Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 16:44, курсовая работа
Глобализация мировой экономики – объективная реальность современного этапа ее развития. Основным направлением экономической взаимозависимости развития отдельных стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления международного разделения труда, включение в него новых субъектов экономических отношений.
Процесс глобализации развивается одновременно с регионализацией, экономической деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внешнеэкономических связей региона 6
1.1 Сущность внешнеэкономических связей региона 6
1.2 Место региона в развитии внешнеэкономических связей 9
Глава 2. Анализ внешнеэкономических связей Республики Бурятия 16
2.1 Этапы развития внешнеэкономичеких связей Бурятии 16
2.2 Анализ экспорта и импорта Республики Бурятия 23
2.3 Тенденции развития внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия 30
Заключение 34
Список литературы 36
Две трети внешнеторгового оборота приходилось на новые структуры рыночной экономики, и только третья часть на предприятия бывшего государственного сектора.
За период 1992-1995гг. на территории республики было создано 109 совместных предприятий с суммой иностранного капитала – 10,4 млн. долл.
Данный период характеризуется ростом инфляционных процессов и себестоимости производимой продукции, в результате чего происходит выравнивание цен внутреннего и внешнего рынков, что привело к сокращению внешнего спроса на ряд товаров экспортируемых из республики. По этой причине в структуре экспорта значительно сократилась доля продукции, производимой в других регионах.
Правительством республики принимается ряд мер по дальнейшему совершенствованию внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества. В целях восстановления торгово-экономических и хозяйственных связей, разрушенных с распадом СССР, продвижения продукции бурятских товаропроизводителей на рынки Украины, Белоруссии, стран АТР и регионы Дальнего Востока России в 1991 году в г. Киеве открывается Постоянное представительство Республики Бурятия в Украине и Республике Беларусь; в 1992 году - торгово-экономическое Представительство в Сахалинской области; в 1994 году – Постоянное Представительство в г. Кяхта и на Дальнем Востоке (г. Владивосток); в 1995 году – Представительство Республики Бурятия в г. Санкт-Петербурге, а в 1996 – Постоянное Представительство Республики Бурятия в Монголии (г. Улан-Батор).
В 1995 году состоялись официальные визиты Правительственных делегаций Республики Бурятия в Монголию и Республику Корея.
В июне 1995 года в рамках Основного Договора о разграничении полномочий между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия было подписано Соглашение «О разграничении предметов ведения и полномочий в области международных и внешнеэкономических связей». Оно расширяло права и полномочия республики в этой сфере деятельности.
III этап 1996-1999 годы – этот этап условно следует разделить на два периода, до финансового кризиса в России (август 1998 года) и после него.
Введение в конце 1995 года валютного коридора уже в первом полугодии 1996 года ухудшило позиции доллара и показатели эффективности экспортной деятельности. В результате чего в 1996 году произошла стагнация экспорта республики, так как затраты на производство и транспортировку экспортной продукции сравнялись с ценой на мировом рынке, и их экспорт стал не рентабельным.
Политика государства по ослаблению тарифных и нетарифных методов регулирования экспорта, его поддержка со стороны государства, а также накопленный участниками ВЭД республики опыт в этой сфере деятельности, способствовали увеличению в 1997 году более чем на 21% объема экспорта республики. Доля сырья и продукции первичного передела сократилась с 40 до 25%, а доля машиностроительной продукции увеличилась в 1,5 раза, продукции ТЭК (топливно-энергетический комплекс) в 8,5 раз.
В тоже время импорт
Учитывая сложившуюся обстановку во внешнеэкономическом секторе экономики, Правительство республики приняло «Программу развития внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества Республики Бурятия на 1996-2000 гг.», разработанную МВЭС и МО РБ совместно с Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом (ВНИКИ МВЭС РФ) г. Москва.
Цель программы – на основе совершенствования развития внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества содействовать росту экономического потенциала народного хозяйства республики, его модернизации на современной основе и повышения эффективности производства. Реализация программы должна была к 2000 году привлечь в республику более 20 млн. долл. иностранных инвестиций, реанимировать отдельные отрасли хозяйственной деятельности и увеличить ее экспортный потенциал не менее чем на 20%.
24 декабря 1996 года Правительство
Республики Бурятия
В результате принятых мер, в 1997 году республика достигла максимального объема экспорта за весь наблюдаемый период. 418 участников ВЭД республики торговали с 47 государствами мира, при этом доля стран партнеров из дальнего зарубежья увеличилась на 5%, а доля государств СНГ сократилась.
В 1999 году внешнеторговый оборот республики к уровню 1989 года увеличился: экспорт на 31,3%, а импорт сократился более чем в 2 раза.
Валютные поступления от экспорта товаров составили 63 млн. долл.
На этом этапе в экономику республики привлечено более 30 млн. долл. иностранных инвестиций, создано 24 совместных предприятия с долей иностранного капитала 4,5 млн. долл.
Наиболее значимыми событиями в области международного сотрудничества в этот период являются визиты Правительственных делегаций республики в Республику Корея, Монголию, Украину, Республику Калмыкия и др. Республику Бурятия посетили послы 25 стран мира.
Все это послужило расширению и углублению сотрудничества Республики с зарубежными странами и вхождению ее экономики в систему мирохозяйственных связей.
IV этап (2000 г. - по настоящее время)
За этот период внешнеторговый оборот республики увеличился более чем в 4 раза и составил в 2008 году - 590,9 млн. долл., в том числе экспорт в 3,8 раза (415,2 млн. долл.).
Развитию республиканского экспорта способствовало принятие Правительством Республики Бурятия Целевой программы «Развитие экспорта Республики Бурятия на 2000-2005 годы», разработанной совместно с ВНИКИ (г. Москва), являющейся составной частью программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2000-2004 гг.
Программой предусматривались меры по повышению конкурентоспособности продукции товаропроизводителей республики и производству товаров более высокой степени переработки.
В 2000 году было подписано Межправительственное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Правительством Республики Беларусь, в 2003 году - Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Правительством Автономного района Внутренняя Монголия КНР.
В 2008 году республика осуществляла торгово-экономические отношения с 40 государствами мира, на долю стран Дальнего Зарубежья приходилось около 90% всего внешнеторгового оборота республики и только 10% на государства СНГ.
Крупнейшими торговыми партнерами по-прежнему являются: Китай, на долю которого приходится более половины всего внешнеторгового оборота республики (326,3 млн. долл.), рост к уровню 2000 года - в 4,5 раза; Монголия – 12,5% , рост к уровню 2000 года - в 3,9 раза.
Появились и новые партнеры: Хорватия – 8,7% всего объема внешне-торгового оборота; Пакистан – 4%.
Торговля с государствами СНГ увеличилась в 5,6 раза. Основные партнеры - Украина и Казахстан, на долю которых приходится 14,2% внешнеторгового оборота.
Существенных изменений в товарной структуре экспорта не произошло, по-прежнему около 30% составляет доля машин и оборудования и около 50% древесина и изделия из нее.
Состав основных экспортных позиций не изменился и включает круглый лес и пиломатериалы, вертолеты и комплектующие к ним, небеленый картон, каменный уголь.
В результате повышения таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы значительные изменения происходят в стоимостной структуре экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий. Доля необработанных лесоматериалов сократилась с 85% в 2000 году до 51% в 2008 г. При этом объем экспорта пиломатериалов увеличился в 16,5 раз к уровню 2000 г.
Рост импорта в рассматриваемый период в основном обусловлен активизацией инвестиционной деятельности в республике. Доля инвестиционной составляющей в импорте в 2008 году составила – 80%.
Республика динамично развивает международные и внешнеторговые связи более чем с 40 государствами Дальнего и Ближнего зарубежья.
2.2 Анализ экспорта и импорта Республики Бурятия.
Внешнеэкономический сектор экономики Республики Бурятия является важным звеном в ее структуре. Рыночные преобразования и сопутствующие им явления в экономике во многом изменили объемы и характер внешнеэкономической деятельности.
Развитие внешней торговли Республики Бурятия за последние пять лет характеризуется устойчивой динамикой роста.
Объем внешнеторгового оборота в 2012 году относительно 2007 года возрос в 2,1 раза и составил 1186,9 млн. долл. США, в основном вследствие увеличения объема экспорта в 2,6 раза, (943,1 млн. долл. США). Импорт увеличился к базовому периоду на 31% и составил 243,9 млн. долл.
Высокие темпы роста объемов экспорта были обусловлены, с одной стороны, увеличением его физического объема и благоприятной экономической конъюнктурой сырьевых товаров на мировых рынках, с другой стороны, - ослаблением механизма государственного регулирования экспорта и осуществлением политики поддержки экспортера.
Исключением является 2010 год, когда под влиянием негативных тенденций мирового финансового кризиса, переориентацией поставок на внутренний рынок страны значительно ужесточились условия осуществления внешнеэкономической деятельности, и в результате, объемы экспортных поставок снизились на 10% к уровню 2009 года.
