Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:48, курсовая работа
В макроэкономике исследуются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства одновременно. При этом в центре внимания оказываются многие показатели функционирования экономики. Одним из важнейших макроэкономических показателей является состояние государственного бюджета и платежного баланса страны.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. АНАЛИЗ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА СТРАН
1.1. Динамика объема экспорта-импорта.
1.2. Динамика изменения структуры EX, IM.
1.3. География экспорта и импорта
1.4. Анализ динамики торгового сальдо.
Глава 2. АНАЛИЗ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
2.1. Динамики доходов от инвестиций
2.2. Текущие трансферты.
2.3. Анализ динамики сальдо счета текущих операций.
Глава 3. АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
3.1 Теоретическая модель связи движения товаров с движением денег.
3.2. Макроэкономическая политика правительства и счет текущих операций
3.2.1. Причины дефицита и профицита счета текущих операций
3.2.2. Характеристика политики хранения сбережений
3.2.3. Политика правительства при дефиците/профиците счета текущих операций
3.2.4. Политика правительства в кризисные периоды. Связь счета текущих операций и бюджета страны. Государственный долг и его обслуживание
3.3. Политика центрального банка и текущий счет.
Глава 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАН
4.1. Сравнение факторов дефицита и профицита.
4.2. Сравнение валютной политики.
4.3. Сравнение притока иностранного капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Как потребление, так и сбережения находятся в непосредственной зависимости от уровня дохода и испытывают на себе влияние одних и тех же факторов.
Выбор сберегательной стратегии определяется различными факторами экономического, социального и психологического характера, среди которых одним из важнейших является уровень доверия к государству и различным финансовым институтам. Процесс формирования сбережений населения находится под непосредственным влиянием его мотивационного поведения. Оно является основополагающим механизмом перераспределения денежных средств между потреблением и накоплением. Под влиянием конкретных факторов происходит перемещение денежных потоков между фондами потребления и накопления. Эти факторы выступают как своего рода индикаторы определения размеров фондов потребления и накопления в конкретных условиях. [8].
Рассматривая сбережения в Болгарии, хочется отметить, что кризис 2008 года изменил привычки болгар, причем все больше граждан и предпринимателей предпочитают копить деньги из-за страха перед неизвестностью будущего. Таким образом, в конце февраля сбережения в болгарских банках достигли 18 млрд. евро, как показывают данные БНБ. Это представляет 44% от ВВП страны. Депозиты отмечают рост – 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Общая нестабильность из-за всемирного финансового кризиса, а также политических и социальных трудностей в Болгарии, с начала года изменили поведение болгар. Средства в банке стали основным убежищем, как для граждан, так и для бизнеса. Вместо того чтобы тратить деньги, каждый откладывает их в безопасное место – в банк. Это, однако, уменьшает капиталооборот и соответственно сокращает рост ВВП.
Аргентина в свою очередь в 1989 году приступила к осуществлению революционных реформ, значительно снизивших степень государственного вмешательства и контроля. Наиболее важным шагом за последние годы стала приватизация системы пенсионного обеспечения. Пример Аргентины показывает, что даже в очень трудных экономических обстоятельствах возможно осуществить переход от системы пенсионного обеспечения, основанной на принципе - работающий платит за не работающего (РПН), к конкурирующим частным пенсионным программам с личными пенсионными счетами.
По системе РПН с ныне работающих взимается налог, используемый на выплату пенсий уже не работающим. Общая сумма социального налога на работающих и работодателей в Аргентине в прошлом доходила до 50%, что было непосильным бременем. Такие налоги приводили к тому, что частные компании не были заинтересованы в найме новых работников. Занятость в частном секторе перестала возрастать, и за последние два года, во время серьезной депрессии, вызванной мексиканским кризисом, безработица достигла 17%.
В скором времени более чем 90% работающих будут откладывать деньги на пенсию в рамках частных программ. Работающие имеют личные счета, где они накапливают средства на пенсию, внося вклады, а также получая дивиденды от финансовых операций, осуществляемых фондом. Пока фонды в основном инвестировали средства в государственные облигации, однако по мере выхода аргентинской экономики из депрессии они будут вкладывать все большую долю средств в акции частных предприятий и частные облигации. Такие инвестиции в частный сектор расширят аргентинский рынок капитала, отстающий по сравнению с другими странами Латинской Америки. Высокая доходность пенсионных фондов должна также привести к росту уровня сбережений после полного выхода аргентинской экономики из депрессии.
Все средства на пенсионное обеспечение, перечисляемые работодателями, все еще используются на выплату пенсий уже не работающим. Однако, несмотря на необходимость выплаты старых пенсионных пособий и создание новых счетов для работающих, общее налоговое бремя работающих и работодателей снизилось примерно на 10%. Более высокая доходность частных пенсионных вкладов означает, что работники, имеющие личные пенсионные счета, могут вносить на них меньше, чем при старой системе, и в то же время ожидать более высоких пенсионных выплат. Кроме того, отчисления на пенсионное страхование уже представляют собой не налог, а инвестиции в будущий пенсионный доход, в результате чего не которые работники уходят из подпольной экономики в легальный сектор. В результате возрастает вклад работодателей в систему РПН.
Многие аналитики обычно высказывают опасения относительно перехода от системы РПН к частной системе пенсионного обеспечения. Однако, как показывает в настоящее время пример Аргентины и как уже в течение 15 лет с успехом демонстрирует Чили, такой переход можно осуществить достаточно легко, несмотря на явное двойное налогообложение, поскольку частная система намного эффективнее системы РПН.
3.2.3 Политика правительства при дефиците/профиците счета текущих операций
Важное место в развитие любой экономики является политика правительства.
Аргентина в течение большей части 20-ого столетия страдала от периодических экономических кризисов, постоянного дефицита финансов, высокой инфляции, в результате чего рос внешний долг страны и происходил отток капитала. Рост внутренней и внешней задолженности и банковский кризис достигли высшей точки в 2001 году и перешли в самый серьезный экономический, социальный и политический кризис в современной истории страны. Временный президент Адольфо Родригес Саа объявил дефолт - самый большой в истории - по внешнему долгу правительства в декабре 2001 года, и сразу ушел в отставку спустя только несколько дней после вступления в должность. Его преемник, Эдуардо Дуальде, объявил, что песо с 2002 года на десять лет привязывается к доллару США в отношении 1 к 1. Экономика достигла нижнего предела в 2001 году с реальным ВВП на 18 % меньшим, чем в 1998 году и почти 60% аргентинцев за чертой бедности.
В последующие шесть лет реальный ВВП Аргентины рос в среднем на 8,5% ежегодно. В эти годы правительство страны активно использовало в своих интересах ранее лишенную работы производственную мощность и рабочую силу, смело реструктурировало долг и уменьшило долговое бремя, использовало возможности международного финансового рынка, и экспансионистские принципы валютной и налоговой политики. Инфляция в эти шесть лет также увеличилась, однако, затем к началу 2007 года во время правительства президента Нестора Киршнера, который ввел ценовые ограничения для компаний, экспортные налоги и ограничения, ее темпы стали сокращаться.
Кристина Фернандес Де Киршнер
избралась президентом после своего мужа
в конце 2007 года. В 2008 году быстрый экономический
рост предыдущих лет начал резко замедляться
по причине мирового экономического кризиса,
а также в результате правительственной
политики сдерживания экспорта. В 2009 году
в стране наблюдался экономический спад,
однако затем в 2010 году экономика Аргентины
снова стала расти. И все же проведение
правительством экспансионистской налоговой
политики и валютной политики создает
риск усиления инфляции в стране.
На данный момент Республика Аргентина
считается одной из главных развивающихся
экономик. В свою очередь, объём экономики
и её рост позволяют Аргентине быть частью
«Большой двадцатки». Аргентина — индустриально-аграрная
страна.
После ряда безуспешных попыток финансовой стабилизации, предпринимаемых с 1991 г., в 1996 г. Болгария вошла в полосу острого экономическим кризиса. Субсидии убыточным государственным предприятиям, безответственная кредитная политика коммерческих банков, финансирование Национальным банком дефицита государственного бюджета и банковской системы вылились зимой 1996-1997 гг. в девальвацию болгарского лева по отношению ко всем основным валютам (в феврале 1997 г. более чем в 3 раза по отношению к доллару США). Экономика вошла в гиперинфляционную спираль (в феврале 1997 г. ИПЦ составил 243%). Контроль центрального банка над состоянием денежного обращения был утерян. Кризис экономический сопровождался кризисом политическим. В феврале 1997 г. было назначено новое Правительство, которое объявило о начале радикальных преобразований. Было принято решение, поддержанное МВФ, о введении режима currency board. Формально новый режим был введен с 01.07.1997 г. законом о Национальном банке Болгарии.
Далее одним из приоритетов экономической политики Правительства Болгарии в 2006 г. продолжало оставаться обеспечение стабильного притока иностранных инвестиций в страну. В условиях большой внешней задолженности и достаточно чувствительных для экономики страны обязательств по ее обслуживанию, ограничений деятельности БНБ по проведению самостоятельной кредитно-денежной политики рамками Валютного совета, а также большого дефицита счета текущих операций платежного баланса, приток дополнительных иностранных финансовых средств, по мнению правящего кабинета, играет для Болгарии решающую роль.
После рекордных внешних инвестиций в 2004 году (около 2,7 млрд. евро) и 2005 г. (около 2,3 млрд. евро), в 2006 г. произошел их дальнейший рост.
По оценкам болгарского правительства, сложившаяся к настоящему моменту структура иностранных инвестиций, является благоприятной и в стране создана вся необходимая для полноценного функционирования инфраструктура привлечения инвестиций. Правительством Болгарии прилагаются усилия для поддержания благоприятного инвестиционного климата посредством внесения изменений в регулирующую законодательную и нормативную базу. С этой целью принято решение о либерализации импорта товаров из стран ЕС и ЕАСТ. В соответствии с ним уменьшаются количества и размеры ставок таможенных пошлин, в том числе и на инвестиционные товары. Проводятся меры, направленные на снятие административных барьеров перед инвесторами, бизнесом и торговлей, введенных посредством различных ограничительных режимов.
текущих операций и бюджета страны. Государственный долг и его обслуживание.
Мировые кризисы влияют на экономики всех государств и все отрасли, а не только финансовые структуры.
С октября 1998 Аргентина вошла в фазу спада. Число бедных стремительно росло, особенно в районе Буэнос-Айреса. Предоставленные в конце 1998 Всемирным банком и Межамериканским банком развития кредиты на общую сумму в 5,75 млрд. долл. не могли спасти положение. Государственный долг превысил в 1999 сумму в 125 млрд. долл., ВВП упал на 3%, безработица, по официальным данным, держалась на уровне 14%, а фактически подходила к 20%-ной отметке.
Все чаще вспыхивали голодные бунты, волнения и протесты населения. В мае 1999 президент Менем вынужден был после бурных демонстраций студентов взять назад решение о сокращение расходов на образование на 10%.
В попытке справиться с катастрофическим социальным наследием правления правительство президента-радикала Фернандо де ла Руа (1999–2001) предприняло ряд экстренных мер. Оно существенно повысило налог на доходы, поощряло создание рабочих мест при ухудшенных условиях труда и сниженной зарплате, получило от МВФ новый кредит размеров в 7,4 млрд. долл. В обмен на средства от международных финансовых инстанций правительство обязалось проводить либеральную социально-экономическую политику. Конгресс страны принял закон о «нулевом дефиците»: государство обязывалось сократить свои расходы так, чтобы они не превышали доходов. Приоритет отдавался уплате процентов по внешней задолженности. Правительство сократило зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии на 13%.
За период своего пребывания у власти администрация де ла Руа так и не смогла справиться с экономическим спадом. ВВП продолжал падать. Социальные последствия неолиберальных реформ оказывались все более катастрофическими. В 2001 число официальных безработных превысило 16,4% (неофициально – 22%), еще 15% рабочей силы страдали от неполной занятости. Почти 40% населения жили в бедности, а 7% из них – в крайней нужде. Ежедневно более 55 детей умирали от голода и связанных с этим болезней.
В 2002 ВВП составил 10,9%. ВВП по секторам: сельское хозяйство – 5%, индустрия – 28%, службы – 66%.А уровень инфляции поднялся до отметки в 41%.
Профсоюзы Аргентины проводили почти непрерывные всеобщие стачки против экономической политики правительства. Распространились случаи голодных бунтов. Стало оформляться движение безработных: они создавали группы, которые выставляли пикеты на дорогах и требовали еды и работы. Происходили столкновения между «пикетчиками» и войсками.
В декабре 2001 в Аргентине разразился финансовый кризис. В попытке приостановить утечку денежных средств и спасти банковскую систему правительство запретило снимать со счетов суммы, превышающие 250 песо. Эта мера, больно ударившая по широким слоям населения, привела к взрыву народного протеста. Демонстрации переросли в уличные столкновения с полицией, и президент де ла Руа вынужден был подать в отставку.
Временное правительство перонистского президента Дуальде отказалось от крайнего неолиберализма своих предшественников. Оно осуществило девальвацию национальной валюты, но одновременно установило контроль над ценами, ограничило свободу увольнений, ввело систему пособий и социальных выплат. Победивший на президентских выборах 2003 Нестор Киршнер обещал проводить неокейнсианскую политику поощрения спроса и усиления государственного регулирования.
В 1997 внешний долг Аргентины составлял 109 млрд. долл. Взятый правительством Аргентины в 1990-х курс на развитие свободного рынка позволил размещать собственные ценные бумаги на международных рынках и таким образом существенно увеличить средние сроки погашения внешнего долга (до 14,9 лет в 1997, по сравнению с 3,3 года в начале десятилетия) без увеличения расходов на обслуживание долга.
К 2001 государственный и частный внешний долг Аргентины достиг почти 200 млрд. долл., что превышало 50% ВВП. Проведенная частичная реструктуризация долга привела к тому, что страна получила отсрочку, однако проценты возросли до 15–16% в год.
В 2001 году размер государственного долга Аргентины составлял 166 процентов ВВП, банковские вклады граждан были заморожены, национальная валюта девальвирована, объём экономики только за один год сократился на 11 процентов, а миллионы людей лишились рабочих мест. За прошедшее с тех пор десятилетие Аргентине удалось успешно преодолеть кризис и обеспечить устойчивые темпы экономического роста, а на сегодняшний день внешняя задолженность составляет всего лишь 45 процентов ВВП.