Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

В этих условиях активизация арендных отношений ускоряет достижение задач оптимизации экономической деятельности на предприятии, способствует повышению эффективности оборудования в условиях действия разного рода ограничивающих факторов, позволяет осуществить модернизацию производства на основе современных технологий. Арендные экономические отношения и формы хозяйствования (включая лизинг) должны быть узаконены и широко развиты во всех секторах российской переходной экономики. Это важное условие развития предпринимательской деятельности, позволяющее собственнику с пользой для себя и общества пустить в хозяйственный оборот имущество, которое он сам не в состоянии или не желает производительно использовать.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.
Сущность и экономическое значение арендных отношений.
1.1. Развитие арендных отношений
1.2. Основные участники и правовое регулирование аренды
1.3. Сущность, отличительные особенности и преимущества лизинга
Глава 2.
Особенности лизинговых отношений.
2.1. Правовые основы лизинговых отношений
2.2. Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности в России
2.3. Субъекты и объекты лизинговых отношений
2.4. Формы, типы и виды лизинга
А) Оперативный
Б) Финансовый
В) Возвратный
Г) Долевой
Д) Прямой
Е) Сублизинг
Глава 3. Преимущества и недостатки лизинга для отдельных субъектов
3.1. Положительные моменты
А) Для государства
Б) Для лизингополучателя
В) Для лизингодателя
Г) Для продавцов лизингового имущества
3.2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала 2.doc

— 218.00 Кб (Скачать)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
 

 

 

 

По дисциплине:  макроэкономика

На тему: Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего                                                     использования капитала

 

 

 

 

 

 

 


Выполнила: студентка 1 курса

группы  «

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

С О Д Е Р Ж А Н И Е


ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.
Сущность и экономическое значение арендных отношений.

1.1. Развитие арендных отношений

1.2. Основные участники и правовое регулирование аренды

1.3. Сущность, отличительные особенности и преимущества лизинга

Глава 2.
Особенности лизинговых отношений.

2.1. Правовые основы лизинговых отношений

2.2. Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности в России

2.3. Субъекты и объекты лизинговых отношений

2.4. Формы, типы и виды лизинга

А) Оперативный

Б) Финансовый

В) Возвратный

Г) Долевой

Д) Прямой

Е) Сублизинг

Глава 3. Преимущества и недостатки лизинга для отдельных субъектов

3.1. Положительные моменты

А) Для государства

Б) Для лизингополучателя

В) Для лизингодателя

Г) Для продавцов лизингового имущества

3.2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ
Новый этап социально-экономических реформ закономерно акцентирует внимание на процессах, происходящих на микроуровне, Возрастные самостоятельности предприятий, увеличение их роли в формировании и распоряжении инвестициями, многообразие складывающихся в рыночной экономике экономических взаимоотношений предполагают необходимость поиска, изучения и внедрения новых форм и методов хозяйственной деятельности. Ускорение научно-технического прогресса, как объективная необходимость современного экономического развития, обусловило создание и все возрастающую эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования. Стоимость этой техники постоянно и значительно возрастает, что затрудняет ее обновление. Ускорились темпы морального старения, предполагающего необходимость периодической замены основных средств. Обострившаяся конкуренция заставляет многие фирмы промышленно развитых стран интенсивно использовать имеющиеся средства производства, прибегая к более совершенным средствам их приобретения, использования и обслуживания.
В этих условиях активизация арендных отношений ускоряет достижение задач оптимизации экономической деятельности на предприятии, способствует повышению эффективности оборудования в условиях действия разного рода ограничивающих факторов, позволяет осуществить модернизацию производства на основе современных технологий. Арендные экономические отношения и формы хозяйствования (включая лизинг) должны быть узаконены и широко развиты во всех секторах российской переходной экономики. Это важное условие развития предпринимательской деятельности, позволяющее собственнику с пользой для себя и общества пустить в хозяйственный оборот имущество, которое он сам не в состоянии или не желает производительно использовать.
В условиях жесткой конкуренции за внутренние и внешние рынки все более важным становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Эти дополнительные требования позволяет удовлетворить лизинг. Эффективность лизинговых операций связана с возможностью обеспечить дополнительные каналы сбыта своей продукции производителем. Для пользователей лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов и оборудования без больших начальных вложений, что способствует высвобождению финансовых средств. Лизинг позволяет пользователю получить налоговые льготы, более гибко осуществлять арендные платежи, для мелких и средних фирм, он более доступен, чем получение кредита. Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено, с одной стороны, выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, с другой стороны - поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса, инструмент инвестиций.
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.
До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.
В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет.1 Нынешняя экономическая ситуация в Росси, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

 

 

 

Глава1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.


1.1. РАЗВИТИЕ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Раскрытие сущности арендных отношений восходит к далеким временам Аристотеля. Именно ему принадлежит часто цитируемое в отечественной и зарубежной литературе выражение: "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности". Иными словами, чтобы получить доход, хозяйственнику совсем не обязательно иметь в собственности какое-то имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате получать доход. Многие древние цивилизации, включая греческую и римскую, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным средством приобретения оборудования, земли и домашнего скота. Римскому праву был отлично известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве. В частности практиковалась аренда судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа. Долговременные "чартерные" соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей части обязательств, вытекавших из монопольного использования арендуемых средств. В этих соглашениях об аренде кораблей отражен практически тот же круг проблем, который служит предметом обсуждения и в сегодняшних переговорах между арендодателем и арендатором.
Таким образом, сама по себе оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения, известна праву с давних времен.
В начале XIX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в аренду. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.
Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозка угля, однако вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. В этих условиях небольшие компании покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду(лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов. При составлении договора они стали включать в него право на покупку (опцион) предоставлявшееся пользователю по окончании срока аренды. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки получили название договоров аренды-продажи (hire-purchase).
Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в том, чтобы получить необходимое финансирование изготовления своей продукции. Изготовители и продавцы посчитали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план-график выплат. Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами.
Во время Второй мировой войны правительстве США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью. Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса: правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Это было связано с тем, что промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь ограниченную рыночную стоимость в мирное время. В этих условиях аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором о подряде, минимизировала риск.
В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. Начиная с 30-х гг. Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей.
Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америка в начале 50-х гг. нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины, суда, механизмы, самолеты и т.д. При этом правительство США оперативно разработало и реализовало государственную программу стимулирования арендных отношений.
Достаточно активно арендные отношения применялись в нашей стране в сфере международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением "Совтрансавто", которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры. В 1990 г, Аэрофлот сделал заказ на аренду нескольких пассажирских самолетов западно-европейского производства А-310. В настоящее время эта практика получила заметное развитие.


1.2. ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АРЕНДЫ
Аренда представляет собой один из видов предпринимательской деятельности. В настоящее время многие предприятия имеют на балансе достаточно большое количество материальных ценностей, недвижимости, машин, механизмов, часть которых не используется постоянно в производственном процессе. С другой стороны, небольшие (особенно вновь создаваемые) предприятия, расширяющие свое производство, не могут приобрести дорогостоящее оборудование, помещения для производственной и административной деятельности, транспортные средства. Следовательно, арендные взаимоотношения в такой ситуации могут быть выгодны как для арендодателя, так и для арендатора.
В аренду могут быть сданы здания, сооружения, помещения, объекты, оборудование, транспортные средства, земельные участки и другое имущество, которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств (т.е. так называемые не потребляемые вещи).
Суть арендных отношений заключается в том, что арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и использование за определенную плату имущество, которое является собственностью арендодателя как на протяжении всего срока действия договора аренды, так до и после его действия.
При рассмотрении механизма арендных отношений необходимо разграничивать капитал-собственность и капитал-функцию. Кому отчуждается капитал-функция, не имеет значения. Это может быть унитарное предприятие, формируемое государственными и муниципальными органами, частное физическое или юридическое лицо и т.д. Важны принципы: полное отчуждение прав на использование (собственность-функцию), возмездность, (возвратность) капитала-собственности, платность пользования имущественным и денежным капиталом.
Взаимоотношения между арендатором и арендодателем определяются договором аренды, который оформляется в письменном виде и должен содержать подробные данные о передаваемом в аренду имуществе, а также о сроках аренды, размере арендной платы и порядке ее внесения. Основным документом, определяющим права и обязанности участников договора аренды, условия предоставления имущества арендатору, ответственность арендатора за недостатки сданного в аренду имущества является Гражданский Кодекс РФ (гл. 34). Арендная плата за имущество включает в себя сумму амортизационных отчислений на полное восстановление, затраты на ремонт и поддержание переданного в аренду имущества в работоспособном состоянии, а также проценты от прибыли.
В российском законодательстве различается два основных вида аренды; краткосрочная, предполагающая возврат арендатором арендодателю арендованного имущества через определенный период времени, и долгосрочная или финансовая аренда (лизинг).
В практике западных фирм краткосрочная аренда (renting) производится на срок от одного дня до одного года и представляет собой аренду машин, оборудования, транспортных средств и других видов техники без права их последующего приобретения арендатором. Среднесрочная аренда имущества (hiring) производится на срок от одного года до трех лет и более. Наконец, долгосрочная аренда имущества или лизинг представляется партнерами на срок от трех лет и более. Вместе с тем приведенные сроки представляют скорее элемент классического подхода к временному аспекту, характеризующим арендные отношения. На практике они во многом определяются содержанием и формой непосредственно самого договора, экономическими и правовыми условиями, в рамках которых действуют участники арендных отношений.
Как отмечается в Гражданском Кодексе (гл.34), в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены. Договором предусмотрены обязанности сторон по содержанию арендованного имущества. Так, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. При этом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу.
Законодательством предусмотрены нормы, регулирующие возможность досрочного расторжения договора по требованию одной из сторон. Так, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества, либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату,
4) не производит капитального ремонта в установленные договором сроки (в тех случаях, когда в соответствии с договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора).
Отношения аренды являются двухсторонними, поэтому, любые изменения в стоимости предмета аренды должны отразиться на балансе обоих предприятий.


