Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики в условиях Республики и Беларусь и определения путей ее совершенствования.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
 изучить методические основы антиинфляционной политики;
 проанализировать антиинфляционную политику в Республике Беларусь;
 выявить направления по ее совершенствованию.

Оглавление

Введение 4
1 Методические основы антиинфляционной политики 6
1.1 Сущность и причины инфляции, ее виды и последствия 6
1.2 Антиинфляционная политика: понятие, цели и методы 11
2 Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь 17
2.1 Оценка инфляционных процессов в Республике Беларусь 17
2.2 Эффективность антиинфляционной политики государства 21
3 Направления развития антиинфляционной политики в Беларуси 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

БГЭУ - Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.docx

— 376.43 Кб (Скачать)

В-пятых, необходимо максимально сократить кредитование в рамках государственных программ и осуществлять его только через созданный Банк развития. Это сделает процентные ставки в государственных банках рыночными, и они будут изменяться соответственно процентной политике Национального банка, что будет приводить к динамике кредитования, требуемой для выполнения целей по инфляции.

Наконец, перед переходом к режиму таргетирования инфляции желательно с помощью жесткой экономической политики снизить инфляцию примерно до 10% в годовом выражении. Затем необходимо постепенно снижать ее дальше уже в рамках таргетирования. Сразу устанавливать цель, например, на уровне 2% нежелательно, так как для этого может потребоваться чрезмерно жесткая монетарная политика, которая может привести к серьезной рецессии. Для успешной реализации таргетирования инфляции необходима и работа по повышению качества моделей, которые используются для прогнозирования инфляции и анализа воздействия монетарной политики на экономику.

Таким образом, безусловным приоритетом мер является структурное реформирование. Качество структурных реформ и их темп являются ключевыми предпосылками потенциала экономического роста. Используя структурные меры в качестве фундамента, в краткосрочном периоде можно более успешно бороться с инфляционными ожиданиями и долларизацией, обеспечив эффективное стимулирование экономики в период циклической рецессии. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Инфляция есть результат превышения денежной массы над товарной массой. Одним из дискуссионных вопросов современной макроэкономической политики государства является разработка комплекса мер, позволяющих обуздать инфляционные процессы. Трудность данной задачи заключается в том, что инфляция порождает множество экономических процессов с положительной обратной связью, когда результат какого-либо процесса выступает в то же время предпосылкой его повторения на новом уровне.

Анализ приведенных в курсовой работе данных показывает, что за указанный период можно выделить 4 тенденции. Во-первых, заметны два пика галопирующей инфляции. Во-вторых, в интервале между 2000 и 2011 гг. инфляция в стране относилась к типу ползучей - до 10% в год. В 2011 г. она опять не превратилась в галопирующую. В-третьих, в 2012 г. серьезных результатов в укрощении инфляции достичь не удалось. А если судить по индексам потребительских цен на товары и услуги и цен производителей, рассчитанным к предыдущему году, то можно сделать вывод, что инфляция в 2012 г. осталась на уровне 2011 г. При этом реальный сектор экономики работал в прежнем режиме. Однако рост потребительских цен обесценил рубль, а повсеместное увеличение цен производителей товаров (услуг и работ) во всех отраслях экономики в конечном итоге «съело» все результаты общественного труда. В-четвертых, инфляция в стране носит системный характер. Она характеризуется не только ростом потребительских цен, но и проявляется во всех отраслях реального сектора экономики, где темпы роста цен иногда опережали ИПЦ.

В 2013 году темпы инфляции составляли 16,5%. Цены на продовольственные товары в 2013 году выросли на 13,4%. Инфляция коснулась и тарифов на услуги.

Проведение эффективной антиинфляционной политики в Республике Беларусь на современном этапе связано с рядом проблем: отсутствие стабильности национальной валюты, что непосредственным образом влияет на повышение цены импорта; опережающий рост доходов населения в сравнении с ростом производительности труда; высокая материало- и энергоемкость производимой продукции при большой зависимости от импортных поставок данных ресурсов; отсутствие согласованности некоторых целевых показателей экономического развития с целями антиинфляционной политики и высокие инфляционные и девальвационные ожидания со стороны населения и субъектов хозяйствования.

Поскольку инфляционные процессы в современных условиях Беларуси имеют глубокие корни, для их преодоления нужно действовать в разных направлениях, но должен быть приоритет монетарной политики. Ряд мер, которые необходимо принимать в первую очередь:

  • дедолларизация экономики;
  • введение ипотеки, которая значительно повысит монетизацию экономики;
  • обеспечение роста товарного покрытия денежной единицы;
  • укрепление курса национальной валюты относительно паритета покупательной способности;
  • проведение взвешенной структурной политики государством.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Беларусь: макроэкономический прогноз. Исследовательский центр ИПМ. – 2014. – №1 (8). – С. 1-8.
  2. Белотелова, Н. П. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 400 с.
  3. Василега, В.Г. Либерализация ценообразования и инфляционные процессы в Беларуси / В.Г. Василега // Белорусский экономический журнал. 2012. – № 1 – С. 103-111.
  4. Веремейко, Ю. Совершенствование бюджетно-финансовой и налоговой политики: планы и их реализация / Ю. Веремейко // Главный бухгалтер. – 2011. – №32. – С. 96-98.
  5. Воробьева, Е. М. Макроэкономика: учебно-методическое пособие / Е.М. Воробьева. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 126 c.
  6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой – М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.
  7. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. паук, проф. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.
  8. Желиба, Б.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки». – Минск: МИУ, 2011. – 429 с.
  9. Желиба, Б.Н. Денежно-кредитная и бюджетно-финансовая политика Беларуси на современном этапе / Б.Н. Желиба // Управление в социальных и экономических системах : м-лы ХXIII международной научно-практической конференции, Минск, 15 мая 2014 г. / редкол.: Н.В. Суша (предс.) и др.; Минский ин-т управления. – Минск, 2014. – С. 7–8.
  10. Жуков, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. Учебник / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Н.Д. Эриашвили. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 783 с.
  11. Зарецкий, А. Как усовершенствовать монетарную политику в Беларуси? / Исследовательский центр ИПМ. – Минск, 2014.
  12. Зеленкевич, М.Л. Деньги. Кредит. Банки: Курс лекций для студентов экономических специальностей. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 258 с.
  13. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие.  – Минск: БГЭУ, 2010. – 296 с.
  14. Кузнецова, Е.И. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 568 с.
  15. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  16. Марыганова, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – М.: КНОРУС, 2010. – 302 с.
  17. Насута, С. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу / С. Насута // Финансы. Учет. Аудит: Научно-практич. журн. – 2011. – №7. – С. 13-14.
  18. Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http:// www.belstat.gov.by/ – Дата доступа: 01.10.2014.
  19. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.nbrb.by – Дата доступа: 02.10.2014.
  20. Чубрык, А. Якія сцэнарыі вытрымае эканоміка Беларусі? / Каментарый 01/2014 // Исследовательский центр ИПМ, 2014. – С. 1-7.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Таблица А.1 – Подходы к антиинфляционному регулированию в рамках западных экономических теорий

 

Кейнсианство

Монетаризм

Теория

«экономики

предложения»

Концепция «неоклассического синтеза»

Направления

антиинфляционного

регулирования

Ограничение

совокупного

спроса

Ограничение

денежного

предложения

Увеличение

совокупного

предложения

Ограничение

совокупного

спроса

Необходимая степень участия государства в регулировании

Активное государственное регулирование для достижения краткосрочных и долгосрочных экономических целей

Государственное регулирование для достижения долгосрочных экономических целей

Государственное регулирование для достижения долгосрочных экономических целей

Государственное

регулирование для достижения краткосрочных и долгосрочных экономических целей

Объект регулирования

Процентные

ставки

Темпы роста денежной массы

Ставки

налогообложения

Темпы роста денежной массы, процентные ставки

Основные виды государственного

регулирования

Фискальная политика (современное кейнсианство - фискальная и денежно- кредитная политика)

Денежно-кредитная

политика

Фискальная

политика

Фискальная и денежно-кредитная политики


 

 

 

 


Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь