Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 16:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики в условиях Республики и Беларусь и определения путей ее совершенствования.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
изучить методические основы антиинфляционной политики;
проанализировать антиинфляционную политику в Республике Беларусь;
выявить направления по ее совершенствованию.
Введение 4
1 Методические основы антиинфляционной политики 6
1.1 Сущность и причины инфляции, ее виды и последствия 6
1.2 Антиинфляционная политика: понятие, цели и методы 11
2 Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь 17
2.1 Оценка инфляционных процессов в Республике Беларусь 17
2.2 Эффективность антиинфляционной политики государства 21
3 Направления развития антиинфляционной политики в Беларуси 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение 34
Важную роль в борьбе с инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.
Выбор промежуточных целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий. Основные подходы к регулированию уровня цен в рамках западных экономических доктрин представлены в приложении.
В странах с развитой рыночной экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как правило, сочетаются с элементами других теорий: кейнсианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров.
Таким образом, в стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, т. е. необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг.
Вторым неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так, государство обеспечивает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное значение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.
Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры.
2 Анализ антиинфляционной
2.1 Оценка инфляционных процессов
в Республике Беларусь
В Республике Беларусь инфляция существует с момента достижения независимости. На начальном этапе это было обусловлено сложностями перехода экономики к рынку, разрывом технологических связей, существовавших в рамках СССР, и отсутствием собственного опыта денежно-кредитного регулирования. Однако и в дальнейшем сохранялись высокие темпы ее роста.
Инфляционные процессы влияют как на экономику, так и на социальную сферу государства. Для анализа влияния инфляции на экономическое состояние страны необходимо сравнить темпы инфляции и роста ВВП. На протяжении последнего десятилетия темпы инфляции в стране, в основном, превышали темпы роста ВВП, что отрицательно влияло на качество экономического роста и являлось источником рисков макроэкономической нестабильности.
В 2006 г. был достигнут наименьший уровень инфляции – 6,6% (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Инфляция в Беларуси в 2000-2013 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [18]
Как видно из рисунка 2.1, до 2011 года инфляционные процессы в Беларуси находились на умеренном уровне, рост потребительских цен составлял около 10% в год. Однако в 2011 году на фоне валютно-финансового кризиса было зафиксировано резкое ускорение потребительских цен, инфляция по году составила 108,7%.
Переход к новой политике либерализации ценообразования осложнился резкой интенсификацией инфляционных процессов в 2011 г. Но сама по себе либерализация ценообразования не сыграла какой-либо значимой роли в росте цен. Наиболее очевидным инфлятогенным фактором, дестабилизировавшим социально-экономическую ситуацию 2011 г., явилась политика в отношении обменного курса белорусского рубля. Вместе с тем глубинные причины высокой инфляции связаны не только с «переоцененностью» белорусского рубля, проявившейся в 2011 г., но и с нарастанием на протяжении последних пяти лет диспропорций в экономике страны. Причинами инфляции являются не только денежные, но и неденежные факторы, среди которых один из основных – диспропорции в процессе воспроизводства [3, с. 104].
Инфляция в Беларуси за 2013 год составила 16,5%. При этом первоначально она планировалась на уровне 10-12%, но затем показатель был скорректирован в сторону увеличения – 15-16%.
Анализируя инфляционные тренды, следует отметить, что с 2001 и по 2006 г. в стране сложилась устойчивая тенденция снижения темпов роста потребительских цен (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Индексы потребительских цен (в процентах к предыдущему году)
Товары и услуги |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
товары |
268,6 |
161,1 |
142,6 |
128,4 |
118,1 |
110,3 |
107,0 |
108,4 |
114,8 |
113,0 |
107,8 |
153,2 |
159,2 |
118,3 |
продовольственные |
262,2 |
155,5 |
135,8 |
121,6 |
117,4 |
109,9 |
105,4 |
108,4 |
113,9 |
112,8 |
108,5 |
159,5 |
160,6 |
114,1 |
непродовольственные |
264,9 |
156,8 |
138,9 |
122,8 |
119,6 |
111,9 |
106,1 |
109,8 |
117,7 |
114,0 |
109,2 |
162,2 |
168,0 |
118,8 |
услуги |
252,2 |
151,1 |
124,9 |
119,0 |
111,2 |
104,5 |
103,4 |
105,5 |
106,9 |
110,4 |
107,3 |
155,0 |
149,5 |
107,2 |
Товары и услуги |
354,6 |
216,8 |
193,5 |
162,0 |
121,2 |
112,1 |
113,2 |
108,8 |
118,2 |
113,9 |
105,0 |
129,6 |
153,2 |
138,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [18]
Если в 2000 г. цены
потребительского рынка
В 2011-2012 гг. произошел резкий скачок уровня потребительских цен. Основными факторами, повлиявшими на рост цен в 2011 г., выступили, прежде всего, инфляционно – девальвационные ожидания населения, производителей и торговых организаций. Ослабление курса национальной валюты в летний период на теневом рынке происходило большими темпами, чем девальвация, осуществляемая Национальным банком Республики Беларусь. Установившийся в сентябре теневой курс белорусского рубля к доллару США наиболее точно отражал на текущий момент рыночный курс, по которому начали осуществляться торги на дополнительной сессии БВФБ.
Своеобразным демпфером еще большего раскручивания инфляции в 2011 г. послужили относительно невысокие темпы роста тарифов на платные услуги для населения, в частности услуги жилищно-коммунального хозяйства. Всего за год платежи по жилищно-коммунальным услугам выросли в раза – в основном за счет повышения тарифов в феврале на 17,3% и ноябре на 10,9%.
Доминирующий вклад в инфляцию в 2011 г. вносили продовольственные товары.
Инфляция в Беларуси в 2011 г. имела преимущественно монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне. В результате на внутреннем валютном рынке в условиях высоких девальвационных и инфляционных ожиданий сформировался дефицит валюты. Попытка решить проблему административными методами привела к множественности курсов. Даже одномоментная (более чем на 60%) девальвация не смогла нивелировать сложившихся ценовых перекосов на потребительском рынке страны и снизить инфляционно – девальвационные ожидания. В результате происходила интенсификация инфляционных процессов.
Анализ помесячных данных по ИПЦ за последние десять лет показывает, что инфляция в Беларуси носит циклический характер (рисунок 2.2).
Примечание – Источник: [18]
За редким исключением, наиболее высокие темпы роста потребительских цен отмечаются в январе, затем, как правило, инфляционные процессы в экономике замедляются, и своего минимума достигают в августе, после чего инфляция снова начинает плавно увеличиваться, достигая своих максимальных значений в декабре и январе. Затем цикл повторяется.
Данная тенденция наблюдается и в 2013 г. (рисунок 2.3).
Примечание – Источник: [18]
Таким образом, анализ ценовой динамики на потребительском рынке в 2006-2010 гг. показал, что темпы роста цен, за исключением 2006 г., были значительно выше предусмотренных Программой социально-экономического развития на 2006-2010 гг. Но темпы роста доходов населения значительно превосходили рост потребительских цен, что создавало диспропорции и предпосылки к реализации накопившегося инфляционного потенциала.
Национальная экономика в 2011 г. находилась под воздействием инфляционного шока, несоизмеримого по масштабам с ростом цен за последние десять лет. Ценовая ситуация резко обострилась во II квартале, и на протяжении последующих месяцев (за исключением июля и декабря) инфляционное давление не ослабевало.
Инфляция в Беларуси в 2011 г. имела преимущественно монетарный характер и была обусловлена проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне.
Доминирующим фактором ускорения инфляционных процессов в 2011 г. явилась широкомасштабная девальвация белорусского рубля, в результате которой белорусский рубль с начала года обесценился почти в три раза. С учетом прямого потребительского импорта, а также доли используемого импортного сырья, материалов, покупных изделий и топлива в объеме производства промышленной продукции, идущей на потребительский рынок, девальвация могла инициировать более 90% прироста потребительских цен.
2.2 Эффективность
Первым направлением антиинфляционной политики в 2013 году стала политика доходов. Существенный рост заработной платы происходил практически в течение всего года, и в среднем за 2013 год реальная заработная плата увеличилась на 15,8% (реально располагаемые денежные доходы населения выросли на 15,4%). Тенденция бурного роста доходов началась еще в 2012 году, и до второго полугодия носила компенсационный характер (возмещала потери в доходах вследствие валютного кризиса) и в значительной мере была подкреплена ростом производительности труда. Однако, начиная со второго полугодия 2012 года, разрыв между темпами роста заработной платы и производительности труда стал быстро увеличиваться. Причем это происходило уже после превышения докризисного уровня заработной платы, а потому вряд ли могло быть обосновано соображениями сглаживания социальной напряженности. В 2013 году разрыв между производительностью труда и заработной платы продолжал увеличиваться, а показатель реальных удельных издержек на труд достиг своих пиковых исторических значений (см. рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Индексы потребительских цен на товары и платные услуги в 2013 году (к предыдущему месяцу; в процентах)
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [18]
Это стало одним из факторов давления на потребительские цены, серьезно ухудшало конкурентоспособность отечественных производителей, а также приводило к формированию дополнительного спроса на потребительский импорт. Накопление таких диспропорций становилось все большим вызовом для экономики, а потому к концу года тенденция увеличения реальной заработной платы стала затухать, а по итогам четвертого квартала впервые с 2011 года имело место снижение реальной заработной платы. Таким образом, к концу 2013 года политика доходов перестала быть доступным инструментом.
Вторым направлением спроса стали меры, направленные на инвестиционный спрос. В отличие от 2012 года, когда экономические власти де-факто смирились с недостатком источников финансирования инвестиций, в 2013 году они вновь стали прибегать к форсированию инвестиционного спроса. В первом полугодии Национальный банк пытался интенсифицировать основной рыночный инструмент финансирования инвестиций – банковское кредитование – посредством снижения уровня процентной ставки. Однако изменчивые инфляционные и девальвационные ожидания на фоне низкого доверия к экономической политике не позволили обеспечить устойчивость этого тренда: во втором полугодии для нейтрализации угроз на финансовом рынке Национальный банк вынужден был ужесточить свою политику.
В этих условиях экономические власти задействовали другие источники финансирования. Во-первых, значительный рост в реальном выражении в финансировании инвестиций был обеспечен за счет бюджетных средств. Во- вторых, определенного прироста удалось добиться за счет привлечения кредитов иностранных банков. В-третьих, правительство реализовывало меры по поддержке инвестиционной активности предприятий за счет собственных средств, продекларировав необходимость системной модернизации.
Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта.
Однако искусственное стимулирование составляющих внутреннего спроса не замедлило сказаться на состоянии чистого экспорта Беларуси. Во-первых, повышение заработной платы, амортизационных отчислений, а также в ряде случаев процентных платежей по кредитам обусловливало значимый рост затрат предприятий. Лишь в отдельных видах деятельности рост совокупных затрат удавалось нейтрализовать за счет ограничения прочих видов затрат (в первую очередь, материальных). Во-вторых, рост затрат накладывался на общий тренд снижения/стагнации уровня цен на большинстве внешних рынков (тогда как на внутреннем рынке они устойчиво росли). В-третьих, экономические власти, исходя из соображений стабильности на внутреннем финансовом рынке, всячески содействовали стабильности номинального курса национальной валюты, что приводило к укреплению реального курса национальной валюты. В-четвертых, на протяжении года происходил ряд неблагоприятных внешних шоков, приводящих к экзогенному сокращению экспортной выручки.
Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь