Анализ реализации целевых программ развития таможенной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность моей курсовой работы: переход экономики страны на рыночные отношения и либерализация внешнеэкономической деятельности Российской Федерации настоятельно потребовали коренных изменений в организации функционирования и в самом характере деятельности таможенной службы страны, ускоренного обретения этой службой функций, присущих таможенным службам стран с развитой рыночной экономикой, то есть превращения ее в реально действующий инструмент государственного регулирования российской внешней торговли тарифными и нетарифными методами в новых условиях внешнеторгового обмена.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Современные проблемы развития таможенного дела в РФ
1.1. Финансово-экономические проблемы развития таможенной службы Российской Федерации…………………………………………………….5
1.2. Проблемы таможенной инфраструктуры России………………………..7
1.3. Проблемы таможенной политики России………………………………...9
Глава 2. Плановые мероприятия и задания, механизм их реализации
2.1. Анализ плановых мероприятий и заданий………………………………12
2.2. Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года…………...16
Глава 3. Анализ реализации мероприятий и программ развития таможенного дела в РФ
3.1. Анализ финансовых ресурсов для реализации целевых программ……...21
3.2.Анализ реализации программных мероприятий…………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Факультет «Управление процессами перевозок»

Кафедра «Таможенное дело»

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: « Экономика таможенного дела»

 

на тему:

 

«Анализ реализации целевых программ развития таможенной службы»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. Т-09-2

Тихонова М.А.

Проверил:

Льгова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современные проблемы развития таможенного дела в РФ

1.1.           Финансово-экономические проблемы развития таможенной службы Российской Федерации…………………………………………………….5

1.2.           Проблемы таможенной инфраструктуры России………………………..7

1.3.           Проблемы таможенной политики России………………………………...9

Глава 2. Плановые мероприятия и задания, механизм их реализации

2.1.           Анализ плановых мероприятий и заданий………………………………12

2.2.           Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года…………...16

Глава 3. Анализ реализации мероприятий и программ развития таможенного дела в РФ

3.1. Анализ финансовых ресурсов для реализации целевых программ……...21

3.2.Анализ реализации программных мероприятий…………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность моей курсовой работы: переход экономики страны на рыночные отношения и либерализация внешнеэкономической деятельности Российской Федерации настоятельно потребовали коренных изменений в организации функционирования и в самом характере деятельности таможенной службы страны, ускоренного обретения этой службой функций, присущих таможенным службам стран с развитой рыночной экономикой, то есть превращения ее в реально действующий инструмент государственного регулирования российской внешней торговли тарифными и нетарифными методами в новых условиях внешнеторгового обмена.                                                         Основными стратегическими задачами, которые необходимо было решить таможенной службе в кратчайшие сроки, были:                                                                       - содействие развитию реального сектора экономики;                                                         - содействие экспортерам и поставкам на экспорт отечественной продукции;                                                                                                                                                                         - государственное регулирование импорта товаров;                                                                       - обеспечение внешнеэкономической безопасности Российской Федерации;                                                                                                                                                                         - осуществления валютного контроля;                                                                                                   - обеспечение экологической безопасности;                                                                                     - наполнение доходной части федерального бюджета путем взимания таможенных пошлин, сборов и налогов, осуществления таможенно-банковского валютного контроля;                                                                                                                              - сосредоточение усилий в правоохранительной деятельности на борьбе с нарушениями таможенных правил, а также с особо опасными проявлениями контрабанды, имеющими серьезные социально-экономические последствия для общества и государства;                                                                                                                - формирование, ведение и официальная публикация таможенной статистики.                                                                                                                                             Реализация поставленных перед таможенной службой задач потребовала расширения и укрепления таможенных органов, увеличения инвестиций в развитие и содержание таможенной инфраструктуры в связи с возрастанием в несколько десятков раз численности и объема работы таможенников, предъявила новые требования к количественному и профессиональному уровню таможенных кадров, совершенствованию структуры управления.                                                                                                                               Целью курсовой работы является анализ реализации организационо-экономического механизма развития таможенной службы Российской Федерации.                                                                                                                                                           В соответствии с этой целью были сформулированы следующие основные задачи исследования:                                                                                                                               - сформулировать современные проблемы развития таможенного дела в РФ;                                                                                                                                                                                                    - исследовать плановые мероприятия и задания, механизм их реализации;                                                                                                                                                                        - проанализировать финансовые ресурсы, используемые при реализации целевых программ и сами программные мероприятия;                            Объектом исследования является таможенная служба Российской Федерации.                                                                                                                                                          Предметом исследования существующий механизм функционирования деятельности таможенной службы Российской Федерации.                             Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.                                                                                                                              В первой главе показаны основные современные проблемы таможенного дела РФ.                                                                                                                                            Во второй главе рассматриваются плановые мероприятия и задания для развития таможенного дела в РФ.                                                                                                                В третьей главе проанализированы финансовые ресурсы и программные мероприятия развития таможенного дела в РФ.

 

Глава 1. Современные проблемы развития таможенного дела в РФ

1.1.           Финансово-экономические проблемы развития таможенной службы Российской Федерации

На сегодняшний день финансирование таможенных органов осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Федеральная таможенная служба получила статус получателя бюджетных средств со строгой регламентацией прав и обязанностей. Финансирование таможенной службы осуществляется в централизованном порядке, исходя из территориальной и экономической необходимости сохранения и развития таможенных органов, а также экономического эффекта и качества работы таможенных органов.

В то же время централизованное распределение средств не означает, что у финансового блока таможенных органов отсутствует проблема разработки методов и алгоритмов распределения финансовых ресурсов по направлениям и объектам финансирования. Скорее наоборот, в таможенных органах проблема распределения финансовых ресурсов представлена в классической форме — как проблема соизмерения затрат и результатов. В таблице 1 представлен сравнительный анализ с отчетными данными за 2009 – 2010гг.

Таблица 1. Сравнительный анализ с отчетными данными за 2009-2010гг.

Вид нарушений

2009 год,

тыс. руб.

2010 год,

тыс. руб.

Отклонение,

тыс. руб.

Неэффективное использование денежных средств

 

287,36

+ 287,36

Неправомерное расходование средств (связанное с нарушением договорного и хозяйственного права)

806,71

 

189,16

- 617,55

 

Нарушения в части организации закупок товаров и услуг на конкурсной основе

5605,09

 

9859,34

+4254,25

 

Просроченная дебиторская задолженность

(в т.ч. за товары, переданные на реализацию)

42,07

 

189,06

+ 146,99

 

Незаконные выплаты денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы и компенсационных выплат

1072,27

 

1637,56

+ 565,29

 

Нарушения в расчетах с подотчетными лицами

93,09

 

5,90

- 87,19

 

Другие непроизводственные расходы

41,29

41,92

+ 0,63

Недостачи и хищения материальных ценностей

 

1,10

- 1,10

ИТОГО:

7661,62

12210,30

+ 4548,68


По данной таблице видно, что  существенное снижение нарушений в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло только относительно неправомерного расходования средств, связанного с нарушением договорного и хозяйственного права. К нему относятся:

- превышение сумм по государственным контрактам за техническое обслуживание медицинского оборудования;

- перечисление подрядной организации за услуги хранения сумм, превышающим установленные контрактом и др.

Нарушения в расчетах с подотчетными лицами практически сошли на нет. Значительно увеличился объем нарушений в части организации закупок товаров и услуг на конкурсной основе. Нарушения в основном были допущены при проведении процедуры запроса котировок для субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время происходит процесс реформирования бюджетного процесса, в т.ч. и в таможенных органах как бюджетополучателях, по следующим направлениям:

1) переход от сметного к целевому формированию бюджета — от индексации сложившихся затрат к их определению по схеме «цели — задачи — показатели достижения целей и решения задач — затраты на реализацию программы — расходы по ведомству»;

2) внедрение среднесрочного трехлетнего бюджетного планирования.

В рамках концепции «управления результатами» осуществляется смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в условиях четких среднесрочных ориентиров. Другими словами, происходит переориентация деятельности таможенных органов с «освоения» выделенных им ассигнований на достижение конечных, общественно значимых и измеряемых результатов.

Переход от сметного к целевому формированию бюджета заключается в структурировании деятельности таможенных органов по программам, направленным на решение тактических задач. Реализация стратегической цели и тактических задач, стоящих перед таможенными органами, осуществляется в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

Программная деятельность ФТС России предполагает четкое разделение и оптимальное сочетание федеральных целевых программ как инструмента экономической политики государства и ведомственных целевых программ как инструмента бюджетного планирования.

 

1.2.           Проблемы таможенной инфраструктуры России

Таможенная служба на современном этапе функционирует как многоотраслевая финансово-экономическая система, в то же время, она решает сложную задачу оптимального сочетания мер по обеспечению стратегических интересов государства, а также интересов участников внешнеэкономических связей.

В 2008 году удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрении в практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля. Большое внимание уделялось и становлению принципиально нового направления таможенного контроля - созданию системы контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств при помощи инспекционно-досмотровых комплексов. Однако несовершенство таможенной инфраструктуры в целом входит в противоречие с возрастающей сложностью и разнообразием задач внешнеэкономической деятельности. Как следствие этого - возникновение серьезных организационных и функциональных разрывов, диспропорций, конфликтов, экономических потерь, неэффективных действий по управлению таможенной службой. Все это отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, вызывает проблемы в выполнении заданий по наполнению доходной части госбюджета, создает предпосылки для нарушения таможенных правил и увеличение числа преступлений.

Российская таможенная инфраструктура не способна сегодня по ряду причин качественно и быстро обслуживать экспортно-импортные потоки грузов, обеспечить должный уровень безопасности страны. И связано это, в первую очередь, с тем, что большинство объектов по своим оперативным и физическим характеристикам не приспособлены к развертыванию на их базе современных информационных и информационно-коммуникационных технологий, что затрудняет применение новых форм и способов таможенного контроля и таможенного оформления товаров.

В настоящее время необходимо кардинально решать проблему взаимоотношений таможни и бизнеса, касающуюся применения и использования объектов таможенной инфраструктуры, особенно на границе.

Сложившаяся ситуация с таможенной инфраструктурой и географией расположения таможенных органов негативно сказывалась и сказывается на качестве таможенного оформления и таможенного контроля, представляющих два процесса, влияющих в итоге на собираемость платежей в бюджет государства. Определение потребного количества объектов таможенной инфраструктуры, требований, предъявляемых к этим объектам, порядка их размещения и эксплуатации невозможно без глубокой научной проработки, экономической оценки планируемых мероприятий. В целях безопасности и упрощения торговли приоритетной задачей становится глубокий анализ и детальная проработка положений концепции обустройства таможенной территории России. В этой связи возникает потребность в разработке новых методических инструментариев оценки состояния, развития и применения объектов таможенной инфраструктуры в целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. Решение названных проблем имеет важное государственное значение.

Для эффективного выполнения приказов, распоряжений, инструкций ФТС РФ необходим принципиально иной уровень развития таможенной инфраструктуры. Это относится ко всем основным составляющим элементам инфраструктуры: таможенным объектам, которые должны создавать необходимые условия для функционирования таможенных органов; средствам, которые должны обеспечивать выполнение таможенных процедур и обработку информации о ходе их выполнения, а также к социальной сфере, которая должна обеспечивать приемлемые социальные условия деятельности сотрудников таможенных органов.

Таможенная инфраструктура в качестве деятельности создает и обеспечивает не только жизненно важные условия для основной таможенной деятельности, она создает «свою долю дохода» в экономической деятельности таможенной системы.

 

1.3.           Проблемы таможенной политики России

Успехи или неудачи таможенной системы зависят от того, как сформулирована таможенная политика государства. В начале 1990-х гг. главной задачей таможенных органов стало увеличение доходов государственного бюджета. Такое определение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетных средств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальным внешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами и бюджетниками. Фискальный уклон таможенной политики и таможенного администрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередь экспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. Таможенная политика России, носившая, по преимуществу, фискальный характер, препятствовала развитию международной кооперации и конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности.              Налоговая реформа и укрепление налоговой дисциплины за последние годы обеспечили снижение акцентов с налогообложения внешней торговли на налогообложение внутриэкономических операций. В складывающихся условиях таможенная политика должна стать механизмом достижения не фискальных, а структурных целей. На пути к этой цели существуют серьезные препятствия.    Вместе с тем круг задач, выполняемых таможенными органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:              1. участие в разработке и реализации таможенной политики; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;                            2. защита экономических интересов России; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;                                                                                                                3. осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;                                                                                                                              4. взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;                                                                                                                              5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;              6. ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;                                                                                                                              7. проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.                                                         Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.                                          Опыт использования мер структурного регулирования внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов таможни уже есть - это сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые расследования, специальные пошлины. Использование этих мер началось уже в последней трети 1990-х годов. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленных мер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическими приоритетами.                                                                                        Набор организационно-технических проблем усугубляется и такой серьезной экономической причиной, как отсутствие режима «свободной таможенной зоны». Он предполагает частичное освобождение работающих в этом режиме предприятий от таможенных пошлин и НДС на импортируемые компоненты и оборудование для производства конкурентоспособной продукции.                                                                                                                                                                        Таким образом, проведение Россией эффективной промышленной политики требует серьезных изменений в подходе к таможенному регулированию. Эти изменения, прежде всего, должны быть направлены на отмену (либо значительное сокращение) ввозных пошлин на сырье, материалы, комплектующие и оборудование, не имеющие отечественных аналогов и ввозимые в целях технического перевооружения и расширения производства. Что же касается собственно протекционистских мер во внешней торговле, то их использование должно ограничиваться преимущественно случаями антидемпинговых расследований и использованием встречных мер, нацеленных на пресечение некорректных торговых практик иностранных поставщиков и «восстановление паритета» в торговых отношениях с теми или иными странами.

Информация о работе Анализ реализации целевых программ развития таможенной службы