Антициклическое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является освещение механизмов государственной антициклической политики в целом и в Республике Беларусь .
Предпринята попытки осветить следующие задачи:
определить признаки цикла экономической активности и описать их действие;
обосновать теоретические подходы антициклической политики;
дать оценку государственная антициклическая политика на источника экономического роста;
провести анализ антициклической политики в Беларуси
показать программно-целевой подход к государственному антициклической регулированию через налоговое, кредитно-денежное и бюджетное регулирование в Республике Беларусь

Оглавление

Введение -3.
ГЛАВА 1
ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ: ПРИЧИНЫ И НАПРАВЛЕНИЯ -6.
ГЛАВА 2
ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ -14.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ - 20
Заключение -29.
Список использованных источников -32.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Одним из важных рычагов налоговой политики является ускоренная амортизация основного капитала, которая означает включение в амортизационный фонд не только перенесенной стоимости элементов основного капитала, но и части прибыли. Такое завышение амортизационного фонда приводит к увеличению внутренних источников финансирования и способствует росту капиталовложений. В то же время ускоренная амортизация содержит и противоположную тенденцию: способствует перенакоплению основного капитала, следовательно, создает предпосылки для возобновления кризисов.

Важный инструмент антициклического регулирования государства — применение кредитной политики через понижение учетной, т. е. процентной, ставки, которую взимает Центральный банк при предоставлении ссуд коммерческим банкам. Снижение учетной ставки ведет к понижению процентных ставок по всем видам кредитов, в том числе по потребительскому, и таким образом способствует увеличению инвестиций и расширению продаж в кредит, что стимулирует рост производства.

в) На характер экономических циклов существенное влияние оказывает научно-технический прогресс (НТП). Все более ускоряющиеся темпы НТП обусловливают ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая фазу кризиса. В результате перепроизводство товаров, как характерная черта кризиса, сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, пофазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом.

г) В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания. Так, в 1974—1975 гг. ведущие западные страны одновременно вступили в мировой экономический кризис перепроизводства. В 1987—1989 гг. во всех главных странах также синхронно начался циклический бум. После небольшого спада, длившегося меньше года в 1990—1991 гг., США и страны Западной Европы снов асинхронно перешли к экономическому подъему. Это объясняется интернационализацией производства и переходом стран на новый технологический базис производства, который еще больше усиливает международный характер рынков факторов производства (сырье, материалы, оборудование, рабочая сила) и обусловливает мировые структурные кризисы.

Так, мировой экономический кризис 1957—1958 гг. положил начало мировому структурному кризису перепроизводства сырьевых товаров на мировом рынке в 1958—1963 гг. Этому способствовали технологические сдвиги в производстве, снижение материалоемкости, замена натурального сырья синтетическим. Цены на сырьевые товары упали в 2 раза. Монопольно низкие цены на сырую нефть, поставляемую из колониальных и зависимых стран, привели к кризису угольной промышленности.

С изменением соотношения сил на сырьевых рынках в пользу стран — производителей сырья экономика промышленно развитых стран стала испытывать влияние ценового фактора на сырье. Так, многократное повышение цен на нефть странами ОПЕК в 1972—1974 гг. усугубило начавшийся на Западе в 1974 г. экономический кризис структурным, энергетическим и сырьевым кризисами. Это повышение цен стимулировало добычу нефти, газа, использование энергосберегающих технологий, что привело к кризису перепроизводства в конце 80-х гг. В то же время для экономических циклов характерна и асинхронность, которая связана с возрастающей ролью государств в антициклическом регулировании, их способностью защитить в определенной мере национальную экономику от внешних влияний.

Таким образом, рыночная экономика, несмотря на изменения, по-прежнему подвержена циклическим колебаниям. В то же время, как показывают наблюдения, развитым странам удалось избежать депрессий, которые имели место в прошлом, особенно в 1870-е, 1890-е, 1930-е гг. Это говорит о том, что рыночная система стала внутренне более надежной и стабильной. Произошло это, однако, не само по себе, а благодаря более глубокому пониманию механизмов макроэкономики, что позволяет правительствам принимать такие меры в области денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, которые не дают спадам вылиться в длительный, кумулятивный процесс. "На дикий экономический цикл, потрясавший основы капитализма в прежние годы, надета узда".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛОРУСЬ. ИНСТРУМЕНТЫ СТАБИЛИЗАЦИИ

 

 

Одной из наиболее дискуссионных  проблем экономического роста является вопрос о том, должно ли государство  играть ведущую роль в развитии. К 90-м гг. централизованно-плановое направление экономического роста утратило свое значение и получило распространение мнение о том, что для эффективного размещения ресурсов должен использоваться рыночный механизм. Но в рамках этой теории существует большое разнообразие конкретных моделей и примеров, начиная с почти полного отсутствия государственного вмешательства в экономику в Гонконге и заканчивая интенсивным вмешательством, скажем, южно-корейского правительства. Однако существует полное согласие в том, что в функции государства должно входить поддержание стабильных правовых и макроэкономических условий, в которых только и может развиваться экономическая активность.

Экономический рост возможен при условии активизации его  факторов. Однако следует иметь в  виду, что успехи сегодня могут  создать серьезные проблемы завтра. Более того, они могут генерировать условия, вообще несовместимые с существованием человека. По этой причине на крупнейшей за все годы конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) провозглашена необходимость обеспечения баланса между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения и сохранением таких возможностей для будущих поколений.

Современный экономический  рост усугубляет неравенство между богатыми и бедными странами. Если в 1960 г. пропорции разрыва в ВВП на душу населения богатых и бедных составляли 30:1, то к 1990 г. — уже 60:1. А развитые страны, где проживает так называемый «золотой миллиард» населения, стабильно доминируют на мировой арене. На их долю приходится около 85 % мирового объема ВНП и 80 % объема мировой торговли.

Конференция ООН указала  на то, что во всем мире промышленность развивалась без учета исчерпаемости  многих видов невозобновляемых ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны. В качестве актуальных угроз были названы: потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение радионуклидами. Поэтому на данном этапе модель развития, проверенная веками (индустриализация, интенсификация), не ведет к дальнейшему устойчивому росту богатых стран и не может быть повторена бедными странами, во всяком случае, на базе существующих технологий без угрозы человечеству.

Все эти обстоятельства обусловливают необходимость формирования новой планетарной модели устойчивого  развития. Под устойчивым развитием  с общецивилизационной точки  зрения понимается глобально управляемое  развитие мирового сообщества с целью сохранения и непрерывного развития человечества при сохранении биосферы.

В Республике Беларусь разработана  Национальная стратегия устойчивого  развития (НСУР), главная цель которой  сформулирована в соответствии с  принципами и рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании при-родно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом интересов других государств. НСУР Республики Беларусь получила тогда положительную оценку на региональной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой и других стран, которая проходила в Минске в апреле 1997 г. с участием представителей органов государственного управления ряда стран, а также Секретариата ООН и других авторитетных международных и правительственных организаций.

Однако в переходный период объективные трудности в предвидении характера развития такой небольшой и открытой экономической системы, как Республика Беларусь, велики. Как же обстоит дело с основным фактором экономического роста и устойчивого развития — инвестициями в Беларуси? Если до 1991 г. наблюдался постоянный рост объемов капиталовложений, то с 1992 г. они резко снизились: в 1992 г. - на 28,7, в 1993 г. - на 14,6, в 1994 г. - на 10,8, в 1995 г. - на 31, в 1996 г. — на 10 %. Совокупный размер инвестиций в Республике Беларусь в 1998 г. составил менее половины их объема в 1990 г. И хотя с 2000 г. инвестиции в основной капитал растут, проблема сохраняется. Доля инвестиций на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий не превышает 60 %, в то время как в развитых странах она достигает 80-90 %.

Существуют ли возможности  расширения каналов внутренних инвестиций? Аналитики усматривают такие  возможности, хотя их мобилизация потребует  больших усилий и издержек. К таким  каналам относятся:

  • собственные средства предприятий. Через предприятия в инвестиции направляется около 10 % ВВП, примерно третья часть общего объема накопления. Быстрое увеличение мощности инвестиционногопотока за счет собственных средств предприятий может быть достигнуто путем снижения: доли средств, изымаемой у предприятий государством в виде налогов, и фиктивных денежных потоков (за несуществующие услуги);
  • бюджетное финансирование инвестиций, которое пока составляло около 3 % ВВП. Здесь целесообразно сосредоточиться на ведущих отраслях, которые формируют современный индустриальный профиль республики, и снизить долю офисно-инфраструктурных затрат. Следует более взвешенно подходить и к формированию научно-технических программ, выделяя наиболее приоритетные. Социальные же программы должны осуществляться прежде всего в направлениях здоровья и экологической безопасности;
  • сбережения населения. Банковские сбережения хотя и растут, но еще невелики. На 1.01.2003 г. они составили 2340 млрд бел. руб. По оценке специалистов, на руках находится от 2,5 до 6 млрд дол. США, что сопоставимо с годовой инвестиционной программой. Способ вовлечения этих денег в банковский оборот один — завоевание банками доверия со стороны населения. Задача эта представляется трудной, но достижимой;
  • инвестиционные кредиты за счет собственных и привлеченных средств. В государствах, стоящих приблизительно на одном с Беларусью уровне развития, банковские кредиты к ВВП составляют от 20 до65 %, в Республике Беларусь — примерно 12 %.

Таким образом, если государственная  политика будет такой, что отечественный  и иностранный инвестор почувствует благоприятный климат, а граждане страны проникнутся устойчивым доверием к собственному правительству и коммерческим банкам, то ресурсы для инвестиций, а значит, и для экономического роста найдутся.

Человеческий капитал  как фактор экономического роста

Современное поколение  моделей экономического развития (модели эндогенного роста, акцентирующие  внимание на «внутренних» для экономической  системы факторах) дают более адекватное описание закономерностей роста  экономики в странах с различным уровнем производства, сбережений, накопленного капитала, технологического развития и т. п. Общей чертой таких моделей служит введение ресурса, для которого не выполняется обычный для неоклассической теории принцип убывающей производительности. В одних моделях таким ресурсом служит «человеческий капитал», расширяющий классическое понятие рабочей силы, в других — знания, приобретаемые в процессе работы либо с помощью научно-технических разработок. Принципиальное отличие научных идей и технических инноваций состоит в том, что они имеют свойства «общественного блага»: могут без убыли использоваться всеми. Таким образом, накопление знаний и человеческого капитала имеет положительные внешние эффекты. Модели данного типа получают качественно новые свойства: решения экономических агентов (как, например, склонность к сбережениям) или правительства (как уровень налогов) определяют не только равновесный уровень душевого ВВП, но и долгосрочные темпы роста экономики. Тем самым значительно полнее объясняется роль факторов экономической политики в формировании экономического роста, а значит, и повышается ее эффективность.

Модели эндогенного  роста меняют представления об источниках роста: ключевым условием развития оказывается  не просто накопление, а успешное «вживление» в экономику технологических новинок и знаний. Многие экономисты считают, что именно это обеспечило успех «азиатских тигров» — Гонконг, Тайвань, Южная Корея.

Значимость эндогенных факторов экономического роста делает понятным, почему последние полтора — два десятилетия экономической науки прошли под лозунгами: «инновации» и «человеческие ресурсы». Оказалось, что именно в «человеческом ресурсе» скрываются наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной экономики. «Человеческий фактор» стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т. п.

Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии У. Петти впервые попытался оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его мнению, «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн ф. стерлингов, а «стоимость» каждого жителя — в среднем 80 ф. ст. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого человека Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительности равен трем крестьянам».

В 1812 г. в России Л. Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи. В расчетах он использовал понятие «недополученного»  или «упущенного» дохода.

Итак, эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от средств, вкладываемых в «человеческий фактор», без чего невозможно обеспечить поступательное развитие общества. Так, в США по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15 % ВВП, что превышает «чистые» валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудование и складские помещения.

За разработку теории человеческого капитала были присуждены две Нобелевские премии: Т. Шульцу (1979) и Г. Беккеру (1992). Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал трактат Г. Беккера «Человеческий капитал». В основу анализа он положил представления о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, к которому применимы такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п. Сформулированная им концепция стала основой для всех последующих исследований в этой области.

Информация о работе Антициклическое регулирование