Антициклическое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является освещение механизмов государственной антициклической политики в целом и в Республике Беларусь .
Предпринята попытки осветить следующие задачи:
определить признаки цикла экономической активности и описать их действие;
обосновать теоретические подходы антициклической политики;
дать оценку государственная антициклическая политика на источника экономического роста;
провести анализ антициклической политики в Беларуси
показать программно-целевой подход к государственному антициклической регулированию через налоговое, кредитно-денежное и бюджетное регулирование в Республике Беларусь

Оглавление

Введение -3.
ГЛАВА 1
ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ: ПРИЧИНЫ И НАПРАВЛЕНИЯ -6.
ГЛАВА 2
ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ -14.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ - 20
Заключение -29.
Список использованных источников -32.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Человеческий капитал, по мнению Г.Беккера, — это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Вначале интересы исследователя были связаны с оценкой экономической отдачи от образования. Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех. кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т. д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки по своей ценности соотносятся со временем, затраченным учащимся на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14 % годовой прибыли.

Согласно концепции  человеческого капитала потребители  ориентируются на товар «специфическая рабочая сила», который в наибольшей степени соответствует высшему  уровню в техническом, эксплуатационном и качественном отношениях, обеспечивая тем самым наибольшую выгоду. В условиях, когда предложение рабочей силы выше спроса на нее, эта концепция приобретает особую актуальность. Таким образом, человеческий капитал — это знания и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие как на предельную доходность данного фактора производства (с точки зрения работодателя), так и на возможность трудоустройства и уровень получаемой зарплаты (с точки зрения наемного работника). Величина этого капитала, как уже говорилось, прямо зависит от уровня образованности — общей и профессиональной. Чем выше этот уровень, тем более ценные для нанимателей виды работ может выполнять тот или иной человек.

Очевидно, что и наниматели, и наемные работники выигрывают от расширения инвестиций в человеческий капитал. Первые выигрывают от возможности повысить квалификацию своих работников, управляющих физическим капиталом, и тем самым обеспечить прирост производства. А вторые выигрывают не столько от перспективы служебного продвижения и повышения доходов от трудовой деятельности, сколько от расширения возможностей на рынке. Соответственно за больший объем человеческого капитала, предоставляемого в распоряжение нанимателей, они и получают повышенную оплату. С этих позиций получение лучшего образования уже не выглядит как удовлетворение людского любопытства. Такая деятельность может быть оценена как усилия по увеличению своего человеческого капитала, а значит, как создание себе в будущем более выгодных условий для продажи труда.

Современная экономическая  система характеризуется относительно устойчивым и растущим совокупным спросом, господством предприятий в акционерной  форме, в форме диверсифицированных  крупных концернов, трестов, консорциумов и т. п. Она основана на позднеиндустриальных и постиндустриальных (информационных) технологиях, предполагающих как высокоэффективную технику, так и квалифицированных работников. Сегодня эффективность производства зависит от продуктивности личных и вещественных факторов производства. Рабочие обладают высокой квалификацией, требующей значительного уровня общего образования и специальной подготовки. Предельный продукт труда такого работника высок и дает ему основания для требований повышения заработной платы по мере роста производительности труда. В свою очередь предприниматель, заинтересованный в квалифицированной рабочей силе, готов взять на себя в качестве издержек на ее воспроизводство не только заработную плату, но и социальные выплаты, часть затрат на общую и профессиональную подготовку.

По мере становления  информационного технологического уклада складывается новый тип рынка  труда. Со стороны предложения рабочей  силы он характеризуется высоким  уровнем ее профессиональной подготовки, возросшими требованиями к содержанию работы, социальным и психологическим условиям труда. Со стороны спроса на труд он отличается большей заинтересованностью предпринимателей в работниках с высокой способностью к адаптации, гибкостью, способностями к соучастию, к работе в группе, с творческим подходом и инициативностью, профессиональной компетентностью и способностями к переквалификации, моральными качествами (честность, лояльность, пунктуальность и т. п.), восприимчивостью к новым идеям, способностями к руководящей работе (ответственность и качества лидера). Общие условия функционирования такого рынка труда можно определить как насыщенный и диверсифицированный спрос, сложные, высокоорганизованные, взаимопереплетающиеся формы бизнеса (предприятий). Запросы предпринимателей и работников приобретают более индивидуальный специфический характер. Мобилизация предпринимателем требуемых от работника качеств в процессе труда предполагает проникновение в базисные слои личности человека, глубокую интеграцию наемных работников в систему социально-экономических отношений. Последнее проявляется в расширении их социальных и профессиональных функций, вовлечении наемных работников в управление предприятиями, превращении их в частичных собственников материальных факторов производства, организации гибких форм занятости, создании на предприятиях психологической атмосферы «единой семьи» и т. п.

Необходимо подчеркнуть, что категория «человеческий  капитал» не отменяет и не подменяет  понятие «рабочая сила». Она раскрывает новые социально значимые характеристики человека в условиях современного производства. Проявление рабочей силы в виде человеческого капитала возможно только на стадии поздне- и постиндустриальных (информационных) технологий. Именно при таком характере экономики актуальным для дальнейшего экономического роста становится накопление человеческого капитала, которое характеризует и состояние здоровья населения, и его образовательный, профессиональный и культурный уровни с экономической точки зрения, т. е. с позиции способностей населения к воспроизводству общественного капитала (включая воспроизводство самого работника как экономического субъекта).

В западной традиции сложились  три подхода к оценке человеческого  капитала.

Первый подход рассматривает  человека как носителя профессиональных и трудовых навыков, знаний и способностей, требующих соответствующих инвестиций (так называемый «неосязаемый капитал»), а также объекта вложений в человека как социально-биологическое существо (так называемый «осязаемый капитал»). Так, Дж. Кендрик оценивает масштабы «осязаемого капитала» как сумму аккумулированных издержек, связанных с содержанием детей до трудоспособного возраста. Альтернативные оценки основываются на накопленных за определенный период времени (например, до завершения периода трудоспособности) вложений в медицинское обслуживание населения. «Неосязаемый капитал» оценивается как накопленная стоимость инвестиций в образование и профессиональные навыки человека. По Дж. Кендрику, интеллектуальный, или образовательный, капитал уже в конце 60-х гг. в США составлял 86 % стоимости «неосязаемого капитала», а весь человеческий капитал обеспечивал около 50 % валового капитала страны.

Второй, более распространенный подход состоит в оценке человеческого  капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в  навыки и образование людей. Это объясняется тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются в капитал.

Третий подход заключается  в выделении, наряду с интеллектуальной и социально-биологической («осязаемой») компонентами человеческого капитала, его социальной компоненты. Последняя проявляется в моральном состоянии общества, прочности социальных, в том числе семейных отношений, социально-психологическом климате (оптимистичный или депрессивный настрои, что влияет на социальные мотивации, производительность труда, уровень трудовой и предпринимательской активности и пр. Образно говоря, социальный капитал — это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве. Идея социального капитала как дополнения, необходимого для оптимального функционирования «физического» и «человеческого» капиталов, высказывалась еще на рубеже 70-80-х гг. В отличие от капитала денежного социальный капитал по мере расходования только возрастает, поскольку чем интенсивнее практика кооперации и взаимовыручки, тем прочнее и эффективнее сети солидарности и больше масса взаимного доверия. Социальный капитал представляет собой необходимое условие для функционирования гражданского общества, его «сокровенную суть».

Объем «социального капитала»  измеряется обычно двумя показателями: индексом доверия и членством  в общественных объединениях. И именно в процессе их измерения некоторые  исследователи обнаружили явную  тенденцию к сокращению «социального капитала» в Америке на протяжении последней четверти века. Число членов разного рода добровольных ассоциаций (от родительских комитетов до клубов женщин-избирательниц и кружков игры в боулинг) за минувшие два — три десятилетия сократилось в пределах 25-50 %; время неформального общения (informal socializing and visiting) с 1965 г. уменьшилось на четверть, а на деятельность в общественных организациях — чуть ли не наполовину; наконец, индекс доверия (процент положительных ответов на вопрос: «Можно ли доверять людям?») с 1972 г. снизился примерно на треть.

С учетом тенденций развития экономической  науки на Западе, акцентирующей внимание на роли человеческого капитала как  фактора экономического роста, многие отечественные экономисты и  политики стали выдвигать идею о том, что инвестиции в человеческий капитал являются ключевым звеном успешного хода происходящих трансформационных процессов. В принципе, это верно, однако не следует забывать тот простой факт, что рабочая сила может стать человеческим капиталом только в соответствующих институциональных и макроэкономических условиях. По-видимому, именно эти задачи становятся первичными для обеспечения экономического роста в наших условиях. Только вместе с практическим решением этих проблем актуальной становится задача создания условий для воспроизводства человеческого капитала. При этом речь идет не только о повышении качества высших управленцев. Уже сейчас в промышленности ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих, а также управленцев среднего и низшего звена. В дальнейшем — без восстановления системы подготовки рабочих кадров — она будет лишь нарастать. Воссоздавать эту систему в современных условиях может лишь государство.

Основная идея моделей  экономического роста, в которых  акцентируется внимание на факторе человеческого капитала, состоит в системном характере функционирования экономики: здесь все связано, каждый фактор влияет на систему в целом, как и система на свои элементы. Именно поэтому идею развития человеческого капитала как условие успешного развития нужно понимать и использовать только в сочетании, в комплексе с другими.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 В современных  условиях под влиянием государственной антициклической политики, усиления социальной ориентации экономики развитых стран, глобализации мировой экономики происходит сглаживание экономического цикла. Оно выражается в изменении соотношения различных фаз цикла, относительной продолжительности и глубины каждой фазы. Прежде всего, это относится к фазе кризиса, продолжительность и глубина которой уменьшаются. Фаза кризиса смягчается, и её место всё чаще занимает фаза рецессии.

Основные  выводы:

  1. Экономический цикл — одно из ключевых понятий макроэкономики. Он присущ всем странам с рыночной экономикой и характеризует процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит значительное расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики.
  2. Колебание экономической динамики, ее отклонения от равновесной линии развития (долгосрочного тренда) осуществляются в силу разных причин:

а) экономическая активность неравномерна из-за сезонных колебаний(летом она угасает в ряде секторов экономики в связи с отпусками, в то время как в сельском хозяйстве усиливается);

б) существенное влияние на активность могут оказывать демографические колебания, вызванные, например, заметным падением рождаемости илиростом смертности, в результате чего образуются "демографические ямы", влекущие за собой колебания в динамике численности населения, а следовательно, в уровне занятости с периодом 20-25 лет;

в) источником колебаний могут быть сроки службы в период обновления разных элементов основного капитала: производственных запасов(3-4 года); машин и оборудования (8-10 лет); зданий и сооружений(20-25 лет). Кроме того, есть колебания, которые не носят узкоотраслевого характера, а проявляются во всех сферах хозяйственной деятельности через длительные периоды (около 50 лет). Такие колебания известны в экономической науке как циклы Кондратьева (названы по имени русского экономиста Н. Кондратьева). Длительные волны могут быть связаны и с неравномерностью научно-технической революции. Так, Й. Шумпетер выделял следующие волны: 1787—1842 гг. (эпоха первой промышленной революции); 1842—1897 гг. — ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство);1897—1939 гг. (развитие автомобилестроения, химической промышленности, внедрение электричества).

Длинные волны оказывают существенное влияние на традиционные промышленные циклы. Если кризис разрастется в период положительной волны большого цикла, то это предопределит его более глубокий и затяжной характер, так же как и повышающаяся волна большого цикла уменьшит издержки традиционного цикла. Некоторые исследователи основу длинноволновых колебаний видели в географических открытиях, войнах, революциях, освоении золотых месторождений и т. п.

  1. Несмотря на различия в продолжительности и интенсивности экономических циклов, все они имеют одни и те же фазы. Экономисты выделяют, как правило, четыре фазы цикла: подъем (бум); кризис (спад); депрессию (дно); оживление (расширение). Фазу кризиса, продолжающуюся более полугода, принято называть экономическим спадом. Глубокие и длительные спады, сопровождающиеся разрушительными последствиями для экономики, часто называют депрессиями (Великая депрессия 30-х гг.). В настоящее время понятие депрессии вышло из употребления в развитых странах и используется только в историческом контексте. Однако для некоторых развивающихся рынков (например, России и стран СНГ) оно вполне адекватно отражает ситуацию последних лет.
  2. Каждая фаза экономического цикла выполняет важную воспроизводственную функцию. Кризис, сопровождающийся падением производства, занятости, снижением доходов и издержками, ведет в конечном счете к удешевлению средств производства и последующему стимулированию инвестиций в новые предприятия, технологии и оборудование. В фазе депрессии производство и занятость, достигнув минимальных значений, начинают постепенно оживать на основе новых пропорций и инноваций. Фаза оживления характеризуется началом расширенного воспроизводства и ростом выпуска до уровня докризисного периода. В фазе подъема вступают в строй новые предприятия, сокращается безработица, растут заработная плата, инвестиции и объем реального капитала. Из-за быстрого расширения производства, спроса на кредит повышаются ставки ссудного процента до уровня средней нормы прибыли. Фаза подъема заканчивается бумом (высшей точкой подъема), за которым в результате возникших диспропорций начинается очередной спад.

Информация о работе Антициклическое регулирование