Анализ себестоимости товарной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ себестоимости товарной продукции и выявление путей и резервов снижения себестоимости продукции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции.
Проанализировать состав и структуру затрат на производство.
Изучить себестоимость продукции по калькуляционным статьям.
Провести анализ затрат на рубль продукции.
Провести анализ себестоимости отдельных видов продукции.
Выявить резервы снижения себестоимости продукции.

Оглавление

Введение
Анализ состава и структуры затрат на производство
Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям
Анализ затрат на рубль товарной продукции
Факторный анализ себестоимости продукции
Анализ себестоимости отдельных видов продукции
Выявление и мобилизация резервов снижения себестоимости продукции
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Анализ себестоимости товарной продукции.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

      Затраты по статьям себестоимости отличаются от затрат по ее элементам тем, что  они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией продукции за данный отчетный период. Затраты же по элементам показывают  все произведенные предприятием расходы ресурсов за отчетный период, включая расходы и на рост остатков незавершенного производства, затраты, отнесенные на счет расходов будущих периодов, и т. п.

      Группировка затрат по статьям расходов позволяет  характеризовать связь затрат с  результатами, их роль в технологическом  процессе, управлении и обслуживании, во внутрихозяйственном расчете, выделить прямые и косвенные, переменные и постоянные расходы и тем самым полнее вскрыть резервы их экономии.

      Анализ  выполнения плана в постатейном  разрезе начинается с сопоставления  фактических затрат с плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент продукции. Тем самым выявленные отклонения раскрывают изменения затрат независимо от структурных сдвигов в выпуске продукции. Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, -  необходимость обеспечения сопоставимости показателей.

      Данный  анализ произведем в Таблице 2.1

 

      

Таблица 2.1. Анализ себестоимости  продукции по калькуляционным  статьям, тыс. руб.
Статьи калькуляции Фактически  выпущенная продукция Отклонение  от плана Участие в  общем отклонении себестоимости
по  плановой себестоимости по фактической  себестоимости сумма в % к плану
А 1 2 3 4 5
Сырье и материалы 113505 121364 7859 6,92 18,11
Покупные  комплектуюшие изделия и полуфабрикаты (с ТЗР) 272504 285603 13099 4,81 30,19
Заработная  плата основных производственных рабочих 54840 68510 13670 24,93 31,50
Отчисления от заработной платы основных производственных рабочих 21936 27404 5468 24,93 12,60
Общепроизводственные  расходы 127173 128262 1089 0,86 2,51
Общехозяйственные расходы 162380 163120 740 0,46 1,71
Износ специнструмента и спецрасходы 8829 9651 822 9,31 1,89
Прочие  производственные расходы 12688 13050 362 2,85 0,83
Производственная  себестоимость 773855 816964 43109 5,57 99,35
Внепроизводственные расходы 7739 8021 282 3,64 0,65
Полная  себестоимость 781594 824985 43391 5,55 100,00

 

      

      В процессе анализа, было получено, что предприятие увеличило себестоимость выпущенной продукции на 43391 тыс. р., или на 5,5 процентных пункта. Основное место в данном увеличении занимает: повышение затрат по заработной плате основных производственных рабочих, уровень которых повысился по сравнению с планом на 13670 тыс. руб.,  что превысило запланированный показатель на 24,93% и его влияние на себестоимость продукции в общем влиянии всех затрат составило 31,5%. Как следствие повысился и показатель отчислений от заработной платы основных производственных рабочих. Так же следует отметить, что значительно увеличились по сравнению с планом такой показатель как затраты на покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты на 13099 тыс. руб., и их увеличение повлияло на себестоимость продукции на 30,19 процентных пункта в общем объеме влияния всех затрат. Значительно и изменение затрат на сырье и материалы, оно составило 7859 тыс .руб. и повлияло на себестоимость продукции на 18,11 процентных пункта в общем объеме.

      Все остальные  статьи затрат изменились незначительно, однако в сторону увеличения, что не с лучшей стороны характеризует деятельность предприятия.

      В процессе дальнейшего анализа в  первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым образовались большие перерасходы, непроизводительные  затраты и потери, а также занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции.

      Аналитическую ценность для дальнейшего поиска резервов экономии затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов будут  иметь и такие расчетные аналитические показатели, как удельный вес перечисленных калькуляционных статей в одном рубле отдельно выпущенной и реализованной продукции. Они рассчитываются путем деления суммы расходов по каждой статье на сумму продукции соответственно выпущенной и реализованной. 

 

       3. Анализ затрат  на рубль товарной  продукции

     Затраты на рубль произведенной продукции  являются очень важным обобщающим показателем, характеризующем уровень себестоимости  продукции  в целом по предприятию. Во-первых, он универсален, поскольку  может рассчитываться в любой отрасли производства, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Он исчисляется путем деления полной себестоимости произведенной продукции (C)  на ее стоимость (V):

                                        З = С/V.

     Если  уровень показателя ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при  уровне выше единицы – убыточным. Например, себестоимость выпущенной продукции в июне 2003 года на Минском заводе «Калибр» составила 824985 тыс. руб., а ее объем в ценах реализации – 963410,7 тыс. руб., следовательно, затраты на рубль продукции составят 92 коп. Это означает, что в каждом рубле выпущенной продукции имеется 0,92 руб. затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, соответственно, 0,08 руб. прибыли, т.е. в этом месяце производство продукции на предприятии было прибыльно.

     На  этот синтетический показатель оказывает  влияние множество факторов, связанных  с формированием как числителя, так и знаменателя.

     Непосредственное  влияние на изменение уровня затрат на рубль продукции оказывают три фактора первого порядка:

    • изменение структуры выпущенной продукции;
    • изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;
    • изменение цен на продукцию.

      Первый  фактор влияет на общую сумму затрат через изменение средней себестоимости обезличенной единицы продукции в связи с увеличением или уменьшением удельного веса конкретного вида продукции, который имеет свою, отличную от других, индивидуальную себестоимость.

      Второй  фактор, непосредственно влияющий на изменение затрат на рубль продукции, выражает изменение уровня затрат на производство отдельных изделий, видов работ или услуг. Он включает все затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство и реализацию единицы продукции и выражается в калькуляции в виде статей расхода.

      Методика  расчета размера влияния рассмотренных  факторов показана  на примере данных по данному предприятию в таблицах 3.1, 3.2.

      Таблица 3.1. Исходная информация для анализа затрат на 1р. выпущенной продукции

Затраты на 1 руб. произведенной продукции Алгоритм  расчета Данные  для расчета Уровень показателя, коп.
Полная 

себестоимость, тыс. руб.

Объем

продукции, тыс. руб.

А 1 2 3 4
По  плану З0 = К0С0/К0Ц0 781594 845468,3 92,45
По  плану на фактический выпуск продукции З = К1С0/К1Ц0 893349,86 1043246,62 85,63
Фактически  в ценах на продукцию, принятых в плане З = К1С1/К1Ц0 824985 1043246,62 79,08
Фактически З1 = К1С1/К1Ц1 824985 963410,7 85,63
 
 

     Таблица 3.2. Расчет факторов, повлиявших на изменение  затрат на рубль выпущенной продукции.

Факторы Влияние факторов Уровень

 влияния, коп.

алгоритм расчет
1. Изменение  структуры продукции З’- З0 85,63-92,45 -6,82
2. Изменение  себестоимости отдельных изделий З”- З 79,08-85,63 -6,55
3. Изменение  цен на продукцию З1 -  З 85,63-79,08       

6,55

Итого З1 -  З0 85,63-92,45 -6,82
 

     Результаты  анализа показали, что на предприятии  затраты на 1 руб. продукции снизились  по сравнению с планом на 6,82 коп. Это снижение было обусловлено первым и вторым факторами. В частности, вследствие уменьшения доли затратоемкой продукции и, соответственно, увеличения доли менее затратоемкой  в общем ее выпуске затраты на 1 руб. уменьшились на 6,82 коп., снижение себестоимости отдельных изделий привело к снижению затрат на 6,55 коп. За счет этих факторов затраты могли бы снизиться на 13,37 коп. ( -6,82-6,55), однако в связи со снижением цен на выпущенную продукцию затраты на каждый ее рубль увеличились на 6,55 коп. Таким образом, возможная экономия затрат с 13,37 коп. уменьшилась до 6,82 коп. (85,63-92,45).

     После определения направления и размера  влияния рассмотренных факторов на изменение против плана уровня затрат на рубль продукции и оценки их роли в этом обобщающем показателе переходят к следующему этапу  анализа, углубляющему познание формирования себестоимости и изыскание резервов ее снижения.

      4. Факторный анализ  себестоимости продукции.

      Значительное  место в себестоимости продукции  занимают материальные и трудовые затраты, которые в зависимости от объема продукции прямые, или условно-переменные, и косвенные, или условно-постоянные. К первым, т.е. прямым расходам, относятся: сырье и материалы, возвратные отходы, покупные и комплектующие изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды и другие расходы, размер которых зависит от объема и ассортимента продукции. Ко вторым, т.е. условно-постоянным, относятся все остальные расходы, абсолютная сметная величина которых в основном остается пстоянной.

      При анализе прямых затрат отдельно определяются факторы, оказавшие влияние на изменение  прямых материальных и прямых трудовых затрат. К прямым материальным затратам в нашем случае относятся следующие  статьи: сырье и материалы; покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты.

        В настоящее время используются  разные классификации факторов, влияющих на материальные затраты. Все они построены с учетом различных признаков. Факторами первого порядка являются: изменение объема выпущенной продукции; изменение ее структуры; изменение уровня затрат на отдельные изделия. Расчет названных факторов производится в Таблице 4.1.

      Плановая  величина прямых материальных затрат отражается в плановых расчетах себестоимости  продукции.

      Используя калькуляции отдельных изделий, путем прямого пересчета можно  определить величину прямых материальных затрат по плановым нормам на фактический  выпуск продукции при фактической  ее структуре.

      Фактическая величина прямых материальных затрат отражается в сводных расчетах себестоимости товарного выпуска, составляемых на основании журнала-ордера № 10.

      Помимо  этого для аналитических расчетов привлекается условная величина –  прямые материальные затраты по плановым нормам на фактически выпущенную продукцию при плановой ее структуре, которая определяется путем корректирования плановых затрат на индекс выполнения плана по объему выпущенной продукции.

 

Таблица 4.1. Анализ влияния факторов на прямые материальные затраты, тыс. руб.
Прямые материальные затраты по плану по плановым нормам на фактически выпущенную продукцию  при плановой ее структуре по плановым нормам на фактически выпущенную продукцию  при фактической ее структуре фактически Отклонение  от плана
всего в том числе  за счет изменения
объема  выпущенной продукции структуры продукции уровня материальных затрат на отдельные изделия
А 1 2 3 4 5 6 7 8
Сырье и материалы 113505 129338,9 139908,87 121364 7859 15833,9 10570,0 -18544,87
Покупные  комплектуюшие изделия и полуфабрикаты (с ТЗР) 272504 310518,2 335894,68 285603 13099 38014,2 25376,5 -50291,68
Итого 386009 439857,1 475803,55 406967 20958 53848,1 35946,5 -68836,55

Информация о работе Анализ себестоимости товарной продукции