Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:48, курсовая работа
В макроэкономике исследуются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства одновременно. При этом в центре внимания оказываются многие показатели функционирования экономики. Одним из важнейших макроэкономических показателей является состояние государственного бюджета и платежного баланса страны.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. АНАЛИЗ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА СТРАН
1.1. Динамика объема экспорта-импорта.
1.2. Динамика изменения структуры EX, IM.
1.3. География экспорта и импорта
1.4. Анализ динамики торгового сальдо.
Глава 2. АНАЛИЗ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
2.1. Динамики доходов от инвестиций
2.2. Текущие трансферты.
2.3. Анализ динамики сальдо счета текущих операций.
Глава 3. АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
3.1 Теоретическая модель связи движения товаров с движением денег.
3.2. Макроэкономическая политика правительства и счет текущих операций
3.2.1. Причины дефицита и профицита счета текущих операций
3.2.2. Характеристика политики хранения сбережений
3.2.3. Политика правительства при дефиците/профиците счета текущих операций
3.2.4. Политика правительства в кризисные периоды. Связь счета текущих операций и бюджета страны. Государственный долг и его обслуживание
3.3. Политика центрального банка и текущий счет.
Глава 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАН
4.1. Сравнение факторов дефицита и профицита.
4.2. Сравнение валютной политики.
4.3. Сравнение притока иностранного капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3.2 Макроэкономическая политика правительства и счет текущих операций
Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики.
Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач:
-обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого качества и уровня жизни населения;
-обеспечение высокой
занятости (при небольшой вынужденной
безработице), которая предоставляет
возможность всем индивидам
-обеспечение социальной защищенности, гарантирующей достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;
-обеспечение экономической
свободы, предоставляющей экономическим
субъектам возможность
-обеспечение
-достижение оптимального
платежного баланса, обеспечивающего
установление равновесия в
Цели макроэкономической политики:
-поддержание высокого
уровня национального
-высокий уровень занятости и низкий уровень вынужденной безработицы;
-осуществление рационального рыночного ценообразования для поддержания стабильности цен;
-равновесие экспорта и импорта;
-стабильность валютного курса.
Проблемы составляющие предмет макроэкономики:
Национальное производство — измерение национального объема производства и осуществление необходимых мер для поддержания постоянных темпов экономического роста.
Занятость — макроэкономическая нестабильность, цикличность развития, безработица
Уровень цен — вмешательство государства в экономическое развитие для снижения инфляции и улучшения благосостояния граждан
Внешнеэкономическое развитие — сотрудничество с другими странами
Макроэкономическая политика государства проводится Правительством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: внешнеторговая политика, инвестиционная политика, бюджетно-налоговая и внешнеэкономическая.
Внешнеторговая политика - это политика, проводимая с целью оказания прямого воздействия на количество импортируемых или экспортируемых товаров и услуг. Чаще всего, однако, торговая политика направлена на защиту собственной промышленности от конкуренции из-за рубежа либо путем введения налогов на импорт (тарифов), либо путем установления количественных ограничений на импорт товаров и услуг (квоты). Инструментами внешнеторговой политики являются: таможенные тарифы, нетарифные методы регулирования; меры по стимулированию экспорта.
При протекционистской торговой политики правительство сокращает объем импорта иностранных товаров. В этом случае при любом данном значении реального обменного курса объем импорта должен уменьшиться, т. е. величина чистого экспорта должна возрасти. Следовательно, реальный обменный курс стал выше, а величина чистого экспорта осталось неизменной.
Отсюда следует, что протекционистская торговая политика не влияет на сальдо текущего счета платежного баланса. Поскольку дефицит текущего счета платежного баланса отражает превышение импорта над экспортом, можно предположить, что сокращение импорта должно уменьшить дефицит текущего счета платежного баланса. Тем не менее, модель убедительно показывает, что протекционистская политика ведет только к повышению реального обменного курса.
Это происходит потому, что удорожание товаров отечественного производства по сравнению с иностранными товарами ведет к снижению чистого экспорта, сводя на нет увеличение чистого экспорта, которое было вызвано протекционистскими мерами. [5]
Инвестиционная политика направлена на стимулирование инвестиций за счёт сокращения налогов и субсидий, что увеличивает приток инвестиций в страну, при любой процентной ставке. Таким образом, политика, стимулирующая инвестиции, ведет к положительному сальдо счета движения капитала и дефициту счета текущих операций. [5]
Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение(величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.
Если экономика страны находиться в стадии спада, то применяется стимулирующая бюджетно-налоговая политика. Изменение бюджетно-налоговой политики, вызывающие увеличение частного потребления или государственного потребления и снижение налогов, приведут к снижению объема национальных сбережений и, таким образом, данное изменение ведет к уменьшению чистого экспорта. Таким образом, если начальная ситуация характеризуется полностью сбалансированной внешней торговлей, то меры бюджетно-налоговой политики, приводящие к сокращению национальных сбережений, сопровождаются возникновением положительного сальдо счета движения капиталов и дефицита счета текущих операций платежного баланса.
Если экономика страны находиться в стадии подъема, то применяется сдерживающая бюджетно-налоговая политика. При, которой, сокращаются правительственные расходы или частное потребление, происходит увеличение налогов, что приводит к увеличению объема национальных сбережений, росту чистого экспорта страны, все это приводит к профициту счета текущих операций. [5]
Политика занятости – научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда.
Одновременное обеспечение внутреннего и внешнего равновесия экономической системы является одной из основных проблем макроэкономического анализа в условиях открытой экономики. Под внутренним равновесием понимается такое состояние экономики страны, при котором обеспечивается соответствие совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости и отсутствии инфляции. Под внешним равновесием будем понимать равновесие счета текущих операций платежного баланса, т. е. акцентируем внимание на потоках товаров и услуг.
Очевидно, что для обеспечения внутреннего и внешнего равновесия правительство страны может использовать инструментарий как бюджетно- налоговой политики, изменяя, например, государственные расходы, так и денежно-кредитной политики, прибегнув, в частности, к изменению реального обменного курса национальной валюты. Естественно, что для одновременного достижения обоих видов равновесия механизмы бюджетно- налоговой и денежно-кредитной политики должны быть тщательно скоординированы.
В модели труда и занятости внутреннее равновесие (полной занятости) имеет нисходящий характер. Это обусловлено тем, что рост государственных расходов приведет к увеличению объемов национального производства и избыточной занятости. Для восстановления внутреннего равновесия в этих условиях должно произойти реальное удорожание национальной валюты за счет, например, ревальвирования национальной валюты.
Рост объемов национального производства и избыточной занятости, обусловленные увеличением государственных расходов вызовет соответствующее сокращение чистого экспорта, т.е. дефицит счета текущих операций. Для восстановления внешнего равновесия в этих условиях необходимо девальвировать национальную валюту, что обусловит обесценение реального валютного курса и достижение нулевого сальдо счета текущих операций. [5]
3.2.1 Причины дефицита и
профицита счета текущих
Рассматривая каждую экономику отдельно, выявим, что в Аргентине при рассмотрение трех десятилетий, предшествующих периоду 2000-х гг., отражается тот факт, что экономическое развитие Аргентины характеризуется отсутствием стабильности и резкими сменами стратегий развития. Но наблюдается тот факт, что наблюдается профицит счета текущих операций. Достаточно трудно объяснить причины и факторы, которые стимулировали экономический рост в эти десятилетия. Совершенно очевидно, что к ним нельзя отнести ни экспорт, ни инвестиции. Фактически невозможно определить единую или господствующую стратегию развития, которая продержалась бы более трех или четырех лет. Единственной четко выраженной стратегией, используемой в Аргентине и служившей в качестве базы модели замещения импорта, была та, которая благоприятствовала генерации доходов промышленного сектора посредством использования высоких протекционистских барьеров, которые делали эту отрасль высоко рентабельной.
Оценивая весь период вплоть до 2012-года, характеризуемого турбулентностью, можно отметить, что внешнее воздействие в течение 2000-х годов существенно улучшили условия доступа к рынкам капитала и кредита. На протяжении всего десятилетия 2000-х годов внешние условия проявлялись в различных формах и оказывали заметное воздействие на аргентинскую экономику. С еще большей интенсивностью на экономике Аргентины отразились финансовые последствия мексиканской девальвации. Одновременно, можно отметить и положительное воздействие на внешнюю торговлю страны некоторых факторов, связанных с расширением бразильской экономики в этот период и положительным изменением условий внешнеторгового обмена.
Не исключено, что после 10-летнего периода относительной стабильности и высоких темпов экономического роста аргентинская экономическая модель государственного национализма и социальных приоритетов начинает рушиться. Темпы экономического роста страны , в 2011 году составлявшие 8,9%, в первой половине текущего года снизились до 5,2%, причем есть основания ожидать сохранения данной отрицательной динамики. Меры валютного контроля, направленные на сокращение оттока капитала из страны, а также ограничения на импорт, введенные в попытке приостановить уменьшение сальдо торгового баланса, ударили по аргентинской автомобильной промышленности, которая и без того пострадала в результате снижения внутреннего спроса. Засуха и необоснованно завышенный курс национальной валюты ухудшили положение дел. При этом последние политические решения свидетельствуют об усилении государственного контроля. Таким образом, на данный момент прогнозируется темпы роста ВВП на уровне лишь3,1% на 2013 год. Снижение темпов экономического роста, помимо всего прочего, может выявить некоторые проблемы интервенционистской экономической модели Аргентины. При этом могут возникать сложности политического характера. [7]
Постепенной стабилизации экономики начали происходить в 1998 году после введения фиксированной ставки национальной валюты к немецкой марке (позднее евро), то есть после введения "валютного управления" согласился Международный валютный фонд и Всемирный банк. 2000 год также отмечен стабилизирующий налогово-бюджетной политики, в то время практически до 2009 года удалось сохранить бюджет профицитным. Присоединение к ЕС Болгарии принесла значительную либерализацию торговли, с другой стороны, экономика страны подверглась сильным инфляционным давлением, которое было единственной причиной нынешнего невыполненными амбиции присоединения ERM-2, необходимых для вступления в еврозону. В контексте нынешнего ужесточения условий для будущих членов еврозоны невозможно установить дату введения евро в Болгарии.
Стабилизации и постепенного восстановления болгарской экономики началось во 2-й полугодии 2010 года продолжилось и в первой половина 2011th ВВП в этот период фактически выросли на 2,2%
Дефицит текущего счета платежного баланса в конце 2007 года составил -7 755,2. В конце 2011 года сальдо счета текущих операций уже было положительным в размере 244,1.
Экономика Болгарии пережила немало драматичных моментов в течение 1990-х годов. Экономика страны испытала серьёзный кризис после роспуска СЭВ и ослабления хозяйственных связей с бывшими социалистическими странами. Уровень жизни населения значительно упал, и только в 2004 году страна смогла достичь уровня 1989 года.
Несмотря на отрицательное сальдо торгового баланса и платежного баланса по счету текущих операций –1064,0 млн долларов и – 659,1 млн долларов в 1999 г., соответственно), происходил рост валютных резервов. Дефицит во многом был покрыт притоком инвестиций в болгарскую экономику, отчасти вызванным реализацией правительственной приватизационной программы. Стоит отметить, что типичная для переходных экономик проблема реального удорожания национальной валюты, отрицательно влияющая на конкурентоспособность отечественных товаров, пока практически не затронула Болгарию по причине падения курса немецкой марки и евро по отношению к доллару США, на который приходится до 75% внешнеэкономических расчетов. Дефицит счета текущих операций считается одной из наиболее серьезных угроз для экономики Болгарии. На данном этапе в 2012 году наблюдается улучшение счета текущих операций. Положительное сальдо было обусловлено главным образом положительным сальдо услуг, текущих трансфертов и внешней торговли, сказал центральный банк.
3.2.2Характеристика политики хранения сбережений
Сбережения – это та часть дохода, которая не потребляется.