Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:42, реферат
Целью настоящей работы является исследование правового положения Центрального банка Российской. В работе излагаются юридический статус Центрального банка России, его функции, рассматриваются проблемы взаимодействия Центрального банка РФ с органами власти, раскрываются особенности денежно-кредитной политики проводимой Банком России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Правовой статус Центрального банка Российской Федерации………………5
Функции Центрального банка России………………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..17
7) осуществляет эффективное
управление золотовалютными
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор
за деятельностью кредитных
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно
или по поручению
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок
14) устанавливает правила
бухгалтерского учета и
15) устанавливает и
публикует официальные курсы
иностранных валют по
16) принимает участие
в разработке прогноза платежно
17) устанавливает порядок
и условия осуществления
18) проводит анализ
и прогнозирование состояния
экономики Российской
18.1) осуществляет выплаты
Банка России по вкладам
19) осуществляет иные
функции в соответствии с
Банк России проводит денежно-кредитную политику исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на период до 2006 года, согласованными с Банком России, предполагается снизить темпы инфляции до 6,5-8,5% в 2005 году и 5,5-7,5 в 2006 году.
Такая траектория инфляции в рамках намеченной на этот период бюджетно-налоговой политики представляется реальной, и Банк России ставит целью обеспечить указанную динамику инфляции с помощью инструментов денежно-кредитной политики.
На современном этапе Банк России не считает возможным отказаться от политики управляемого плавания валютного курса.4
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1)процентные ставки по операциям Банка России;
2)нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3)операции на открытом рынке;
4)рефинансирование кредитных организаций;
5)валютные интервенции;
6)установление ориентиров роста денежной массы;
7)прямые количественные ограничения;
8)эмиссия облигаций от своего имени.
Финансовый кризис, разразившийся в России еще в августе 1998г., потребовал усиления взаимодействия органов исполнительной власти и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, в том числе принятия неотложных мер по реструктуризации банковской системы РФ, с целью восстановления полноценной кредитной деятельности банковской системы, создания условий для эффективной работы банков с реальным сектором экономики, усиления банковского надзора. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Надзорные и регулирующие функции осуществляются банком России непосредственно через создаваемый при нем орган банковского надзора.
Среди многих новых явлений, наблюдаемых в России последнего десятилетия, можно отметить бурное развитие финансового права. Активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан. Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации
Рассмотрение вопросов реформирования банковской системы в настоящее время идет по пути дальнейшего усиления властных командно-распорядительных полномочий Центрального банка РФ, в рамках действующего принципа независимости Центрального банка. Такая точка зрения имеет достаточное количество исторических предпосылок, поскольку именно в этом направлении шло развитие банковской системы России.
Но с переходом к рыночной экономике, провозглашением принципа демократии, представляется, что развитие принципа жесткого государственного регулирования и контроля в банковской системе будет противоречить общим принципам гражданско-правового регулирования и тормозить дальнейшее развитие экономической системы Российской федерации.
Банковская сфера, как и любая другая отрасль экономики, имеет свои особенности, но наличие этих особенностей не означает, что для регулирования правоотношений, возникающих в банковской системе и с участием банков, должны быть использованы какие-то особые, более жесткие методы правового регулирования.
Преобладание методов административно-командного управления в банковской системе не обусловлено особенностями банковской сферы, а является наследием «советского периода», от которого сейчас необходимо отказаться.
Банковской отрасли права, как любой частноправовой отрасли, присущи диспозитивные методы управления, использование которых создаст дополнительные условия для развития банковской деятельности.
Построение банковской системы не требует слепого копирования и переноса уже существующей в отдельно взятом государстве банковской системы на российскую почву. Но рассмотрение и применение отдельных принципов этой системы при проведении реформы в банковской сфере возможно и необходимо.
1 Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 1997. С. 206.
2 Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального Банка Российской Федерации как юридического лица. Ав-реф. М. 2001. С.12.
3 Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального Банка Российской Федерации как юридического лица. Ав-реф. М. 2001.
4 «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005г.» от 07.11.2005