центрального Банка:

1.изначально создан  государством в распорядительном  порядке;

2.превалирование публично-правовых функций над частноправовыми2, то есть выступление Банка в качестве одного из органов государственного управления.

Соответственно, как указывает  Макарова Я.М., отечественный Центральный  Банк со времени своего создания в 1860 году, до недавнего времени характеризовался более как государственная структура, непосредственно кредитующая правительство, а также прямо кредитующая промышленность и сельское хозяйство, и лишенная в своей деятельности какой-либо самостоятельности.

Государственный Банк Российской Империи был образован в 1860 году в процессе реорганизации банковской системы.  По Уставу 1860 года Банк являлся органом, подведомственным Министерству финансов, и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений с возложением на него функций, относившихся к аппарату Министерства финансов (проведение выкупных операций, предоставление краткосрочных коммерческих кредитов и прочее).  Затем в ходе реформы 1895-1898 годов Банк приобрел право денежной эмиссии.  Накануне первой мировой войны он стал одним из влиятельнейших европейских кредитных учреждений, обладая при этом огромным золотым запасом.

Общим признаком, характеризующим  правовое положение Банка России на современном этапе, независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является предоставленный ему законодательством статус юридического лица.

Центральный банк – государственное учреждение (один из возможных взглядов на организационно-правовую форму Банка).

Центральный банк, как утверждают некоторые авторы, является государственным учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время являются государственными учреждениями.

Это так, но наличие управленческих функций не является критерием для определения организационно-правовой формы юридического лица.  Одним из основополагающим признаков учреждения является его обязательное финансирование собственником (пункт 2 статьи 48 ГК РФ).

Согласно статье 2 Закона о Центральном банке собственником имущества Банка является Российская Федерация.

Макарова Я.М. предлагает свое определение  организационно-правовой формы Банка: «Банк России – государственная  корпорация с особым конституционно-правовым статусом, учрежденная Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенная исключительным правом эмиссии на территории Российской Федерации и осуществляющая свои функции независимо от органов государственной власти.  Имущество, переданное Банку России, является его собственностью»3.    

Современные центральные  банки обладают особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами, что связано с той двойственностью, которая присуща всем национальным банкам в государствах с рыночной экономикой.

С одной стороны, в экономической  системе национальный банк выступает  в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства  экономическую политику, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает черты учреждения публичного права с чертами частно-правовой организации. Банк России, обладая особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам, не является государственным банком в том смысле как этот термин понимался в СССР. В то же время он занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Относительная независимость банка обеспечивается:

- неделимостью и неотчуждаемостью  уставного капитала и иного  имущества, находящихся в собственности  Банка России;

- самоокупаемостью;

- освобождением от ответственности  по обязательствам государства, если только банк и государство не примут на себя такие обязательства;

- наличием в распоряжении Банка  России особого инструментария  регулирования денежно-кредитной  системы, свободой выбора конкретных  форм и методов регулирования и др.

Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции  и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Сегодня процесс законодательного регулирования деятельности центральных банков, в том числе Банка России, продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Функции Центрального банка России

Из Конституции РФ 1993 года следует, что показателем  работы Банка России является вовсе  не прибыль, а устойчивость и защищенность денежной единицы России – рубля (Устав Банка закреплял прибыль как показатель финансовых результатов деятельности Банка). Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам – основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Статус, цели деятельности, функции  и полномочия Центрального банка  Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской и федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Целями деятельности Банка России являются:

-защита и обеспечение  устойчивости рубля;

-развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации;

-обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России выполняет  следующие функции:

1) во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и проводит  единую государственную денежно-кредитную  политику;

2) монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования;

4) устанавливает правила  осуществления расчетов в Российской  Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание  счетов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации, если иное не установлено  федеральными законами, посредством  проведения расчетов по поручению  уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

Информация о работе Центральный банк России