Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день одной из главных причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция.
Инфляция затрагивает множество аспектов экономической и общественной жизни. Она создает практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние на распределение общественного продукта. Инфляция порождает также очень серьезные искажения и снижение эффективности работы инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль индикаторов рынка.

Оглавление

Введение
1. Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики
2. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования
3. Особенности реализации антиинфляционной политики в переходной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Следует подчеркнуть, что, прежде всего, необходимо принять  меры по стабилизации цен и курса. Основными направлениями реализации антиинфляционной политики являются меры по ограничению монетарных факторов инфляции, меры по ограничению издержек и меры по структурному регулированию рынков товаров и услуг. 

 Управляемости  инфляцией в определенной степени  способствовали принимаемые государством  меры, направленные, с одной стороны,  на замедление роста цен, с другой - на ликвидацию ценовых диспропорций в отдельных отраслях экономики, в первую очередь в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах, в жилищно-коммунальном хозяйстве.  

Но все-таки определенных позитивных сдвигов за последнее  время мы добились. 

Динамика инфляции (ИПЦ*) в Беларуси 1992-2003гг. 

Страна 

1992 

1993 

1994 

1995 

1996 

1997 

1998 

1999 

2000 

2001 

2002 

2003 

Беларусь 

1071 

1290 

2321 

809 

153 

164 

173 

394 

269 

161 

143 

125 
 

Среднемесячный уровень  инфляции в 1999 году составлял 11,3%, в 2000 году - 6,3, за 2001 год - 3,2% [7, с.26] , за январь 2003г. инфляция составила 4,3%, что выше прогнозного параметра на 2003г (1,4-1,8% за месяц) [5, с.120].  

Индекс цен на продукты питания за 10 месяц 2003г  составил 22,4%.[2, с.7] Как свидетельствуют данные статистики за ряд лет, в начале года, как правило, цены растут более высокими темпами, что обусловлено спецификой функционирования народного хозяйства. При расчете прогнозного показателя инфляции на год это обстоятельство обязательно учитывается [20, с.7]. 

Национальный банк провел весьма жесткую денежно-кредитную  политику. Однако, вместе с тем, инфляционная ситуация остается сложной. Анализ показывает, что на 50-70% инфляция вызвана не монетарными, а структурными причинами. 

При сохранившейся  положительной динамике основных макроэкономических показателей, в социально-экономическом  развитии республики по итогам 10 месяцев 2003 г. наметилась тенденция замедления экономического роста.  

Рост валового внутреннего  продукта (ВВП) за январь-октябрь 2003 г. составил 104,1% при 104-105% по прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 г. Данный рост ВВП обеспечен при снижении материалоемкости валового выпуска. 

Хотелось бы подчеркнуть, что макроэкономическая политика влияет на инвестиционный климат, прежде всего через обеспечение определенных ориентиров для субъектов хозяйствования. Ведь в условиях высокой инфляции и нестабильного обменного курса весьма сложно накапливать и сохранять от обесценения финансовые ресурсы секторов экономики, а также предусмотреть эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе. В Беларуси в настоящее время сохраняется неустойчивая инфляционная ситуация. 

В 2003 году произошло  снижение инвестиционной активности в народном хозяйстве. Темп роста объема инвестиций в январе-октябре 2003 года составил 105,2% к аналогичному периоду 2002 г. при прогнозе на год 106-107%. Следует отметить, что увеличение доли инвестиций, направляемых в объекты производственного назначения в условиях критической степени износа основных производственных фондов предприятий, является, безусловно, положительной тенденцией и, более того, необходимым условием их воспроизводства. Подчеркнем, что снижение инвестиционной активности обусловлено рядом причин: уменьшение доли средств инновационного фонда, направляемых на инвестиции в основной капитал; сложное финансовое положение большинства предприятий. 

Реализация Правительством и Национальным банком Республики Беларусь комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен в стране.Замедлению темпов инфляции способствовала проводимая в текущем году взвешенная денежно-кредитная политика, направленная на поддержание плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля, девальвация которого по отношению к доллару США за январь-октябрь 2003 года составила 119,2% или 1,8% в среднем за месяц. 

Стабильность на валютном рынке обусловлена проводимой в январе-октябре процентной политикой, которая была ориентирована на обеспечение устойчивого превышения доходности по операциям в белорусских рублях над доходностью в иностранной валюте при положительном уровне процентных ставок в реальном выражении. 

С учетом инфляции определены и другие целевые показатели прогноза и бюджета на 2004 г. По бюджету 2004г. для инфляции установлен «потолок»-18%. При этом учтено, что определенные ценовые подвижки в целях достижения параметров, предусмотренных Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год", предстоит осуществить в отношении жилищно-коммунальных услуг для населения, услуг городского и пригородного транспорта. В нынешнем бюджете есть весьма важные установки на снижение инфляции, стимулирование реального сектора производства, стабилизацию социальной сферы, обеспечение инвестиционной активности. Одновременно будет усилено внимание к формированию цен на продукцию (услуги) указанных отраслей в части экономической обоснованности издержек и их снижения. 

Постепенно нарастающее  влияние на денежно-кредитную политику будут оказывать структурные сдвиги в экономике. Увеличение производства в промышленных отраслях экономики с длительными технологическими циклами и более глубокой переработкой сырья, модернизация предприятий реального сектора экономики, внедрение современных наукоемких технологий, а также изменение направления денежных потоков в пользу инвестиционной составляющей и расширение кредитования реального сектора экономики банковской системой будут способствовать некоторому снижению скорости обращения денежной массы. В свою очередь это обусловит необходимость не инфляционного расширения денежного предложения для покрытия производимого объема. 

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в 2003 году ценовая политика, сочетая в  себе механизмы свободного и регулируемого  ценообразования, будет наряду с другими антиинфляционными мерами направлена на создание условий для снижения инфляции, роста производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции. 

Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для  ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Необходимый комплекс мер должен приниматься не в одночасье, а последовательно и согласованно друг с другом. 

1. Единственный способ  остановить инфляцию - переход к  выдаче новых кредитов исключительно  за счет возврата старых. Так  работают все безинфляционные  банковские системы мира. Это возможно только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. Без решения проблемы демонтажа устаревших и неэффективных производственных мощностей перейти к безэмиссионной политике не удастся. 

Поэтому первейшая  задача - добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что в  условиях уменьшающейся инфляции будет  непросто), в том числе и за счет банкротства, санации или продажи  эффективному собственнику отдельных предприятий.  

2. Неукоснительный  возврат касается и заимствований  государства посредством облигаций.  Главная проблема рынка ГКО  - недоверие государству, подкрепляемое  заявлениями и действиями Министерства  финансов. Стабильное функционирование  рынка ГКО - предпосылка стабильности белорусского рубля. 

Поэтому вторая задача - восстановление доверия к облигациям государства. Для этого нужно  добиться неукоснительного погашения  точно в срок каждого тиража, кроме  того, целесообразны публичные аргументированные  заверения министра финансов о невозможности обвалов на этом рынке.  

3. Поддержание стабильных  цен снизит доходность банковского  сектора, что создаст значительные  проблемы с банковской ликвидностью. 

Поэтому третья задача - консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Вместе с тем, главный стимул для акционеров - рост индекса акций того или иного банка. Нужно наладить нормальный фондовый рынок, хотя бы банковских акций. 

4. Анализ обнаруживает  большую зависимость производственной сферы от условий внешней торговли, основной характеристикой которой является реальный курс обмена, который определяет относительные цены. Ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, в момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. Поэтому очень важно Национальному банку объявлять планируемую траекторию обменного курса и инфляции и добиваться их максимального выполнения.  

5. Исследования показали, что в условиях Беларуси стабильным  является только спрос на узкие  деньги (М0, М1), спрос же на широкие  деньги МЗ, М4 устойчивым назвать  нельзя. Поэтому монетарное таргетирование, применявшееся в отношении совокупной  рублевой массы МЗ на представляется целесообразным заменить на целевые ориентиры по М1.  

6. Поощрение конкуренции  и отмена правил, ограничивающих  развитие рынков. Моделирование  инфляции с помощью моделей  Леонтьева в условиях ограниченной  конкуренции показывает, что внутренняя солидарность отрасли существенно влияет на цены. 

7. Стабильный единый  курс и наибольшая (по белорусским  меркам) инфляция выровняет условия  хозяйствования для всех и  покажет истинную рентабельность  предприятий. Некоторые из них  окажутся в критическом положении, поэтому нужны будут быстрые и жесткие методы по их санации или банкротству. Это требует эффективно действующего законодательства, наличия профессиональных антикризисных управляющих. Вместе с тем, поддерживать такие предприятия за счет льгот по налогам, безвозвратных кредитов разумно только в крайне редких случаях (градообразующее предприятие, временные затруднения), ибо каждое из таких предприятий ложится бременем на всю экономику и вносит свой вклад в инфляцию [26, c. 3-5; 27, c. 34-35, 37; 28, c. 21-23; 29, c. 9-10; 30, c. 45-46; 32, c. 30-35; 33, с. 9-10] 

 С целью сокращения  инфляции и стабилизации обменного  курса белорусского рубля, прежде  всего, необходимо ограничить  денежно-кредитную эмиссию в жилищное  строительство и АПК, которые  к тому же создают и дополнительный спрос на валюту. Сокращение эмиссионных источников поддержания экономического роста будет компенсировано за счет улучшения финансового состояния реального сектора экономики, увеличение экспорта в связи с повышением его конкурентоспособности, увеличения амортизационных отчислений, увеличения притока прямых иностранных инвестиций.  

К тому же социально-экономическое  развитие республики в 2003 г. в целом  характеризуется положительной  динамикой основных макроэкономических показателей и выполнением большинства из важнейших параметров прогноза, что дает полное основание прогнозировать успешное проведение антиинфляционной политики и, следовательно, повышение благосостояния народа. 

В заключение хотелось бы отметить, что Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Для управления инфляцией необходимо научиться выдавать новые кредиты только после возврата старых, возможно, даже и ценой банкротств, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий, а также провести программу по снижению дефицита госбюджета. Немаловажно восстановить доверие к облигациям государства, так как стабильное функционирование рынка ГКО – в национальной валюте – предпосылка стабильности белорусского рубля. Национальному банку РБ важно удержать объявленную траекторию обменного курса и инфляции. Необходима также стандартизация инструментов регулирования ликвидности и уменьшение норм обязательных резервов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

В современном мире существует немало проблем, которые  мы можем со всеми основаниями  назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, в других же, как в Республике Беларусь, находятся вначале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок.  

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь