Анализ внешнеэкономических связей Республики Бурятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация мировой экономики – объективная реальность современного этапа ее развития. Основным направлением экономической взаимозависимости развития отдельных стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления международного разделения труда, включение в него новых субъектов экономических отношений.
Процесс глобализации развивается одновременно с регионализацией, экономической деятельности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внешнеэкономических связей региона 6
1.1 Сущность внешнеэкономических связей региона 6
1.2 Место региона в развитии внешнеэкономических связей 9
Глава 2. Анализ внешнеэкономических связей Республики Бурятия 16
2.1 Этапы развития внешнеэкономичеких связей Бурятии 16
2.2 Анализ экспорта и импорта Республики Бурятия 23
2.3 Тенденции развития внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия 30
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ 1,2 ГЛАВА.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем, они соглашаются, что страна не может отказываться и от использования преимуществ экспортоориентированного развития.

Анализируя возможность использования Россией экспортоориентированного роста необходимо констатировать, что даже в современной экономической ситуации экономика страны располагает целым рядом конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на более эффективное, включение в систему мирохозяйственных связей.

Главным из этих преимуществ является хорошая обеспеченность страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов. Их объем позволяет в полной мере удовлетворять потребности внутреннего производства, социальной инфраструктуры, а также осуществлять экспортные поставки.

Другой важной группой конкурентных преимуществ России можно считать сравнительную дешевизну некоторых факторов производства. В стране имеются значительные по масштабам, хотя и давно требующие замены и модернизации, производственные фонды. Использование их позволит с меньшими капитальными затратами осуществить необходимую модернизацию предприятий и переход к применению западных технологий среднего уровня. Это, в свою очередь, позволит ускорить последующее включение российских производителей в международную кооперацию производства, которая могла бы осуществляться путем изготовления узлов, деталей и компонентов по заказам зарубежных производителей готовой продукции, организации сборочных производств с иностранным участием, сотрудничества в освоении новых видов продукции и т.д. Помимо производственных фондов страна располагает многочисленной квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, способной к тому же быстро переучиваться.

Третья группа конкурентных преимуществ состоит из факторов более высокого порядка, дающих возможность сохранения передовых позиций в состязании с зарубежными конкурентами. В ряде секторов промышленности имеются уникальные передовые технологии, опирающиеся на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки. Изделия, изготовленные на основе этих технологий, по многим параметрам не уступают мировым аналогам. К сожалению, новейшие разработки сосредоточены, прежде всего, в авиакосмической и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, картографии и геодезии, разработке программного обеспечения, проведении геологических изысканий.

Дальнейшее освоение экспортного потенциала этих и других наукоемких отраслей позволит России адаптироваться к требованиям мирового рынка и его требованиям к качеству выпускаемой продукции, а также эффективности производства.

Таким образом, основная задача развития российской экономики должна заключаться в том, чтобы как можно полнее использовать свои конкурентные преимущества. Но использование этих преимуществ связано с необходимостью преодоления очевидных негативных тенденций отечественной экономики (большая энергоемкость и материалоемкость производства, а, следовательно, высокая стоимость отечественной готовой продукции в сравнении с зарубежными аналогами; технологическая отсталость многих отраслей промышленности, не позволяющая выпускать высокотехнологичную конкурентную продукцию; неразвитость транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций, банковской системы; незавершенность процесса адаптации экономических субъектов к работе в рыночных условиях; высокий уровень криминализации сферы экономики, в частности внешнеэкономической деятельности и некоторые другие.

При разработке системы государственной поддержки ВЭД следует учитывать, что не все вопросы, связанные с внешнеэкономической деятельностью можно решать на федеральном уровне. К компетенции центра можно отнести вопросы, связанные с производством и экспортом электроэнергии, нефти и некоторых других товаров. Формирование структуры промышленного и сельскохозяйственного экспорта и импорта должно находиться в ведении региональных государственных органов.

В условиях переноса центра тяжести экономических реформ в регионы и расширения их полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности развитие внешнеэкономических связей России во многом зависит от деятельности регионов. В современных условиях региональная политика страны тесно переплетается с внешнеэкономической. Таможенные пошлины, налоговый режим иностранных инвесторов, динамика валютного курса, инструменты стимулирования экспорта превращаются в важные инструменты формирования территориальных пропорций экономики. Существует настоятельная потребность формирования качественно новой системы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности в рамках общей стратегии социально-экономического развития регионов. Регионы, широко вовлеченные во внешнеэкономические связи, должны сыграть важную роль в общем оживлении экономики страны.

Расширение экспортного потенциала будет способствовать улучшению экономического положения многих депрессивных регионов.

Одним из перспективных направлений может стать разработка комплексных региональных программ для федеральных округов. В РФ на данный момент существует семь федеральных округов, включающих в себя территории, имеющие сходные природно-климатические и, часто экономические параметры. Практически в каждый федеральный округ входят как экономически развитые, так и депрессивные территории. Анализируя развитие внешнеэкономической деятельности внутри округов можно констатировать, что на современном этапе наибольшее преимущество в осуществлении экспортных операций получили регионы, на территории которых находятся основные экспортные ресурсы: нефть, газ, лес и т.д. В импорте резко проявился приоритет больших промышленных центров: Москвы, Санкт-Петербурга, городов Уральского региона и т.д.

 

Такая ситуация связана с наличием большого промышленного производства на этих территориях и низким уровнем развития сельского хозяйства, а также предприятий, выпускающих товары массового спроса. В этих регионах сконцентрированы значительные валютно-финансовые ресурсы. Эти районы густо заселены, что позволяет реализовывать импортную продукцию большими партиями. Эта ситуация привела к возникновению больших межрегиональных диспропорций в развитии внешнеэкономических связей.

Разработка комплексных программ позволит рассмотреть проблемы этих территориальных образований в комплексе, с учетом особенностей и возможностей, присущих каждому региону. Программы, разработанные для федеральных округов, позволят выровнять социально-экономическое положение как внутри этих территорий, так и между ними, а также позволят перейти от разовых форм содействия ВЭД к их упорядоченной и плановой государственной поддержке. Программы должны охватывать большой спектр вопросов: государственное регулирование региональной внешнеэкономической деятельности, внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, международную маркетинговую стратегию, оценку потребительского потенциала и т.д.

 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности на макрорегиональном уровне должно стимулировать отдельные приоритетные отрасли местного производства, не нарушая при этом принцип рыночного распределения ресурсов. Реализация таких программ значительно облегчит получение инвестиций, так как инвестиционная деятельность очень часто обусловлена емкостью региональных потребительских рынков и наличием сырьевой и производственной базы, а они в масштабах мега региона резко увеличиваются. Потребительский потенциал федерального округа также значительно превышает региональный, что в перспективе позволит более планомерно осуществлять экспортно-импортные операции в пределах округа. В этом случае мала вероятность закупки за рубежом продукции, производящейся в соседнем регионе, так как комплексная оценка потенциала регионов позволит улучшить и межрегиональные торговые связи.

Современная экономическая ситуация в РФ позволяет считать, что приоритетным направлением развития внешнеэкономических связей является торговля со странами СНГ. Именно в эти страны Российские регионы могут экспортировать готовую продукцию, удачно конкурирующую с продукцией этих стран. В то время как в страны дальнего зарубежья структура экспорта в основном представлена сырьевыми товарами.

Итак, в последнее время все большее значение приобретает развитие региональных внешнеэкономических связей. Наиболее перспективным направлением дальнейшего их совершенствования является разработка региональных программ развития внешнеэкономической деятельности. Наиболее рациональным вариантом является объединение субъектов федерации в макрорегионы на основе федеральных округов и разработка макрорегиональных программ. Основными вопросами, рассматриваемыми в таких программах должны быть: оценка внешнеэкономического потенциала, создание хорошего инвестиционного климата, оптимальный выбор торговых партнеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ внешнеэкономических связей Республики Бурятия

 

2.1 Этапы развития внешнеэкономических связей Бурятии

Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность на всех исторических этапах развития России оказывали влияние на решение экономических проблем предприятий, отраслей, регионов и государства в целом.

Право самостоятельного выхода на внешние рынки со своей продукцией предприятиям и организациям СССР было предоставлено с 1 апреля 1989 года Постановлением Совета Министров СССР от 02.12.1988г. № 1405.

Развитие внешнеэкономических связей Республики Бурятия, как субъекта Российской Федерации, неразрывно связано с внешнеэкономической политикой российского государства.

В развитии внешних связей и, прежде всего, внешней торговли, за годы экономических реформ следует выделить четыре периода, которые аналогичны процессам, проходящим в России.

I этап 1986-1991 годы - когда к началу 90-х годов фактически была ликвидирована  государственная монополия на  внешнюю торговлю. В этот период  внешняя торговля республики  осуществлялась:

- по линии Министерства внешней торговли СССР через отраслевые всесоюзные внешнеторговые объединения (ВТО), на долю которых приходилось до 75% всего объема внешнеторгового оборота республики;

-  по линии прибрежной и  приграничной торговли через  ВТО «Дальинторг» – до 15% внешнеторгового оборота;

- по прямым товарообменным операциям  предприятий и организаций республики  – до 10%.

В эти годы, наряду с товарами традиционного экспорта (продукция машино- и приборостроения, лесобумажная продукция, электроэнергия, уголь, минеральные удобрения) в основном, в Монголию поставлялись цемент, стекло, товары народного потребления и продовольствие.

По импорту, главным образом, на бартерной основе (до 90% всего объема торговли) в республику поставлялись из Японии, Китая, Монголии товары народного потребления (одежда, обувь, бытовая техника, чай, рис, мясная продукция и т.д.), а также технологическое оборудование.

В 1989 году Совет министров Бурятской АССР в целях реализации Постановления Совета Министров РСФСР «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» разработал и принял комплексный план мероприятий по развитию внешнеэкономических связей на 1989-1991гг.

К концу 1991 года в республике было создано 14 совместных предприятий с иностранным капиталом в 120 тыс. долл., основным видом деятельности, которых являлись: заготовка, переработка и экспорт древесины; ремонт бытовой и вычислительной техники, телевизоров; строительство и торговля.

В целом, демонополизация внешней торговли, общий спад промышленного производства, утрата межхозяйственных связей после развала СССР, отсутствие опыта работы на внешних рынках, привели к снижению объема экспорта из республики в 1991 году к уровню 1989 года почти в 2 раза.

II этап 1992-1995 годы - характеризуется значительной активизацией внешнеэкономической деятельности, как в республике, так и в России в целом.

Важную роль в становлении и дальнейшем развитии внешнеэкономических связей России и ее регионов сыграл Указ Президента России от 15 ноября 1991г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», согласно которому была отменена специальная регистрация предприятий, организаций и физических лиц в качестве участников внешнеэкономической деятельности. Российские предприятия независимо от форм собственности получили право её осуществления с момента их регистрации в местных органах исполнительной власти. Либерализация коснулась вопросов валютного и таможенного регулирования, снятия ограничений на бартер, сокращения перечня товаров (работ и услуг) подлежащих лицензированию и квотированию, изменения порядка налогообложения и т.д.

На этом этапе объем внешнеторгового оборота к уровню 1992 года увеличился в 2,3 раза, в том числе экспорт в 2,5 раза и импорт в 2 раза. Число участников ВЭД республики с 200 увеличилось до 700, а география внешних связей с 20 стран дальнего и ближнего зарубежья расширилась до 50.

В 1993 году, в результате ужесточения мер государственного регулирования ВТД (введение вывозных таможенных пошлин на сырьевые товары, лицензирование и квотирование их экспорта, введение института спецэкспортеров стратегически важных сырьевых товаров) темпы роста экспорта из республики несколько замедлились, а его удельный вес в ВРП республики сократился с 8,3% до 6,5%.

Ограничительные меры существенно повлияли на структуру экспорта. Увеличилась доля готовой продукции при сокращении экспорта сырьевых товаров. К перечню экспортной продукции добавились значительные объемы автотракторной техники и металлопроката, производимых в других регионах России. Увеличились поставки лесопродукции и продуктов ее переработки, сократился экспорт минеральных удобрений и продукции нефтехимии.

Изменилась и товарная структура импорта. Доля продовольствия в его объеме сократилась на 8 пунктов и составила 48%, доля машинотехнической продукции с 33% увеличилась до 41%. На 2 пункта сократилась доля товаров народного потребления.

Перечисленные выше структурные изменения в импорте товаров связаны с введением с 01.04.93г. на большинство товаров народного потребления и продовольствия таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов.

Информация о работе Анализ внешнеэкономических связей Республики Бурятия