1.3. СУЩНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ЛИЗИНГА
Австрийский исследователь 3.Хойер в своей книге "Как делать бизнес в Европе " отмечает, что первое известное употребление термина "лизинг" относиться к 1877 голу, когда телефонная компания "Белл" приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, т.е. устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. По утверждению В.Хойера, первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, стала созданная в 1952 г, в Сан-Франциско известная американская компания “United States Leasing Corporation”. Коммерческие банки США начали принимать непосредственное участие в лизинговых операциях, в основе проведения которых стали лежать схемы предоставления специализированной лизинговой компании кредитных ресурсов для приобретения оборудования.
В 80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly before buy" ("летать, прежде чем покупать").
В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако существенное развитие лизинг получил в этой стране только в 70-е гг., после введения налоговых льгот.
По мнению таких специалистов, как Е.Чекмарева, В.Перов, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР являлся наем морского судна без экипажа.
Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.
В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг", ставшая корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. В настоящее время действует более 25 лизинговых компаний, еще более 40 заявили о своем намерении работать в этой сфере. Одними из первых были зарегистрированы "Росагроснаб" - лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " - лизинг самолетов. Много лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк), "Лизингбизнес” (Мосбизнеcбанк).
Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 " О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности " определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа Правительство РФ приняло Постановление № 633 "0 развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Этим Постановлением утверждено Временное положение о лизинге.
В развитие Постановления утверждены методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав акционерной лизинговой компании.
Целью Федеральной программы развития лизинга в РФ является создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно- правовой базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга в РФ и т.п.
В Федеральной программе дан прогноз развития лизинга в РФ: предполагается увеличение доли лизинга в общем объеме инвестиций до 20%. В Постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 "0 государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ" включено следующее положение: "считать целесообразным предусматривать ежегодно в Федеральной инвестиционной программе средства на общую сумму до 8 трлн. руб, для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга ".
Термин "лизинг" происходит от английского глагола ''lease” и означает - сдавать и брать имущество внаем. Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах.
В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга.
Лизинг как экономико-правовая категория, представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлечение финансовых средств, когда по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей.
К прямым участникам лизинговой сделки, т.е. к субъектам лизинга относятся:
а) лизинговые фирмы и компании - лизингодатели:
лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и регистрируемый в качестве индивидуального предпринимателя;
б) производственные предприятия - лизингополучатели;
в) поставщики объектов сделки - оборудования, техники, другого имущества, т.е. продавцы.
Лизингополучателем и поставщиком может являться любое юридическое лицо. В зависимости от предоставляемых услуг лизинговые компании условно можно подразделить на:
- финансовые, которые действуют лишь как кредитные институты;
- сервисные, которые сдавая оборудование в лизинг, берут на себя все (или часть) обязанности, связанные с обслуживанием, ремонтом, страхованием оборудования, контролируют оплату налогов, консультируют пользователя в отношении эксплуатации оборудования;
- брокерские, основными функциями которых является посредничество по совершению лизинговых сделок путем сведения вместе участников лизинговой операции.
В лизинговых операциях большая роль отводится участию банков , которое может быть прямым (непосредственная сдача машин и оборудования во временное пользование) и косвенное (предоставление ссуд лизинговым компаниям).
В настоящее время в лизинговых операциях все чаще принимают участие страховые компании, а также пенсионные фонды.
Различается лизинг недвижимости (здания и сооружения) и лизинг движимого имущества (транспортные средства, строительная техника, средства связи, оргтехника, станки, механизмы, приборы и т.д.).
Подавляющую часть лизинговых операций в европейских странах составляют сделки с движимым имуществом.
Лидером по удельному весу в общем объеме лизинговых операции и лидером по темпам роста является лизинг легковых автомобилей.
Наибольший удельный вес по срокам предоставления оборудования в лизинг в Европе составляет лизинг от двух до пяти лет. Вместе с тем значительные объемы (14.2%) приходятся на лизинговые операции свыше пяти лет.
Несмотря на то, что объем лизинговых операций в промышленности несколько сократился, эта отрасль народного хозяйства совместно со строительством продолжает оставаться наиболее крупными потребителями лизинговых услуг в странах - членах Ассоциации “LEASUEROPE”.
По-прежнему крупнейшим заказчиком выступает частный сектор - здесь преобладает дает лизинг легковых и грузовых автомобилей, на который приходится в совокупности свыше половины объемов лизинговых сделок.
Основными вилами лизинга признаются финансовый лизинг и оперативный лизинг, Финансовый лизинг характеризуется тем, что срок, на который оборудование передается во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку его службы. По окончании срока действия договора лизинга пользователь может приобрести оборудование в собственность, возобновить договор на льготных условиям либо прекратить договорные отношения.
Для Оперативного лизинга характерно частичное возмещение стоимости отдаваемого в лизинг имущества (срок амортизации длиннее срока договора) Поэтому лизингодатель вынужден сдавать имущество в пользование несколько раз, как правило, разным пользователям, а чтобы сохранить предмет лизинга в хорошем техническом состоянии он принимает на себя, наладку, обслуживание и ремонт техники. Оперативный лизинг предпочтителен в тех случаях, когда сдается оборудование с высокими темпами морального износа, при сезонных работах или разовом целевом использовании арендуемого оборудования. Как правило, основными объектами оперативного лизинга являются ЭВМ копировальные устройства» автомобили.
Договорные отношения, при которых имущество передается арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества, так называемые "оперативный лизинг" (или аренда) не регулируются Временным положением о лизинге, Операции по оперативному лизингу регулируются действующим гражданским законодательством, в частности главой 34 Гражданского Кодекса РФ.
Таким образом, договор лизинга предполагает наличие следующих особенностей:
1. Во взаимоотношениях участвуют три субъекта лизинга: лизингополучатель, лизингодатель и продавец.
2. Право выбора объекта лизинга и продавца лизингового имущества принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором.
3. Лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца лизингового имущества только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю,
4. Специфическое финансирование лизингополучателя лизингодателем осуществляется путем покупки сдаваемого в лизинг оборудования.
5. Лизинговое имущество используется лизингополучателем тальков предпринимательских целях,
6. Сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную (или близкую к ней) стоимость лизингового имущества в ценах на момент заключения сделки.
7. Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя (как правило).
8. По соглашению сторон в договоре лизинга может быть предусмотрена ускоренная амортизация лизингового имущества в соответствии с законодательством РФ с последующим уведомлением об этом налоговых органов.
Как отмечает Е.Кабатова, во взглядах на лизинг существуют два методологических подхода. В рамках первого анализируют лизинг с помощи) традиционных институтов гражданского права: договоров аренды, купли-продажи, займа, поручения и пр.. Второй подход акцентирует внимание на том, что сложность и оригинальность отношений лизинга дает основания рассматривать их как особы' отношения, При этом желание определить юридическую природу лизинга с помощью уже известных институтов приводит к тому, что какая-то часть отношений его участников остается за пределами этого института, будь то аренда, продажа в рассрочку, заем или поручение.
Во многих странах распространен взгляд на лизинг как на одну из форм финансирования, применяемую наряду с кредитом, займом и пр. В этом случае основное внимание уделяется финансовой стороне сделки, Действительно, хотя лизинг фактически возник из аренды-продажи, он далеко не исчерпывается отношениями по временному использованию оборудования. В лизинге сочетаются элементы купли-продажи, аренды, а в некоторых случаях - еще займа, гарантии и др. Отношения сторон этих договоров, их взаимосвязанность и взаимообусловленность представляют собой сложную структуру. В более широком смысле под лизингом понимается весь комплекс имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения, В любом случае предполагается участие как минимум трех лиц, заключается два договора и более, пользователь вступает во взаимоотношения с изготовителем и т.д. Тем не менее, в комплексе отношений лизинга, как представляется, главенствующую роль играют отношения по временному использованию оборудования, отношения по купле-продаже остаются как бы вспомогательным звеном, хотя именно они являются "пусковым механизмом" для возникновения первых. Договор о передаче оборудования во временное пользование (договор лизинга) как важнейший элемент комплекса лизинговых отношений имеет много общего с договором аренды. Оба договора опосредуют отношения по передаче оборудования во временное пользование, но при этом отличаются субъектный состав, содержание договоров, наличие в договоре лизинга элементов купли-продажи и пр. К тому же имеется "перекрестная" связь участников разных элементов: продавец оборудования, хотя и заключает договор со специализированной компанией (покупателем), передает его лизингополучателю и несет ответственность за качество оборудования перед ним, а не стороной договора купли- продажи, силу этих особенностей договор лизинга отличается от договора классической аренды.
Во французско-русском юридическом словаре содержание понятия "лизинг" раскрывается как аренда оборудования специально приобретенного предприятием арендодателем для предприятия-арендатора. Французский ученый Л.Кремье-Израэль в работе "Лизинг и кредит-аренда движимого имущества" определяет лизинг как совокупность операций, позволяющих передавать имущество пользователю взамен на получение периодических платежей и в некоторых случаях включение опциона на покупку, а кредит-аренда - это часть лизинга (аренда оборудования для профессиональных целей с участием капитала финансовой организации).
Английская лизинговая ассоциация ELA (English Leasing Association) определяет финансовый лизинг как договор, по которому лизингодатель в течение обязательного не расторгаемого периода, получая платежи, амортизирует капитал и получает прибыль. Другое определение той же ассоциаций характеризует лизинг как договор между лизингодателем и пользователем на временное пользование специфического имущества, взятого у производителя или продавца пользователем. При этом договор признается лизингом, если он заключен на срок не менее 75% срока эксплуатации его имущества.
Таким образом “генетическое " сходство наиболее важного элемента лизинга с договором аренды позволяет рассматривать договор лизинга как договор аренды со специфическими чертами. ЭТУ точку- зрения, в частности, разделяют немецкие специалисты Бук Х., Ларенц К. и др. Лизинг - как разновидность арендных операций - рассматривают российские экономисты в работе "Аренда и лизинг " ( Талье И., Абашина А. и др).
В самостоятельную отрасль лизинг выделился первоначально в США, а затем в короткие сроки распространился в странах Западной Европы и Японии. Причины "лизингового бума" за рубежом заключены в высокой эффективности и чрезвычайной гибкости лизинга как инвестиционного инструмента. Лизинг был востребован экономикой ввиду резко возросших инвестиционных потребностей хозяйства, в силу сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не могли удовлетворяться за счет исключительно традиционных каналов финансирования. В условиях обостряющейся конкуренции лизинг стал дополнительным и достаточно эффективным каналом сбыта произведенной продукции, он позволял добиваться расширения круга потребителей и завоевывать новые рынки сбыта. Одной из причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 1092 стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога).
После Второй мировой войны почти во всех промышленно развитых странах была введена ускоренная амортизация (acceleration depreciation), при этом появлялась возможность списать основную часть капиталовложений в
первые годы эксплуатации оборудования, что способствовало более быстрому накоплению амортизационного фонда, а, следовательно, и более быстрому восстановлению, обновлению оборудования.
В 1981 г. в США была проведена налоговая реформа, основные положения которой были отражены в Налоговом законе экономического восстановления (Economic Recovery Tax Act), принятом Конгрессом по предложению администрации Р. Рейгана. Законом были введены самые значительные в истории страны нормы амортизационного списания основного капитала:
- легковые, грузовые машины, специальное оборудование - 3 года,
- другие виды машин и оборудования, а также собственность, принадлежащая властям штатов со сроком службы до 18 лет - 5 лет,
- остальная собственность и часть недвижимости - 10-15 лет.
Реформа предоставила право корпорациям более свободно распоряжаться своими налоговыми льготами, используя при этом лизинг.
Использование при лизинге амортизационных и налоговых льгот оказалось экономически выгодно для всех участников: арендодатель получал все налоговые льготы, которые обычно не мог получить при покупке того же оборудования; для арендатора с учетом полученных льгот, мог рассчитывать на определенное понижение арендных ставок со стороны арендодателя, которые в ряде случаев могли оказаться в полтора-два раза меньше размеров процентов по обычному кредиту; наконец, фирма-продуцент получала возможность обеспечить гарантированную реализацию своей продукции.
Россия относится к числу стран, не имеющих специального законодательства по урегулированию лизинговых отношений. Несмотря на то, что в области создания нормативно-правовой базы за последние два года в области лизинга было принято 4 законодательных и около 10 нормативных документов и преимущества лизинга сегодня очевидны, говорить о его развитии в России пока не приходится. По оценкам специалистов, доля лизинга в 1996 г. составила лишь 1% суммарных инвестиций; на Западе с использованием лизинга осуществляется 25-30% всех инвестиций.


Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
До 1996 года в соответствии с российским гражданским правом лизинговые операции могли проводиться в качестве сделок «хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему» (ст. 4 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, ст. 8 Гражданского кодекса РСФСР 1994 года). Наличие в финансовой аренде элементов договора купли-продажи и имущественного найма делало возможным применение по аналогии (ст. 10 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, ст. 6 Гражданского кодекса РФ) норм, регулирующих упомянутые виды договоров.
Формирование гражданско-правового института лизинга в России продолжается и по сей день. Первым актом правового регулирования лизинговых отношений стал Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”, носивший во многом порученческий характер. Указ содержал некоторые спорные положения, которые не были восприняты последующим законодательством. Например, допускалось, что предметом договора о лизинге могут быть имущественные права. В Указе Президент предписывал Правительству, министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать документы и внести предложения по подготовке базы для развития лизинговых отношений в Российской Федерации.
29 июня 1995 года Правительство приняло постановление № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, утвердившее “Временное положение о лизинге” (далее «Временное положение о лизинге»). Этот нормативный акт положил начало конкретному регулированию лизинговых отношений, поскольку ранее участники лизинговых сделок могли руководствоваться только общими нормами, регулирующими отношения аренды.
Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала вторая часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 года.
Лизинговые сделки описаны в параграфе 6 главы 34 («Аренда») Гражданского кодекса РФ. Этот параграф носит название «Финансовая аренда (лизинг)». Он состоит из шести статей, в которых даны определение договора финансовой аренды, предмета договора, порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственности продавца. Данный параграф является новеллой гражданского законодательства.
Гражданский кодекс впервые применил термин “финансовая аренда”, до этого в нормативных актах и на практике встречалось только понятие “лизинг”. В законе эти термины используются как синонимы.
8 февраля 1998 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 16-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” (далее Конвенция). Данная конвенция разрабатывалась с 1974 года Международным институтом по унификации частного права (UNIDROIT - УНИДРУА). Окончательно ее согласовали в 1988 году на конференции в Оттаве представители 55 государств.
Основная цель Конвенции – унификация правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением сделок финансового международного лизинга. Предметом регулирования Конвенции являются те лизинговые сделки, при которых лизингодатель и пользователь находятся в разных странах и срок лизинга оборудования приближается к сроку его амортизации. Конвенция трактует классический лизинг, который носит трехсторонний характер: продавец оборудования, лизингодатель и пользователь.
В Конвенции, в частности, зафиксированы такие важные положения, как самостоятельный характер финансового лизинга по отношению к традиционному договору аренды. В ней предусмотрено освобождение лизингодателя – собственника оборудования от ответственности за ущерб или убытки, причиненные этим оборудованием лизингополучателю или третьим лицам. Закреплено право пользователя непосредственно обращаться с претензиями по оборудованию к поставщику (притом, что поставщик не несет ответственности одновременно перед лизингодателем и пользователем за один и тот же ущерб).
В перспективе участие России в Оттавской Конвенции способно облегчить выход на международный рынок отечественных лизинговых компаний и предприятий – поставщиков оборудования по схеме лизинга.
Конвенция создает только общие контуры регулирования международных лизинговых сделок, которые могут дополняться участниками в зависимости от конкретных условий. Участники вправе вообще не применять Конвенцию в целом, а также отступать от тех или иных ее положений, кроме специально оговоренных.
