Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа
Уходящий век - век нефти и газа. Добыча и потребление этих ресурсов, пришедших в начале века на смену дереву и углю, растет с каждым годом. В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуации той или иной страны. Нефть являются одной из основ экономики, важнейшим источником экспорта.
Введение
Роль экспорта Российской нефти
Общая характеристика экспорта Российской нефти
Транспортировка нефти
Анализ существующей ситуации экспорта Российской
нефти
Основные проблемы, подлежащие решению
Основные тенденции развития объекта
Дальнейшие перспективы развития экспорта в России
Заключение
Содержание.
Введение
нефти
Заключение
Введение
Выбранная мною тема, по моему мнению, достаточно актуально в настоящее время.
Уходящий век - век нефти и газа. Добыча и потребление этих ресурсов, пришедших в начале века на смену дереву и углю, растет с каждым годом. В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуации той или иной страны. Нефть являются одной из основ экономики, важнейшим источником экспорта.
Россия, является одним из ведущих
операторов в международном
Но, несмотря
на это экспорт сырой нефти
сталкивается с некоторыми
Во-первых, подробное
изучение сложившейся ситуации
в стране. Узнать об основных
проблемах связанных с
Во-вторых,
рассмотреть возможные
В-третьих,
сделать определенные выводы
по проделанной работе. И предложить
возможные пути дальнейшего
1.
Роль экспорта
нефти в России
1.1 Общая характеристика Российского экспорта
нефти и нефтепродуктов
Термин
«нефть», пришедший к нам из персидского
языка через турецкое слово
«neft», в современном мировом лексиконе
стал синонимом общепринятого словосочетания
«черное золото». И объясняется этот факт
не только тем, что сегодня нефть, наряду
с природным газом, является основным
и практически безальтернативным источником
энергии, но и тем, что ее запасы невосполнимы. При
этом дальнейшей переработке подвергаются
лишь 10% добываемой сырой
нефти, остальные 90% - сжигаются./4, с.89./
Как минимум, два десятилетия многие аналитики
всерьез пугали
человечество тем, что еще каких-нибудь
40-50 лет, и ее запасы будут полностью исчерпаны.
И, тем не менее, на сегодняшний момент
использование нефти практически эквивалентно
ее добыче. К концу ХХ века ее фактические
мировые запасы насчитывали 1 триллион
46 миллиардов баррелей. ./4, с.90./
Россия на рубеже 20 и 21 вв. в наследство от эпохи реального социализма и монополии централизованного государственного управления досталась крайне низкоэффективная, неконкурентоспособная отраслевая структура экономики. Не всегда удачные рыночные реформы 90-х годов еще больше ее разбалансировали и дестабилизировали, воочию показав, что большая часть отраслей страны не может эффективно функционировать в новых условиях и требуется их корректная перестройка и обновление. Отсутствие, однако, реальных финансовых возможностей у государства, а тем более у новых владельцев предприятий закономерно привело к многолетнему политическому и социальному хаосу, а также глубочайшему экономическому кризису, продолжавшему вплоть до первых лет нового столетия. Сильнейшее потрясение имели место в области научно-исследовательских и конструкторских разработок (НИОКР), а также в качестве высшего образовании, что может самым неблагоприятным образом сказаться на характере развития страны в течении как минимум ближайших 10-15 лет.
На начало 21 века на Россию приходилось менее 3 мирового ВВП – почти вдвое меньше, чем полтора десятилетия назад. По объему внешнеторгового баланса страна занимает лишь 20-21-е место. Рост ее экономики почти на 2/3 обеспечивается топливно-сырьевыми отраслями, от 40 до 90% продукции которых идет на экспорт. На начало 21 века он составил порядка 55 млрд. долларов, или около 53% всего российского экспорта. ./4, с.91./
Топливно-энергетический комплекс сегодня я является базовой и системообразуещей отраслью российской экономики, главной движущей силой, способной обеспечить реальный прорыв не только к ее дальнейшему устойчивому и ускоренному развитию, но и к коренному преобразованию. В первую очередь это касается энергетического сырья нефти.
В этой связи нельзя не согласиться с мнением известного российского специалиста в области проблем мировой энергетики профессор Ю. Ершова. Он считает, что пора поставить точку в бесперспективном противостоянии различных оценок и подходов в вопросе выбора наиболее эффективных путей социально-экономического развития России, с самобичиванием и комплексом неполноценности по поводу нашей страны «сырьевой зависимости», «нефтяной иглы»./6./ Нужно более трезво и взвешенно оценивать ситуацию, излишне ее драматизируя, видеть, что, например, и промышленно развитые страны, особенно западноевропейские, не располагающие достаточно топливно-сырьевым ресурсами, находятся в еще более сильной рыночной зависимости от сырья, как и Россия, только в зеркальном отображении этого состояния. При ожидании середины текущего века наиболее вероятных темпов роста ВВП промышленно развитых стран в 2,5-3% в год, можно надеяться, сто спрос на интересующее нас промышленное сырье будет расти на 1,5-2,5 % в год./6/ Вероятно, что во второй половине прогнозного периода этот показатель будет несколько меньше из-за все более интенсивного внедрения энергетических и материалосберегающих технологий, в первую очередь в отраслях, потребляющих нефть, нефтепродукты.
Чрезвычайно
благоприятным фактором для нашей страны
будет то, что в долгосрочной перспективе
можно ожидать опережающего роста мировых
цен на энергетическое сырье по сравнению
с общим их ростом в международной торговле.
Это позволит России получать от экспорта
нефти существенно больше доходов, особенно
после 2030 года, даже при неизменном уровне
их добычи. Вполне вероятно, что далее,
по крайней мере, вплоть до 2050 года,
это будет «золотой век» экспортных поступлений
для нефтедобывающих стран Ближнего Востока.
В наибольшей степени, однако, эта ситуация
будет характерна только для нефти и газа,
тогда для большинства других сырьевых
товаров, в частности металлов, картина,
по-видимому, будет для нас менее благоприятной
1.2 Транспортные перевозки нефти
В настоящее
время система трубопроводного
транспорта России включает в
себя около 350 тыс. км трубопроводов
технологического назначения, около
2,5 тыс. км магистральных
Другая
проблема, снижающая эффективность
экспорта российских
Главные
страны-импортеры российской
Данный трубопровод берет свое начало на юге России, вблизи Казахстана. Нефть в него поступает из месторождений Урала и Каспийского моря. Нефтепровод пересекает Белоруссию и делится на северную и южную ветви у города Мозырь. Северная ветвь проходит через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Транспортная производительность участка трубопровода «Дружба», проходящего через Словакию, составляет 20 млн. тонн нефти в год.
Северная магистраль сейчас загружена полностью, в то время как южная имеет запас пропускной способности, и поэтому Россия стремится увеличить ее мощность, соединив южную ветвь «Дружбы» с трубопроводом «Адрия».
Трубопровод «Адрия» проходит через глубоководный хорватский порт Омишаль, находящийся на Адриатическом море и построенный для прокачки нефти, поступающей с Ближнего Востока, и транспортировки ее далее по маршруту на север бывшей Югославии и Венгрии.
Однако, впоследствии, когда было произведено изменение в направлении потока нефти, Россия, благодаря присоединению «Адрия» к трубопроводу «Дружба» получила дополнительный выход к Адриатическому морю. Максимальная мощность трубопровода «Адрия» ограничивается 300 000 баррелями нефти в сутки. Транспортировка нефти по трубопроводу «Дружба» несет определенные риски. Это выявилось в январе 2007 г., когда Белоруссия в ответ на увеличение Россией цены на газ установила свои пошлины на транзит российской нефти, что стало причиной приостановки транзита в Европу. Помимо этого Белоруссия изъяла из отрезка трубы, проходящей по ее территории до 80 тыс. т сырой нефти, с целью удовлетворения нужд своих нефтеперерабатывающих заводов. Подобная ситуация может возникнуть и в будущем, в случае обострения отношений между странами.
Другой экспортной транспортной сетью, которая служит выходом для России на западные рынки, является Балтийская трубопроводная система. Через эту систему перевозится сырая нефть из Западной Сибири, Урала-Поволжья и Темено-Печорских нефтяных месторождений к порту Приморск, на берегу Финского залива. Пропускная способность данной системы достигает до 74 млн. т в год. С первого дня эксплуатации БТС вышла на проектную мощность – 12 млн. т нефти в год. Через данный порт производится экспорт на рынки Северной Европы, что позволяет сократить зависимость от транспортировки через балтийские страны.
Транспортные затраты компаний-грузоотправителей по маршрутам БТС на 3-4 долл. США за 1 тонну ниже, чем затраты по маршруту через Вентспилс (Латвия). Услуги транзитных государств, таких как Латвия, Литва, Эстония и Финляндия, обходились России более чем в миллиард долларов в год. Данное обстоятельство хоть и выступает в пользу Приморского порта, однако имеет и недостаток, по причине наличия ограничений по размерам для танкеров, входящих в порт.
Следует отметить, что выход Балтийской системы трубопроводов на порты Мурманска или Индиги позволит России экспортировать на американский рынок до 1,6-2,4 млн. баррелей нефти в сутки, транспортировка которой займет всего 9 суток, что значительно быстрее, чем транспортировка нефти из Ближнего Востока или Африки. Однако дальность Мурманска от основных месторождений и замерзание порта Индиги в зимние месяцы являются негативными факторами в осуществлении данных проектов.
Крупным экспортным портом России является Новороссийск, через который проходит основной поток экспорта российской нефти. Нефть сюда доставляется посредством нефтепровода Самара-Тихорецк-Новороссийск, сюда же поступает нефть из Баку и Махачкалы. После увеличения до 15 млн. т нефти в год пропускной способности нефтепровода Атырау – Самара возросла привлекательность данного маршрута для Казахстана. Отсюда нефть через Черное море перевозится в Средиземное и на Азиатские рынки. Однако транспортировка нефти в данном направлении ограничена ввиду того, что танкеры вынуждены пересекать мелководный и перегруженный пролив Босфора. Вследствие этого Турция наложила ограничения на прохождение через пролив танкеров из соображения безопасности и охраны окружающей среды. Этим самым снижается эффективность перевозок из Новороссийска.
Информация о работе Анализ существующей ситуации экспорта Российской нефти