На сегодняшний день, более 650 организаций и индивидуальных предпринимателей республики осуществляют внешнеэкономическую деятельность с торговыми партнерами из 40 стран мира. Крупнейшими экспортерами Бурятии в последние годы являются: ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Селенгинский ЦКК», ОАО «Байкальская лесная компания», ЗАО «Улан-Удэстальмост», ЗАО «Закаменск», ОАО «Улан-Удэнский авиаремонтный завод», ООО «Азия-транс», ООО «Предприятие «Аэротех», ОАО «Вертолетная инновационно-промышленная компания», ООО «Восток транс», ООО «Сиблес».
Основными торговыми партнерами Бурятии в экспорте являются: Китай, Перу, Монголия, Аргентина, Узбекистан, ОАЭ, Словакия, Кения, Бразилия, Вьетнам.
Географическая структура экспорта республики на протяжении ряда лет не претерпевает существенных изменений и обусловлена в основном близостью стран АТР (Азиатско-тихоокеанский регион), на долю которых приходится 65 % всего экспорта, а также спецификой сбыта продукции авиационной промышленности республики. Значительная доля (95%) экспортных поставок приходится на страны дальнего зарубежья. При этом традиционными партнерами республики являются Китай и Монголия, доля которых в объеме экспорта на протяжении ряда лет составляла от 30 до 60%.
Базу экспорта составляют: круглый лес, пиломатериалы, картон небеленый и прочая продукция деревопереработки, металлоконструкции, вертолеты, запасные части и комплектующие изделия к ним, авиа имущество, продукты питания (макароны, мучные кондитерские изделия и изделия из сахара и какао, безалкогольные напитки и т.д.), дикоросы и продукция животного происхождения. Республика Бурятия осуществляет значительные поставки авиационной техники, ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» более 5 лет признается лучшим российским экспортером в авиастроении.
Сегодня в страны дальнего зарубежья экспортируется: круглый лес и пиломатериалы, авиационная техника и запасные части к ней, картон, части к локомотивам, продовольственные товары, нефрит, вольфрамовый концентрат, кедровые орехи.
В страны СНГ поставляются в основном пиломатериалы, гофрокартон, приборы контроля, запасные части железнодорожного транспорта и электродвигатели, авиационная техника и запасные части к ней, мостовые металлоконструкции.
В структуре экспорта республики основной товарной группой является машиностроительная продукция, по этому показателю ситуация в Республике Бурятии выгодно отличается от положения с российским экспортом в целом (5% в РФ в 2012 г.). Наибольший объем его экспорта достигнут в 2011 году, когда он составил 574,7 млн. долларов США, или 79% экспорта республики. В 2012 году структура экспорта изменилась, причем значительно, основная доля (45,7%) экспортных поставок произведена по группе «Минеральные продукты».
Также, необходимо отметить, что за исследуемый период в структуре экспорта наблюдается тенденция снижения доли древесины и целлюлозно-бумажных изделий (с 56,4% в 2007г. до 8,3% в 2012г.) и продовольственных товаров (с 5,8% до 2,8%).
Снижение объемов экспорта круглого леса является прямым следствием политики Правительства Российской Федерации, направленной на ограничение экспорта необработанных лесоматериалов и стимулирование производства товаров глубокой переработки леса. Эти меры, особенно в 2012 году, в значительной степени ограничили деятельность лесозаготовителей и деревообработчиков республики, часть микропредприятий, задействованных в данной отрасли вынуждена прекратить либо приостановить деятельность.
Сократился и экспорт пиломатериалов из-за снижения спроса со стороны КНР, где уменьшились объемы жилищного строительства и высок уровень запасов древесины в портах страны (снижение импорта хвойных пиломатериалов в КНР за январь-июнь 2012 года составило 27% к уровню соответствующего периода 2011 г.).
Вступление России в ВТО для экспортеров леса сопровождается не только снижением таможенных пошлин, но и повышенными требованиями к подтверждению легальности вывоза как сырья, так и лесопродукции. С 3 марта 2013 года вступили в силу новые правила, регулирующие ввоз лесной продукции в страны Европейского Союза, направленные на противодействие торговле незаконно заготовленной древесиной, предъявляемые к поставщикам лесной продукции на рынок ЕС. В соответствии с директивой, в страны ЕС будет запрещено ввозить лесную продукцию, в том числе с кодами таможенной номенклатуры 4403, без подтверждения легальности ее заготовки. Основные обязательства по обеспечению легальности ввозимой древесины возлагаются в первую очередь на импортеров, зарегистрированных в Евросоюзе.
Информация о работе Анализ внешнеэкономических связей Республики Бурятия