Россия присоединилась к Конвенции с заявлением о том, что “вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства”. Право на такого рода заявление предусмотрено ст. 20 Конвенции, а его необходимость вызвана тем, что у России несколько по-иному и в целом строже, чем это предусмотрено п. 3 ст. 8 Конвенции, регулируется ответственность лизингодателя в отношении сохранности оборудования, в отношении ответственности перед третьими сторонами за смерть, причинение телесных повреждений или ущерба собственности, причиненных оборудованием, при наличии умысла или неосторожности лизингодателя. Имеется в виду прежде всего ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает основания ответственности за нарушение обязательств. Сделанным заявлением, по сути, дополнительно ограждаются интересы отечественных лизингополучателей.
Интересы России в присоединении к этой Конвенции состоят в том, что такой документ является ориентиром для разработчиков внутреннего лизингового законодательства, так как присоединение к международному договору предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положениями этого договора.
Однако успешному развитию лизинга в России препятствует ряд обстоятельств, основным из которых является несовершенство правовой базы. В частности, проблема касается двойного налогообложения лизинговых сделок.
В частности, анализ действующего Гражданского кодекса РФ в части, касающейся лизинговых отношений, выявляет ряд недостатков. Например, Гражданский кодекс никак не ограничивает срок сдачи имущества в аренду. Продолжительность действия договора полностью отдается на усмотрение сторон. Возникает проблема необходимости отграничения договора лизинга от маскируемых под него, с целью получить налоговые льготы, сделок купли-продажи.
В соответствии со ст. 666 Гражданского кодекса РФ “предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности …”. Это ограничение может принести вред, поскольку из числа арендаторов тем самым исключаются некоммерческие организации, использующие арендуемое имущество для выполнения своих уставных целей.
Из определения договора лизинга очевидно, что Гражданский кодекс признает только финансовый лизинг, так как предусматривает наличие в сделке трех участников – арендодателя, арендатора и продавца. Кроме того, ст. 665 Гражданского кодекса РФ закрепляет разовый характер сделки, вытекающий из того, что для каждой сделки арендодатель должен покупать имущество вновь. Это исключает из сферы регулирования параграфа 6 главы 34 Гражданского кодекса РФ такие важные, выработанные многолетней практикой, виды лизинга, как оперативный, револьверный, возвратный и др. Все отношения, не подпадающие под сферу действия параграфа 6 главы 34, официально лизингом признаваться не будут. Конечно, эти и другие виды лизинговых отношений стороны могут урегулировать в конкретных договорах, применяя общие нормы главы 34 Гражданского кодекса РФ об аренде. Однако такие договоры лишатся всех предусмотренных для лизинга налоговых льгот.
В связи с этим усматривается необходимость принятия дополнительных законодательных актов в области регулирования лизинговых отношений. Специальный закон о лизинге призван устранить сегодняшние пробелы в правовом регулировании финансовой аренды. Проект Федерального закона “О лизинге” принят Государственной Думой Российской Федерации 24 октября 1996 года в первом чтении. Данный проект раскрывает основные понятия и определения, присущие лизинговым операциям, а также определяет участников лизинговых отношений; приводятся определения основных видов лизинга; сформулированы права и обязанности сторон; даются основные условия лизингового договора; порядок страхования лизингового имущества; порядок разрешения споров между сторонами, в том числе и при международном лизинге; устанавливается структура и состав лизинговых платежей; требования лицензирования лизинговой деятельности. Данный проект закона предусматривает государственные гарантии для реализации лизинговых проектов, предоставление участникам лизинговых операций права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования, освобождение от налоговых платежей в течение 1 года после создания компании, ряд налоговых льгот для лизинговых компаний, работающих в определенных отраслях (например, в аграрном секторе и авиации).
К сожалению, в проекте Налогового кодекса Российской Федерации, внесенном Правительством РФ 31.01.98 на рассмотрение в Государственную Думу РФ, термин “лизинг” отсутствует. В тексте применяется близкое по смыслу, но не идентичное понятие “аренда”. Проект Налогового кодекса не устраняет ошибочную практику начисления налога на добавленную стоимость лизинговым компаниям: согласно существующего порядка налог на добавленную стоимость взимается за приобретаемое лизингодателем оборудование. Его величина, равно как и выплата процентов за взятый лизингодателем для покупки оборудования кредит, переносится на лизинговые платежи. В соответствии с применяемой практикой налог на добавленную стоимость дополнительно начисляется на лизинговые платежи. Это означает, что налог на добавленную стоимость на один и тот же продукт начисляется дважды.
В проекте предусматривается, что моментом получения дохода при использовании метода счетов признается момент истечения срока договора аренды. При этом, если срок договора аренды охватывает несколько отчетных периодов, доход распределяется по этим отчетным периодам пропорционально. При таком подходе невозможно использовать вполне логичные схемы с нерегулярными лизинговыми платежами.
Лизинг, как новое направление в предпринимательской деятельности России, требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых актов и их систематической корректировки с учетом постоянного мониторинга за действующей системой нормативных документов, выявления положений, препятствующих развитию лизинга и их своевременного устранения.
2.2. Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности в России
В настоящее время разработан комплекс нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в условиях рыночных отношений. Основными финансовыми ресурсами предприятия выступают прибыль и амортизация. Наряду с правовым регулированием формирования инвестиций за счет прибыли и амортизационных отчислений разрабатываются и внедряются такие новые подходы к стимулированию инвестиционной активности, как конкурсное размещение централизованных ресурсов по инвестиционным проектам и др.
Как невозможно добиться изменения всей системы в целом путем форсированного изменения одной из подсистем, так и невозможно добиться существенных изменений в инвестиционной сфере с помощью развития какого-либо одного из факторов активизации инвестиционной деятельности. Положительные результаты здесь могут быть достигнуты только на основе комплексного подхода. Но Правительством предпринимается ряд шагов для развития инвестиционной базы в России, и лизингу здесь отводится важное место. Так, 21 июля 1997 года Правительство РФ приняло постановление № 915 “О мероприятиях по развитию лизинга на 1997-2000 годы”, в котором различным министерствам и ведомствам (МИД, МНС, ГТК, МВЭС и др.) предписывается определенный ряд действий, направленных на развитие этого вида деятельности. Также 3 сентября 1998 года было принято постановление № 1020 “Об утверждении государственных гарантий на осуществление лизинговых операций”. Существует еще целый ряд методических рекомендаций практического характера, утвержденных Министерством экономики 16 апреля 1996 года. Как мы видим, в законодательной базе России, касающейся инвестиционной деятельности, все больше и больше внимания начинает уделяться лизингу, но на практике он зависит от развития реального сектора экономики, который, в свою очередь, напрямую зависит от инвестиционного климата.
К концу 90-х годов в США, например, удельный вес лизинговых операций в общем объеме инвестиций превысил 35%. В Японии, в свою очередь, ежегодный прирост объема лизинговых операций составляет 25-40%. Но у этих стран гораздо больший опыт развития в условиях рыночной экономики, чем у нашей страны, и, вполне возможно, что, основываясь на их опыте, мы придем к таким показателям гораздо быстрее, чем в свое время пришли к ним развитые страны.

2.3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов:
- Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
- Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
- Продавец имущества (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.
- Банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющее средства на приобретение предмета договора.
На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие как:

- страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизенгодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.
- Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:
а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;
б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;
в) подготовку проектов законодательных актов;
г) участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.
Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации, нерезидентом Российской Федерации, а также субъектом предпринимательской деятельности с участием иностранного инвестора, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изучение состояния финансового лизинга в развитых странах позволяет выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:
- Транспортное (транспортные самолеты, автомобили, морские суда, железнодорожные вагоны и т. п.)
- Оборудование связи (радиостанции, спутники, почтовое оборудование и т. п.)
- Сельскохозяйственное оборудование
- Строительное (краны, бетономешалки и т. п.) и многое другое.

Информация о работе Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала