Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день одной из главных причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция.
Инфляция затрагивает множество аспектов экономической и общественной жизни. Она создает практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние на распределение общественного продукта. Инфляция порождает также очень серьезные искажения и снижение эффективности работы инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль индикаторов рынка.

Оглавление

Введение
1. Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики
2. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования
3. Особенности реализации антиинфляционной политики в переходной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена  так, чтобы свести к минимуму воздействие  на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы. 

Антиинфляционная  тактика 

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать быстродействующий потенциал антиинфляционного  регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции, резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию.  

Антиинфляционная  тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.  

Краткосрочные резервы  роста предложения. 

1.                 Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею. Такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов.  

2.                 Поддержка формирования новых  рынков. Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса. 

3. Разумно организованная  приватизация государственной собственности  несет в себе антиинфляционный  заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов, ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.  

4. Действенными средствами  краткосрочной антиинфляционной  политики могут стать массированный  потребительский импорт и частичная  реализация государственных стратегических  запасов [21, с.189]. 

Краткосрочные резервы снижения текущего спроса. 

1.                 Повышение ставки процента по  вкладам, если правительство намерено  повлиять на поведение владельцев  денежного дохода, побудить их  к увеличению сбережений за  счет текущего спроса. Процент  по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий.  

2.                 Повышение процента по государственным  облигациям, распространение акционерной  формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь  значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции. 

3.                 Для понижения уровня ликвидности  сбережений практикуется повышение  нормы процента по срочным  вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования. 

4.                 Денежная реформа конфискационного  типа нацелена на экспроприацию  части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва.  

5.                 В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентные и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику [21, с.196]. 

Таким образом, существуют различные варианты антиинфляционного  регулирования. Рассмотреть подробно все меры не предоставляется в  рамках данной работы возможным. Но все-таки понятно, что первый шаг в борьбе с инфляцией – это ответ на вопрос: адаптироваться к инфляции или ликвидировать инфляцию путем радикальных мер. Выбор той или иной меры антиинфляционной политики будет зависеть от ряда факторов: степень развитости экономической системы, уровень развития кредитной системы, роль государства и центрального банка в экономике, конкретная экономическая и политическая обстановка. 

В условиях современной  рыночной экономики более эффективным  методом борьбы с инфляцией является сочетание различных антиинфляционных мер, направленных как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Но все действия правительства страны должны быть направлены на повышение благосостояния народа, ибо без этого дальнейшее развитие государства является нецелесообразным. 
 

2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ  АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 
 

В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция считается нормальным явлением. Как  сильный негативный фактор, вызывающий значительные отрицательные социально-экономические последствия, воспринимается галопирующая и тем более гиперинфляция. Против них используются различные меры антиинфляционной политики, зависящие от теоретических взглядов тех, кто эту политику проводит. 

Так, кейнсианство отрицает автоматическое саморегулирование рыночной экономики и считает необходимым государственное регулирование, прежде всего через стимулирование платежеспособного спроса (особенно с помощью дефицитного бюджетного финансирования и либеральной кредитно-денежной политики). Оно признает положительную роль в стимулировании экономики ползучей инфляции (особенно при кризисных спадах), а для борьбы с более высокой инфляцией проводит дефляционную политику (управление спросом) и политику доходов.  

В соответствии с  монетаристской концепцией государственное регулирование экономики должно осуществляться крайне ограниченно, в основном за счет устойчиво-равномерной (несколько процентов в год) денежной эмиссии. Инфляция является чисто денежным явлением, вызванным лишним количеством денег в обращении. Поэтому меры борьбы с ней должны сводиться к жесткому использованию основных методов дефляционной политики, уменьшению платежеспособного спроса. Особое значение при этом придается ликвидации дефицита госбюджета и ограничительной кредитно-денежной политике. Полностью отрицается необходимость регулирования факторов инфляции издержек: со стороны производства и предложения товаров целесообразно лишь формирование и всемерная поддержка конкурентно-рыночного климата, а во внешнеэкономических отношениях - сохранение плавающего курса обмена национальной валюты. 

Особый интерес  представляет послевоенный опыт ФРГ  и Японии. Обе страны – первая в 1948 г., вторая – в 1949 г. – провели  радикально быстрый, так называемый шоковый переход от огосударствленной  к рыночной экономике. Решающими его направлениями были либерализация цен и параллельные антиинфляционные меры, направленные на сдерживание той высокой инфляции, которая могла быть вызвана освобождением цен. Как известно, «шоковые» реформы в ФРГ и Японии были успешными, в том числе и с точки зрения предотвращения высокой инфляции. Последнее обычно объясняется жесткостью использовавшихся антиинфляционных мер (конфискационная реформа в ФРГ, сильные монетаристские ограничения в Японии). Однако причины заключались не только в этом. Применялись две группы особых мер, имевших исключительно важную роль и в сдерживании инфляции, и вообще в успехе «шоковых» рыночных реформ. Во-первых, в этих странах, особенно в Японии, в период проведения «шоковой терапии» и длительное время после нее сохранялся жесткий государственный внешнеэкономический и валютный контроль. Так, в ФРГ была введена свободная обратимость национальной валюты лишь в 1965 г., а в Японии – и того позже, в начале 1970-х гг. (т.е. когда были достигнуты высокая конкурентоспособность собственной продукции и достаточная прочность национальной валюты). Во-вторых, и после либерализации цен длительный период сохранялось достаточно жесткое государственное регулирование цен ряда товаров и услуг, имеющих важное народнохозяйственное и социальное значение (энергоресурсы, с/х продукция, оплата за жилье и др.) [21, с.211].  

Следует отметить, что  эти две группы мер принципиально  отличают «шоковый» вариант перехода к рыночной экономике, использованный ФРГ и Японией, от «шокового» варианта, рекомендуемого ортодоксальной программой МВФ, в которую наряду с либерализацией цен и антиинфляционной политикой в качестве обязательной составляющей входит и всемирная либерализация внешнеэкономической деятельности [21, с.4].  

Зарубежный опыт такой страны, как Великобритания также представляет особый интерес  в изучении стратегии преодоления  инфляции. В 20 столетии в экономической  жизни это страны произошли существенные изменения, связанные с усилением  вмешательства государства в экономику. Особенно показателен в этом отношении период после 2-ой мировой войны.  

В 60-е годы были последовательно  разработаны программа развития английской экономики, а затем «национальный  план». И программа, и план остались нереализованными, однако результатом попыток их внедрения было усиление темпов инфляции и ухудшение других показателей экономического развития.  

Темпы инфляции в  конце 70-х годов составили 15% в  год - невиданный до того времени в  Великобритании уровень. Инфляционные процессы нашли отражение в ускоренной динамике цен на потребительские товары и услуги [12, с.13]. 

Выход из кризиса  был найден правительством консерваторов  во главе с М. Тэтчер. В основе политики правительства консерваторов  лежали идеи экономического либерализма. Важнейшее положение этой концепции заключалось в том, чтобы сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, усилить значение рыночных механизмов. 

В области денежного  обращения, финансов и банковского  дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели должны были стать ослабление налогового контроля над функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей [21, с.265]. 

Одним из ведущих  направлений деятельности правительства  тори стала борьба с инфляцией. Были сокращены займы, предоставляемые государством частному сектору, стали строго контролировать темпы роста денежной массы в обращении, был отменен контроль над ценами и заработной платой, повышены ставки процента [3, с.55]. 

Важным инструментом борьбы с инфляцией и в целом воздействия государства на хозяйственную жизнь был государственный бюджет. Более 90% доходов английского бюджета в конце 70-х - начале 80-х годов составляли налоги.  

Существенной составной  частью антиинфляционных мер консерваторов  было их стремление к ограничению государственных расходов. Проводилась политика сокращения внутреннего потребления.  

Антиинфляционная  политика правительства М. Тэтчер имела  положительные результаты. Уже в 1982 - 1983 гг. темпы инфляции снизились  до 5%, в конце 80-х гг. - до 3,5 в год, то есть до величины, рекомендуемой монетаристской школой [12, с.15]. 

Другим важнейшим  направлением реформ был курс на значительное сокращение или (в ряде отраслей хозяйства) на полную ликвидацию государственного предпринимательства. Это выразилось, прежде всего, в осуществлении широкой денационализации предприятий государственного сектора экономики и преимущественном стимулировании частного бизнеса. 

Результаты реформаторской деятельности правительства консерваторов  проявились очень быстро. Рост личного потребления населения благотворно сказывался на снижении темпов инфляции. Кроме того, положительное воздействие оказал и важнейший элемент налоговой политики правительства – снижение подоходного налога. 

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь