Антиинфляционная политика: содержание, цели, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель: наиболее полно и всесторонне изучить содержание антиинфляционной политики и проследить успехи ее реализации в развитых странах и странах с переходной экономикой.
Задачами моей работы являются:
1.Наиболее полное раскрытие всех сторон антиинфляционного регулирования.
2. Изучить опыт реализации антиинфляционной политики в России.
3. Определить перспективные направления развития антиинфляционной политики в России.

Оглавление

Введение...........................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы антиинфляционной политики..................................4
Социально-экономические последствия инфляции...............................................4
Цели и задачи антиинфляционной политики..........................................................8
Глава 2. Виды и инструменты антиинфляционной политики...................................11
2.1 Инструменты антиинфляционной политики .......................................................11
2.2 Виды антиинфляционной политики......................................................................18
Глава 3. Антиинфляционная политика в России........................................................26
Заключение.....................................................................................................................30
Список литературы........................................................................................................31

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика содержание, цели, инструменты.docx

— 59.07 Кб (Скачать)

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения  курса доллара с целью преодоления  инфляции. Однако заниженный курс неизбежно  приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта  при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика  выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные  долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и  не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная  политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

На основе различных теорий возникли два основных варианта антиинфляционных стабилизационных программ – ортодоксальная и гетеродоксальная (осуществляются и смешанные программы). Ортодоксальная исходит из признания господствующей роли в развитии инфляции денежных факторов; гетеродоксальная – факторов неденежного характера инфляции издержек.

Ортодоксальная программа  предусматривает максимально возможное  включение рыночных регуляторов (свободные  цены при возможном ограничении  роста заработной платы и поддержании  стабильного курса национальной денежной единицы, либерализация условий  деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке), свертывание  хозяйственной активности государства (необходимо лишь стремиться к сбалансированию  бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении  в соответствии с реальными возможностями  увеличения производства). Иначе говоря, она имеет монетаристский характер.

Гетеродоксальная программа  предусматривает более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание  или сдерживание роста цен  и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения высокой  инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование  внешней торговли и валютных операций. Таким образом, она включает меры, рекомендуемые немонетаристскими  теориями. [10, с. 248]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Антиинфляционная политика в России

С началом формирования рыночных отношений инфляция стала неотъемлемой чертой российской денежной системы. Она  характеризуется тесным переплетением  инфляции издержек и спроса и сопровождается тяжёлыми социально–экономическими последствиями.

Антиинфляционная политика государства в 2011 году:

  1. Таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  2. Продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т. зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т. зерна);
  3. Ужесточение монетарной политики – повышение учетной ставки;
  4. С 1 февраля 2011 года повышены нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте – с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,4 до 5,5%, по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте с 3,5 до 4%;
  5. Ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
  6. Регулирование (фиксация) цен на лекарство и бензин;
  7. Снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
  8. Заимствование денежных средств на финансовом рынке – операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
  9. Расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
  10. Прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011 года составила 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле;
  11. Повышение ставка рефинансирования;
  12. Сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
  13. Сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юридическим лицам и ипотечным программам);

В 2011 году подавление роста  потребительских цен произошло  в основном за счет средств денежно-кредитной  политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось  замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

В России монетарный фактор на темпы роста инфляции почти  не действует (вклад монетарного  фактора на уровень инфляции находиться в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к ВВП значительно  ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой. [18]

Пути совершенствования  антиинфляционной политики в РФ:

  1. Снижение ставок таможенных пошлин.
  2. Изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ).
  3. Регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличить тарифы на ту же величину, скорректированную на 1-2% сверху. В противном случае остальные отрасли будут терять инвестиционною привлекательность.
  4. Ужесточение контроля над ценами.
  5. Дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей.
  6. Создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно – существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).
  7. В планах принятие закона «О торговле» (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары).
  8. Ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели).
  9. Для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.
  10. Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам.
  11. Перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции:

а) насыщение внутреннего  рынка;

б) создание резерва на предстоящий  период;

в) продажа на внешние  рынки.

На момент 2011 года действовала  модель, ориентированная в основном на внешний рынок.  

Важную роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная  политика, направленная на снижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса. Принимая целевые  параметры денежно-кредитной политики на предстоящий год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев. На экономический рост в последние годы заметное влияние оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть на мировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банк России определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8 %. (таблица 1.2) При этом прирост базовой инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%. [22]

Таблица 1.2

Индекс потребительских  цен в России за период с 2008 – 2009 гг, прогноз инфляции на 2010-2013 гг.  по данным Минэкономразвития

Год

Индекс потребительских  цен, %

2008

13,3%

2009

8,8%

2010

6-7%

2011

6-7%

2012

5,5-6,5%

2013

5-6%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Говоря о перспективах развития ситуации в ближайшие годы, стоит отметить, что вся совокупность факторов, воздействующих на инфляцию в стране, продолжает сопровождаться ускоряющимся ростом внешних заимствований  частного сектора и увеличением  разрыва между внутренним спросом  и возможностями его удовлетворения, покрываемого за счет растущего в  реальном выражении импорта. Это  свидетельствуют о «перегреве»  российской экономики, следствием чего является ускоряющаяся инфляция.

Основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. Если существуют объективные причины  возникновения инфляции, то полностью  это явление не устранимо. Поэтому  наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение  инфляции, а снижение инфляционного  накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом  уровне.

Подводя итог, отметим, что  антиинфляционная политика находится  в настоящее время на таком  этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия  инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения  эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики  в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  • работа одного автора:

1. Андрианов, В.Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования / В.Д. Андрианов. – М.: «Экономика» 2010.

2. Жуков, Е.Ф. Деньги Кредит Банки / Е.Ф. Жуков. – М.:Юнити, 2009. - 100-106 с.

3. Косов, Н.С. Основы  макроэкономического анализа: учебное  пособие / Н.С. Косов. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного  технологического университета, 2007. -140 с.

4. Николаева, И.П. Экономическая  теория / под ред. И.П. Николаевой.  – М.:ЮНИТИДАНА, 2008. – 327 с.

5. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика / С.Г. Капканщиков. – М.:КноРус, 2010.

6. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. образование, 2007. – 326 с.

7. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 363 с.

8. Косов, Н.С. Основы макроэкономического анализа. Учебное пособие / Н.С. Косов. – М.: ТГТУ, 2007. – 78 с.

 

  • работа 2 авторов:

9. Марыганова, Е.А. Макроэкономика: экспресс-курс: учеб. пособие / Е.А. Марыганова, С. А. Шапиро. – М.: КноРус, 2008. - 296 с.

10. Туманова, Е.А. Макроэкономика / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с.

11.  Пронченко,  Л.В. Макроэкономика / Л.В. Пронченко, В. С. Семибратов. – М.: ИСЭПиМ, 2010.

12. Юрьева, Т.В. Макроэкономика. Учебно-методический комплекс / Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова. – М.: МГУ, 2008. – 115 с.

 

  • работа 3 авторов:

13. Анисимов, А.А. Макроэкономика / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 290 с.

 

  • журнальная статья:

14. Глущенко, В.В. Финансовая кризисология: наука о механизме финансовых кризисов и финансовом антикризисном управлении / В.В. Глущенко // Финансы и Кредит – 2008. – №48 – С. 10-17

15. Зыков, С. Инфляция уступила / С. Зыков //Российская газета, центральный выпуск – 29 января 2009. – №48437.

Информация о работе Антиинфляционная политика: содержание, цели, инструменты