Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики в условиях Республики и Беларусь и определения путей ее совершенствования.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
 изучить методические основы антиинфляционной политики;
 проанализировать антиинфляционную политику в Республике Беларусь;
 выявить направления по ее совершенствованию.

Оглавление

Введение 4
1 Методические основы антиинфляционной политики 6
1.1 Сущность и причины инфляции, ее виды и последствия 6
1.2 Антиинфляционная политика: понятие, цели и методы 11
2 Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь 17
2.1 Оценка инфляционных процессов в Республике Беларусь 17
2.2 Эффективность антиинфляционной политики государства 21
3 Направления развития антиинфляционной политики в Беларуси 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

БГЭУ - Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.docx

— 376.43 Кб (Скачать)

Важную роль в борьбе с инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Выбор промежуточных целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий. Основные подходы к регулированию уровня цен в рамках западных экономических доктрин представлены в приложении.

В странах с развитой рыночной экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как правило, сочетаются с элементами других теорий: кейнсианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров.

Таким образом, в стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, т. е. необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг.

Вторым неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так, государство обеспечивает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное значение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

2 Анализ антиинфляционной политики  в Республике Беларусь

 
2.1 Оценка инфляционных процессов  в Республике Беларусь

 

 

В Республике Беларусь инфляция существует с момента достижения независимости. На начальном этапе это было обусловлено сложностями перехода экономики к рынку, разрывом технологических связей, существовавших в рамках СССР, и отсутствием собственного опыта денежно-кредитного регулирования. Однако и в дальнейшем сохранялись высокие темпы ее роста.

Инфляционные процессы влияют как на экономику, так и на социальную сферу государства. Для анализа влияния инфляции на экономическое состояние страны необходимо сравнить темпы инфляции и роста ВВП. На протяжении последнего десятилетия темпы инфляции в стране, в основном, превышали темпы роста ВВП, что отрицательно влияло на качество экономического роста и являлось источником рисков макроэкономической нестабильности.

В 2006 г. был достигнут наименьший уровень инфляции – 6,6% (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Инфляция в Беларуси в 2000-2013 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [18]

 

Как видно из рисунка 2.1, до 2011 года инфляционные процессы в Беларуси находились на умеренном уровне, рост потребительских цен составлял около 10% в год. Однако в 2011 году на фоне валютно-финансового кризиса было зафиксировано резкое ускорение потребительских цен, инфляция по году составила 108,7%.

Переход к новой политике либерализации ценообразования осложнился резкой интенсификацией инфляционных процессов в 2011 г. Но сама по себе либерализация ценообразования не сыграла какой-либо значимой роли в росте цен. Наиболее очевидным инфлятогенным фактором, дестабилизировавшим социально-экономическую ситуацию 2011 г., явилась политика в отношении обменного курса белорусского рубля. Вместе с тем глубинные причины высокой инфляции связаны не только с «переоцененностью» белорусского рубля, проявившейся в 2011 г., но и с нарастанием на протяжении последних пяти лет диспропорций в экономике страны. Причинами инфляции являются не только денежные, но и неденежные факторы, среди которых один из основных – диспропорции в процессе воспроизводства [3, с. 104].

Инфляция в Беларуси за 2013 год составила 16,5%. При этом первоначально она планировалась на уровне 10-12%, но затем показатель был скорректирован в сторону увеличения – 15-16%.

Анализируя инфляционные тренды, следует отметить, что с 2001 и по 2006 г. в стране сложилась устойчивая тенденция снижения темпов роста потребительских цен (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Индексы потребительских цен (в процентах к предыдущему году)

Товары и услуги

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

товары

268,6

161,1

142,6

128,4

118,1

110,3

107,0

108,4

114,8

113,0

107,8

153,2

159,2

118,3

продовольственные

262,2

155,5

135,8

121,6

117,4

109,9

105,4

108,4

113,9

112,8

108,5

159,5

160,6

114,1

непродовольственные

264,9

156,8

138,9

122,8

119,6

111,9

106,1

109,8

117,7

114,0

109,2

162,2

168,0

118,8

услуги

252,2

151,1

124,9

119,0

111,2

104,5

103,4

105,5

106,9

110,4

107,3

155,0

149,5

107,2

Товары и услуги

354,6

216,8

193,5

162,0

121,2

112,1

113,2

108,8

118,2

113,9

105,0

129,6

153,2

138,0


Примечание – Источник: собственная разработка на основании [18]

 

 Если в 2000 г. цены  потребительского рынка выросли  более чем в 2 раза, то в последующие  годы за счет мер, осуществленных в области денежно-кредитной и валютной политики, институциональных изменений, благоприятной внешней и внутренней конъюнктуры, удалось стабилизировать ценовую ситуацию в стране и перейти в режим низкоинфляционного функционирования экономики. В 2005 г. впервые за годы реформ инфляция измерялась однозначной цифрой – 8%.

В 2011-2012 гг. произошел резкий скачок уровня потребительских цен. Основными факторами, повлиявшими на рост цен в 2011 г., выступили, прежде всего, инфляционно – девальвационные ожидания населения, производителей и торговых организаций. Ослабление курса национальной валюты в летний период на теневом рынке происходило большими темпами, чем девальвация, осуществляемая Национальным банком Республики Беларусь. Установившийся в сентябре теневой курс белорусского рубля к доллару США наиболее точно отражал на текущий момент рыночный курс, по которому начали осуществляться торги на дополнительной сессии БВФБ.

Своеобразным демпфером еще большего раскручивания инфляции в 2011 г. послужили относительно невысокие темпы роста тарифов на платные услуги для населения, в частности услуги жилищно-коммунального хозяйства. Всего за год платежи по жилищно-коммунальным услугам выросли в раза – в основном за счет повышения тарифов в феврале на 17,3% и ноябре на 10,9%.

Доминирующий вклад в инфляцию в 2011 г. вносили продовольственные товары.

Инфляция в Беларуси в 2011 г. имела преимущественно монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне. В результате на внутреннем валютном рынке в условиях высоких девальвационных и инфляционных ожиданий сформировался дефицит валюты. Попытка решить проблему административными методами привела к множественности курсов. Даже одномоментная (более чем на 60%) девальвация не смогла нивелировать сложившихся ценовых перекосов на потребительском рынке страны и снизить инфляционно – девальвационные ожидания. В результате происходила интенсификация инфляционных процессов.

Анализ помесячных данных по ИПЦ за последние десять лет показывает, что инфляция в Беларуси носит циклический характер (рисунок 2.2).

 

 
Рисунок 2.2 – Инфляция в Беларуси в 2000-2013 гг.

Примечание – Источник: [18]

 

За редким исключением, наиболее высокие темпы роста потребительских цен отмечаются в январе, затем, как правило, инфляционные процессы в экономике замедляются, и своего минимума достигают в августе, после чего инфляция снова начинает плавно увеличиваться, достигая своих максимальных значений в декабре и январе. Затем цикл повторяется.

Данная тенденция наблюдается и в 2013 г. (рисунок 2.3).

 
 
Рисунок 2.3 – Индексы потребительских цен на товары и платные услуги в 2013 году (к предыдущему месяцу; в процентах)

Примечание – Источник: [18]

 

Таким образом, анализ ценовой динамики на потребительском рынке в 2006-2010 гг. показал, что темпы роста цен, за исключением 2006 г., были значительно выше предусмотренных Программой социально-экономического развития на 2006-2010 гг. Но темпы роста доходов населения значительно превосходили рост потребительских цен, что создавало диспропорции и предпосылки к реализации накопившегося инфляционного потенциала.

Национальная экономика в 2011 г. находилась под воздействием инфляционного шока, несоизмеримого по масштабам с ростом цен за последние десять лет. Ценовая ситуация резко обострилась во II квартале, и на протяжении последующих месяцев (за исключением июля и декабря) инфляционное давление не ослабевало.

Инфляция в Беларуси в 2011 г. имела преимущественно монетарный характер и была обусловлена проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне.

Доминирующим фактором ускорения инфляционных процессов в 2011 г. явилась широкомасштабная девальвация белорусского рубля, в результате которой белорусский рубль с начала года обесценился почти в три раза. С учетом прямого потребительского импорта, а также доли используемого импортного сырья, материалов, покупных изделий и топлива в объеме производства промышленной продукции, идущей на потребительский рынок, девальвация могла инициировать более 90% прироста потребительских цен.

 

 

2.2 Эффективность антиинфляционной  политики государства 

 

Первым направлением антиинфляционной политики в 2013 году стала политика доходов. Существенный рост заработной платы происходил практически в течение всего года, и в среднем за 2013 год реальная заработная плата увеличилась на 15,8% (реально располагаемые денежные доходы населения выросли на 15,4%). Тенденция бурного роста доходов началась еще в 2012 году, и до второго полугодия носила компенсационный характер (возмещала потери в доходах вследствие валютного кризиса) и в значительной мере была подкреплена ростом производительности труда. Однако, начиная со второго полугодия 2012 года, разрыв между темпами роста заработной платы и производительности труда стал быстро увеличиваться. Причем это происходило уже после превышения докризисного уровня заработной платы, а потому вряд ли могло быть обосновано соображениями сглаживания социальной напряженности. В 2013 году разрыв между производительностью труда и заработной платы продолжал увеличиваться, а показатель реальных удельных издержек на труд достиг своих пиковых исторических значений (см. рисунок 2.4).

 

Рисунок 2.4 – Индексы потребительских цен на товары и платные услуги в 2013 году (к предыдущему месяцу; в процентах)

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [18]

 

Это стало одним из факторов давления на потребительские цены, серьезно ухудшало конкурентоспособность отечественных производителей, а также приводило к формированию дополнительного спроса на потребительский импорт. Накопление таких диспропорций становилось все большим вызовом для экономики, а потому к концу года тенденция увеличения реальной заработной платы стала затухать, а по итогам четвертого квартала впервые с 2011 года имело место снижение реальной заработной платы. Таким образом, к концу 2013 года политика доходов перестала быть доступным инструментом.

Вторым направлением спроса стали меры, направленные на инвестиционный спрос. В отличие от 2012 года, когда экономические власти де-факто смирились с недостатком источников финансирования инвестиций, в 2013 году они вновь стали прибегать к форсированию инвестиционного спроса. В первом полугодии Национальный банк пытался интенсифицировать основной рыночный инструмент финансирования инвестиций – банковское кредитование – посредством снижения уровня процентной ставки. Однако изменчивые инфляционные и девальвационные ожидания на фоне низкого доверия к экономической политике не позволили обеспечить устойчивость этого тренда: во втором полугодии для нейтрализации угроз на финансовом рынке Национальный банк вынужден был ужесточить свою политику.

В этих условиях экономические власти задействовали другие источники финансирования. Во-первых, значительный рост в реальном выражении в финансировании инвестиций был обеспечен за счет бюджетных средств. Во- вторых, определенного прироста удалось добиться за счет привлечения кредитов иностранных банков. В-третьих, правительство реализовывало меры по поддержке инвестиционной активности предприятий за счет собственных средств, продекларировав необходимость системной модернизации.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта.

Однако искусственное стимулирование составляющих внутреннего спроса не замедлило сказаться на состоянии чистого экспорта Беларуси. Во-первых, повышение заработной платы, амортизационных отчислений, а также в ряде случаев процентных платежей по кредитам обусловливало значимый рост затрат предприятий. Лишь в отдельных видах деятельности рост совокупных затрат удавалось нейтрализовать за счет ограничения прочих видов затрат (в первую очередь, материальных). Во-вторых, рост затрат накладывался на общий тренд снижения/стагнации уровня цен на большинстве внешних рынков (тогда как на внутреннем рынке они устойчиво росли). В-третьих, экономические власти, исходя из соображений стабильности на внутреннем финансовом рынке, всячески содействовали стабильности номинального курса национальной валюты, что приводило к укреплению реального курса национальной валюты. В-четвертых, на протяжении года происходил ряд неблагоприятных внешних шоков, приводящих к экзогенному сокращению экспортной выручки.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь