Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа
На сегодняшний день одной из главных причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция.
Инфляция затрагивает множество аспектов экономической и общественной жизни. Она создает практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние на распределение общественного продукта. Инфляция порождает также очень серьезные искажения и снижение эффективности работы инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль индикаторов рынка.
Введение
1. Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики
2. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования
3. Особенности реализации антиинфляционной политики в переходной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Следует подчеркнуть,
что, прежде всего, необходимо принять
меры по стабилизации цен и курса.
Основными направлениями
Управляемости
инфляцией в определенной
Но все-таки определенных
позитивных сдвигов за последнее
время мы добились.
Динамика инфляции
(ИПЦ*) в Беларуси 1992-2003гг.
Страна
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Беларусь
1071
1290
2321
809
153
164
173
394
269
161
143
125
Среднемесячный уровень
инфляции в 1999 году составлял 11,3%, в 2000
году - 6,3, за 2001 год - 3,2% [7, с.26] , за январь
2003г. инфляция составила 4,3%, что выше прогнозного
параметра на 2003г (1,4-1,8% за месяц) [5, с.120].
Индекс цен на
продукты питания за 10 месяц 2003г
составил 22,4%.[2, с.7] Как свидетельствуют
данные статистики за ряд лет, в начале
года, как правило, цены растут более высокими
темпами, что обусловлено спецификой функционирования
народного хозяйства. При расчете прогнозного
показателя инфляции на год это обстоятельство
обязательно учитывается [20, с.7].
Национальный банк
провел весьма жесткую денежно-кредитную
политику. Однако, вместе с тем, инфляционная
ситуация остается сложной. Анализ показывает,
что на 50-70% инфляция вызвана не монетарными,
а структурными причинами.
При сохранившейся
положительной динамике основных макроэкономических
показателей, в социально-экономическом
развитии республики по итогам 10 месяцев
2003 г. наметилась тенденция замедления
экономического роста.
Рост валового внутреннего
продукта (ВВП) за январь-октябрь 2003 г.
составил 104,1% при 104-105% по прогнозу социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2003 г.
Данный рост ВВП обеспечен при снижении
материалоемкости валового выпуска.
Хотелось бы подчеркнуть,
что макроэкономическая политика влияет
на инвестиционный климат, прежде всего
через обеспечение определенных ориентиров
для субъектов хозяйствования. Ведь в
условиях высокой инфляции и нестабильного
обменного курса весьма сложно накапливать
и сохранять от обесценения финансовые
ресурсы секторов экономики, а также предусмотреть
эффективность самих инвестиционных проектов
даже в краткосрочной перспективе. В Беларуси
в настоящее время сохраняется неустойчивая
инфляционная ситуация.
В 2003 году произошло
снижение инвестиционной активности в
народном хозяйстве. Темп роста объема
инвестиций в январе-октябре 2003 года составил
105,2% к аналогичному периоду 2002 г. при прогнозе
на год 106-107%. Следует отметить, что увеличение
доли инвестиций, направляемых в объекты
производственного назначения в условиях
критической степени износа основных
производственных фондов предприятий,
является, безусловно, положительной тенденцией
и, более того, необходимым условием их
воспроизводства. Подчеркнем, что снижение
инвестиционной активности обусловлено
рядом причин: уменьшение доли средств
инновационного фонда, направляемых на
инвестиции в основной капитал; сложное
финансовое положение большинства предприятий.
Реализация Правительством
и Национальным банком Республики Беларусь
комплекса антиинфляционных мер позволила
существенно замедлить рост потребительских
цен в стране.Замедлению темпов инфляции
способствовала проводимая в текущем
году взвешенная денежно-кредитная политика,
направленная на поддержание плавной
и предсказуемой динамики обменного курса
белорусского рубля, девальвация которого
по отношению к доллару США за январь-октябрь
2003 года составила 119,2% или 1,8% в среднем
за месяц.
Стабильность на
валютном рынке обусловлена проводимой
в январе-октябре процентной политикой,
которая была ориентирована на обеспечение
устойчивого превышения доходности по
операциям в белорусских рублях над доходностью
в иностранной валюте при положительном
уровне процентных ставок в реальном выражении.
С учетом инфляции определены
и другие целевые показатели прогноза
и бюджета на 2004 г. По бюджету 2004г. для инфляции
установлен «потолок»-18%. При этом учтено,
что определенные ценовые подвижки в целях
достижения параметров, предусмотренных
Законом "О бюджете Республики Беларусь
на 2004 год", предстоит осуществить в
отношении жилищно-коммунальных услуг
для населения, услуг городского и пригородного
транспорта. В нынешнем бюджете есть весьма
важные установки на снижение инфляции,
стимулирование реального сектора производства,
стабилизацию социальной сферы, обеспечение
инвестиционной активности. Одновременно
будет усилено внимание к формированию
цен на продукцию (услуги) указанных отраслей
в части экономической обоснованности
издержек и их снижения.
Постепенно нарастающее
влияние на денежно-кредитную политику
будут оказывать структурные сдвиги
в экономике. Увеличение производства
в промышленных отраслях экономики с длительными
технологическими циклами и более глубокой
переработкой сырья, модернизация предприятий
реального сектора экономики, внедрение
современных наукоемких технологий, а
также изменение направления денежных
потоков в пользу инвестиционной составляющей
и расширение кредитования реального
сектора экономики банковской системой
будут способствовать некоторому снижению
скорости обращения денежной массы. В
свою очередь это обусловит необходимость
не инфляционного расширения денежного
предложения для покрытия производимого
объема.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что в 2003
году ценовая политика, сочетая в
себе механизмы свободного и регулируемого
ценообразования, будет наряду с другими
антиинфляционными мерами направлена
на создание условий для снижения инфляции,
роста производства и повышения конкурентоспособности
отечественной продукции.
Инфляция представляет
собой комплексную проблему. Для
ее решения необходима системная программа,
охватывающая как аспекты, связанные с
энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием
системы ценообразования, налогообложения,
ужесточением бюджетных ограничений и
смягчением проблемы неплатежей. Необходимый
комплекс мер должен приниматься не в
одночасье, а последовательно и согласованно
друг с другом.
1. Единственный способ
остановить инфляцию - переход к
выдаче новых кредитов
Поэтому первейшая
задача - добиться неукоснительного возврата
ранее выданных кредитов (что в
условиях уменьшающейся инфляции будет
непросто), в том числе и за
счет банкротства, санации или продажи
эффективному собственнику отдельных
предприятий.
2. Неукоснительный
возврат касается и
Поэтому вторая задача
- восстановление доверия к облигациям
государства. Для этого нужно
добиться неукоснительного погашения
точно в срок каждого тиража, кроме
того, целесообразны публичные
3. Поддержание стабильных
цен снизит доходность
Поэтому третья задача
- консолидация банковского капитала
путем слияния и привлечения новых акционеров.
Вместе с тем, главный стимул для акционеров
- рост индекса акций того или иного банка.
Нужно наладить нормальный фондовый рынок,
хотя бы банковских акций.
4. Анализ обнаруживает
большую зависимость
5. Исследования показали,
что в условиях Беларуси
6. Поощрение конкуренции
и отмена правил, ограничивающих
развитие рынков. Моделирование
инфляции с помощью моделей
Леонтьева в условиях
7. Стабильный единый
курс и наибольшая (по белорусским
меркам) инфляция выровняет условия
хозяйствования для всех и
покажет истинную
С целью сокращения
инфляции и стабилизации
К тому же социально-экономическое
развитие республики в 2003 г. в целом
характеризуется положительной
динамикой основных макроэкономических
показателей и выполнением большинства
из важнейших параметров прогноза, что
дает полное основание прогнозировать
успешное проведение антиинфляционной
политики и, следовательно, повышение
благосостояния народа.
В заключение хотелось бы отметить, что Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Для управления инфляцией необходимо научиться выдавать новые кредиты только после возврата старых, возможно, даже и ценой банкротств, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий, а также провести программу по снижению дефицита госбюджета. Немаловажно восстановить доверие к облигациям государства, так как стабильное функционирование рынка ГКО – в национальной валюте – предпосылка стабильности белорусского рубля. Национальному банку РБ важно удержать объявленную траекторию обменного курса и инфляции. Необходима также стандартизация инструментов регулирования ликвидности и уменьшение норм обязательных резервов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире
существует немало проблем, которые
мы можем со всеми основаниями
назвать глобальными. Инфляция - одна
из них. Она существовала со времен
экономического развития человечества,
но целиком проявилась сравнительно недавно,
поразив сразу экономики всех стран: развитых
и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая
мысль человечества, положила немало усилий
для борьбы с ней, но инфляция окончательно
побеждена не была, т.к. появились новые
и более сложные ее формы. В некоторых
странах определенные успехи уже достигнуты,
в других же, как в Республике Беларусь,
находятся вначале этого пути, что ставит
их в привилегированное положение. Они,
используя накопленный исторический опыт,
могут избежать чужих ошибок.
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь