Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа
На сегодняшний день одной из главных причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция.
Инфляция затрагивает множество аспектов экономической и общественной жизни. Она создает практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние на распределение общественного продукта. Инфляция порождает также очень серьезные искажения и снижение эффективности работы инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль индикаторов рынка.
Введение
1. Содержание, цели и инструменты антиинфляционной политики
2. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования
3. Особенности реализации антиинфляционной политики в переходной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Национальная антиинфляционная
стратегия должна быть построена
так, чтобы свести к минимуму воздействие
на экономику со стороны внешних инфляционных
импульсов. Особенно это связано с перемещением
через границы краткосрочных капиталов,
что отражается в сальдо платежного баланса.
Если страна получила прилив капиталов
из-за рубежа, то сальдо платежного баланса
положительное. Часть этих капиталов проникает
в банковскую систему, переводится в национальную
валюту и превращается в краткосрочные
кредиты, увеличивая деньги в экономике.
Другая часть капиталов может поступить
к правительству, которое берет кредиты
за границей, отправляя туда свои облигации.
В обоих случаях возникают инфляционные
эффекты. Их можно устранить, если центральный
банк расширит объем продаж государственных
ценных бумаг (операции на открытом рынке),
чтобы уменьшить возросшую денежную массу
и переправить определенную ее часть в
централизованные резервы.
Антиинфляционная
тактика
Когда инфляционная
обстановка нетерпима, требуется мобилизовать
быстродействующий потенциал
Антиинфляционная
тактика даст максимальный результат,
воздействуя на инфляционный разрыв
между спросом и предложением, если она
поможет увеличить предложение без соответствующего
повышения спроса, либо будет способствовать
снижению текущего спроса без соответствующего
падения предложения.
Краткосрочные резервы
роста предложения.
1.
Государственная поддержка повышения
товарности экономики. Имеется в виду
льготное налогообложение предприятий,
продающие побочные продукты производства
и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую
информацию и торгующих ею. Такая деятельность
не требует значительных дополнительных
затрат, в том числе на заработную плату,
но способствует приросту предложения
товаров и помогает временному выправлению
инфляционных перекосов.
2.
Поддержка формирования новых
рынков. Информация как товар обладает
уникальными антиинфляционными достоинствами.
Первоначально ее изготовление сопряжено
со значительными затратами, связанными
с финансированием научных исследований
и технологических разработок. Дальнейшее
воспроизводство, тиражирование идет
с минимальными издержками, что равнозначно
приращению товарного предложения. Происходит
многократное увеличение предложения
без адекватного повышения спроса.
3. Разумно организованная
приватизация государственной
4. Действенными средствами
краткосрочной
Краткосрочные резервы
снижения текущего спроса.
1.
Повышение ставки процента по
вкладам, если правительство
2.
Повышение процента по
3.
Для понижения уровня
4.
Денежная реформа
5.
В качестве краткосрочного
Таким образом, существуют
различные варианты антиинфляционного
регулирования. Рассмотреть подробно
все меры не предоставляется в
рамках данной работы возможным. Но все-таки
понятно, что первый шаг в борьбе с инфляцией
– это ответ на вопрос: адаптироваться
к инфляции или ликвидировать инфляцию
путем радикальных мер. Выбор той или иной
меры антиинфляционной политики будет
зависеть от ряда факторов: степень развитости
экономической системы, уровень развития
кредитной системы, роль государства и
центрального банка в экономике, конкретная
экономическая и политическая обстановка.
В условиях современной
рыночной экономики более эффективным
методом борьбы с инфляцией является
сочетание различных антиинфляционных
мер, направленных как на краткосрочную,
так и на долгосрочную перспективу. Но
все действия правительства страны должны
быть направлены на повышение благосостояния
народа, ибо без этого дальнейшее развитие
государства является нецелесообразным.
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
АНТИИНФЛЯЦИОННОГО
В странах с развитой
рыночной экономикой ползучая инфляция
считается нормальным явлением. Как
сильный негативный фактор, вызывающий
значительные отрицательные социально-
Так, кейнсианство отрицает
автоматическое саморегулирование рыночной
экономики и считает необходимым государственное
регулирование, прежде всего через стимулирование
платежеспособного спроса (особенно с
помощью дефицитного бюджетного финансирования
и либеральной кредитно-денежной политики).
Оно признает положительную роль в стимулировании
экономики ползучей инфляции (особенно
при кризисных спадах), а для борьбы с более
высокой инфляцией проводит дефляционную
политику (управление спросом) и политику
доходов.
В соответствии с
монетаристской концепцией государственное
регулирование экономики должно осуществляться
крайне ограниченно, в основном за счет
устойчиво-равномерной (несколько процентов
в год) денежной эмиссии. Инфляция является
чисто денежным явлением, вызванным лишним
количеством денег в обращении. Поэтому
меры борьбы с ней должны сводиться к жесткому
использованию основных методов дефляционной
политики, уменьшению платежеспособного
спроса. Особое значение при этом придается
ликвидации дефицита госбюджета и ограничительной
кредитно-денежной политике. Полностью
отрицается необходимость регулирования
факторов инфляции издержек: со стороны
производства и предложения товаров целесообразно
лишь формирование и всемерная поддержка
конкурентно-рыночного климата, а во внешнеэкономических
отношениях - сохранение плавающего курса
обмена национальной валюты.
Особый интерес
представляет послевоенный опыт ФРГ
и Японии. Обе страны – первая
в 1948 г., вторая – в 1949 г. – провели
радикально быстрый, так называемый
шоковый переход от огосударствленной
к рыночной экономике. Решающими его
направлениями были либерализация цен
и параллельные антиинфляционные меры,
направленные на сдерживание той высокой
инфляции, которая могла быть вызвана
освобождением цен. Как известно, «шоковые»
реформы в ФРГ и Японии были успешными,
в том числе и с точки зрения предотвращения
высокой инфляции. Последнее обычно объясняется
жесткостью использовавшихся антиинфляционных
мер (конфискационная реформа в ФРГ, сильные
монетаристские ограничения в Японии).
Однако причины заключались не только
в этом. Применялись две группы особых
мер, имевших исключительно важную роль
и в сдерживании инфляции, и вообще в успехе
«шоковых» рыночных реформ. Во-первых,
в этих странах, особенно в Японии, в период
проведения «шоковой терапии» и длительное
время после нее сохранялся жесткий государственный
внешнеэкономический и валютный контроль.
Так, в ФРГ была введена свободная обратимость
национальной валюты лишь в 1965 г., а в Японии
– и того позже, в начале 1970-х гг. (т.е. когда
были достигнуты высокая конкурентоспособность
собственной продукции и достаточная
прочность национальной валюты). Во-вторых,
и после либерализации цен длительный
период сохранялось достаточно жесткое
государственное регулирование цен ряда
товаров и услуг, имеющих важное народнохозяйственное
и социальное значение (энергоресурсы,
с/х продукция, оплата за жилье и др.) [21,
с.211].
Следует отметить, что
эти две группы мер принципиально
отличают «шоковый» вариант перехода
к рыночной экономике, использованный
ФРГ и Японией, от «шокового» варианта,
рекомендуемого ортодоксальной программой
МВФ, в которую наряду с либерализацией
цен и антиинфляционной политикой в качестве
обязательной составляющей входит и всемирная
либерализация внешнеэкономической деятельности
[21, с.4].
Зарубежный опыт
такой страны, как Великобритания
также представляет особый интерес
в изучении стратегии преодоления
инфляции. В 20 столетии в экономической
жизни это страны произошли существенные
изменения, связанные с усилением
вмешательства государства в экономику.
Особенно показателен в этом отношении
период после 2-ой мировой войны.
В 60-е годы были последовательно
разработаны программа развития
английской экономики, а затем «национальный
план». И программа, и план остались
нереализованными, однако результатом
попыток их внедрения было усиление темпов
инфляции и ухудшение других показателей
экономического развития.
Темпы инфляции в
конце 70-х годов составили 15% в
год - невиданный до того времени в
Великобритании уровень. Инфляционные
процессы нашли отражение в ускоренной
динамике цен на потребительские товары
и услуги [12, с.13].
Выход из кризиса
был найден правительством консерваторов
во главе с М. Тэтчер. В основе
политики правительства консерваторов
лежали идеи экономического либерализма.
Важнейшее положение этой концепции заключалось
в том, чтобы сократить регулирующую функцию
государства в хозяйственной жизни общества,
усилить значение рыночных механизмов.
В области денежного
обращения, финансов и банковского
дела консерваторы исходили из монетаристской
концепции, ставящей задачу жесткого ограничения
денежной суммы в обращении. Средствами
для достижения этой цели должны были
стать ослабление налогового контроля
над функционированием рынка, повышение
роли кредитно-денежных институтов, радикальное
изменение структуры бюджетного механизма,
в частности, отход от прямого и прогрессивного
налогообложения частных лиц и предпринимателей
[21, с.265].
Одним из ведущих
направлений деятельности правительства
тори стала борьба с инфляцией. Были
сокращены займы, предоставляемые государством
частному сектору, стали строго контролировать
темпы роста денежной массы в обращении,
был отменен контроль над ценами и заработной
платой, повышены ставки процента [3, с.55].
Важным инструментом
борьбы с инфляцией и в целом
воздействия государства на хозяйственную
жизнь был государственный бюджет. Более
90% доходов английского бюджета в конце
70-х - начале 80-х годов составляли налоги.
Существенной составной
частью антиинфляционных мер консерваторов
было их стремление к ограничению государственных
расходов. Проводилась политика сокращения
внутреннего потребления.
Антиинфляционная
политика правительства М. Тэтчер имела
положительные результаты. Уже в
1982 - 1983 гг. темпы инфляции снизились
до 5%, в конце 80-х гг. - до 3,5 в год, то
есть до величины, рекомендуемой монетаристской
школой [12, с.15].
Другим важнейшим
направлением реформ был курс на значительное
сокращение или (в ряде отраслей хозяйства)
на полную ликвидацию государственного
предпринимательства. Это выразилось,
прежде всего, в осуществлении широкой
денационализации предприятий государственного
сектора экономики и преимущественном
стимулировании частного бизнеса.
Результаты реформаторской
деятельности правительства консерваторов
проявились очень быстро. Рост личного
потребления населения благотворно сказывался
на снижении темпов инфляции. Кроме того,
положительное воздействие оказал и важнейший
элемент налоговой политики правительства
– снижение подоходного налога.
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь