Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:51, курсовая работа
В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие малого бизнеса. Характеристика развития малого
бизнеса в РФ………………………………………………………………….4
1.1. Основные критерии малого бизнеса…………………………………...4
1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий………………...5
1.3. Государственная регистрация предприятия…………………………...6
1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия……………………………7
1.5. Управление предприятием…………………………………………….10
1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия…………………...11
1.7. Становление малого бизнеса в России……………………………….12
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой
Промышленности. Роль МНК в международных отношениях…...……..17
2.1. Состояние малого бизнеса в нефтяной и газовой
промышленности…………………………………………………………...17
2.2. Роль МНК в международных отношениях…………………………...22
Заключение………………………………………………………………….24
Литература…………………………………………………………………..25
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой
Промышленности.
Роль МНК в международных отношениях
2.1.
Состояние малого бизнеса в нефтяной и
газовой промышленности
Из анализа развития малого предпринимательства в России можно сделать один вывод, относящийся непосредственно к объекту данного исследования: подавляющее большинство горнодобывающих предприятий не попадают под критерии, установленные для них законодательством, и, тем самым, для таких предприятий закрыт доступ даже к тем скромным льготам, на которые в реальности могут рассчитывать малые предприятия.
Освещая проблему специфики малых нефтяных и газовых предприятий, специалисты отмечают ряд особенностей им присущие, которые не свойственный другим хозяйствующим субъектам. Как показывает мировой опыт, для обеспечения их эффективной деятельности законодательно-нормативная база должна адекватно отражать конкретные технико-экономические условия при соблюдении следующих аспектов.
Во-первых,
для всех малых горных предприятий
общим является их основная деятельность,
которая обусловлена
Во-вторых, на них должны в полной мере распространяться все положения законодательства по поддержке малого предпринимательства с учетом специфики антимонопольного характера.
В-третьих, методы добычи полезных ископаемых, относящиеся к топливно-энергетическим, определяются конкретными критериями в виде экономико-технологических характеристик. Например, в мировой практике помимо численности работающих, масштабы горного предприятия в ряде случаев определяются по объемам годовой добычи.
Принятый в 1995 году Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который по замыслу должен распространяться на все отрасли хозяйственной деятельности, мог оказать поддержку и нефтедобывающим предприятиям. Но на деле критерии, по которым предприятие может быть отнесено к категории малых, оказались неприменимы к нефтедобывающим предприятиям по нескольким позициям. Например, согласно этому закону, малые предприятия - это такие, численность которых в промышленности не превышает сто человек. Но, каждая отрасль имеет свои масштабы, и то, что считается большим в одной, в силу отраслевой специфики оказывается малым в другой. В добывающих отраслях наряду с крупными, вертикально интегрированными, компаниями действуют также и малые независимые компании. Ввиду специфики добывающей промышленности малые компании в добывающей отрасли выходят за рамки определения малых компаний для большинства отраслей. Поэтому этот закон нуждается в пересмотре. Количество человек, занятых в малой нефтяной компании не следует считать определяющим фактором. Примером тому может служить предприятия «Волгодеминойл» и «Белые ночи», добывающие за год примерно одинаковое количество нефти (примерно по 450 тыс.т). Первое насчитывает менее ста человек, на втором же работают почти 500 человек. [3]
Необходимость
развития малого и среднего бизнеса
зафиксирована в документах Правительства
Российской Федерации. В качестве одного
из перспективных направлений
Развитие
независимых инновационно-
В настоящее время в секторе нефтяной отрасли насчитывается почти 160 независимых малых производителей нефти, эксплуатирующих 400 месторождений с суммарными запасами более 1 млрд. тонн нефти, работающих во всех 23-х основных нефтедобывающих регионах России. К крупнейшим малым нефтяным компаниям России относятся: Sibir Energy PLC, West Siberian Resources, ОАО "Группа 'Синтез'", ЗАО "Самара-Нафта", ЗАО "НК 'Нобель Ойл'", Urals Energy PLC, НК "Альянс", ООО "Северное сияние", Lundin Petroleum, ОАО "Южуралнефтегаз", Arawak Energy, ООО ИНК (Иркутская нефтяная компания). [9]
В последние годы доля малых нефтяных компаний в общем объеме добычи нефти в России неуклонно снижается: в 2001 году — 10%, в 2006 году - 9%, в 2007 году — 6%. Но к концу 2008 года, в связи с проблемами, возникшими в отрасли из-за мирового экономического кризиса: отсутствием кредитных средств, падением мировых цен на нефть при сохранении высокой экспортной пошлины, высокими издержками производства сырья, вынужденным сокращением добычи, - она снизилась до 4 %.
Сегодня (2009 г.) они добывают 401 тысячу баррелей в сутки. Это также составляет приблизительно 4% от всей российской добычи.
С начала 2009 года по всей России примерно треть малых нефтяных компаний скважины заморозили. Основная причина — низкая рентабельность. Дело в том, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рассчитывается в зависимости от цены нефти на мировом рынке. Однако большинство малых компаний просто не имеет возможность экспортировать свою нефть (лишь 30% нефти, малыми компаниями, идет на экспорт) и поэтому, они вынуждены реализовывать ее на внутреннем рынке, где цена меньше мировой в 2-3 раза. К примеру, в декабре 2008 г., на мировом рынке, нефть марки “Юралс” стоила около 8,8 тыс. руб. за тонну. В России цена составляла не более 3 тыс. руб. за тонну. При этом малые нефтяные компании платили НДПИ в размере 2,2 тыс. руб. за тонну, а средние расходы на добычу составляли еще около 1, 5-2 тыс. руб., таким образом, компании работали себе в убыток. [12]
В числе основных причин уменьшения роли и значения малых и средних нефтяных и газовых компаний в современных условиях в России следует отметить:
Наиболее
значимыми проблемами правового
обеспечения поддержки и
Несмотря
на неравные по сравнению с вертикально
интегрированными компаниями конкурентные
условия, малые и средние производители
нефти и газа заняли свою нишу в нефтяной
и газовой промышленности России.
Как показывает мировой опыт малые и средние
нефтегазодобывающие компании существуют
в тех странах, где развиты рыночные отношения.
Например, в национальной добыче нефти
в США их доля составляет 40 %, в Канаде -
33 %, а на мировом рынке сырой нефти - 15 %.
В
настоящее время структура
Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в нефтегазодобыче требует от государства содействия в решении накопившихся проблем, в том числе на законодательном уровне, что будет отвечать как частным, так и государственным интересам, которые в данном случае совпадают. Сегодня назрела необходимость подготовки пакета законодательных и других нормативных правовых актов, которые регулировали бы деятельность малых и средних нефтегазодобывающих организаций.
Стимулирование
и создание нормальных условий деятельности
этого сектора должно обеспечить
надежный резерв добычи нефти и газа
в России и рационального
2.2
Роль МНК в международных
Основная
цель использования офшорного центра
— минимизация налоговых
В последние десятилетия темпы роста оборота, осуществляемого с применением института офшорных зон, превосходят темпы роста общих оборотов во внешнеэкономической деятельности . В практике международного налогового планирования активно используются налоговые особенности и преимущества сорока — пятидесяти стран и территорий . Наибольшее число таких стран и территорий расположено в Европе и Карибском регионе .
В настоящее время самым активным деятелем в этом направлении является ОАО «Лукойл»
Транснациональная компания (корпорация) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% её общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.
Страна
базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
Принимающие страны — страны, в которых
размещена собственность ТНК.
Принадлежать к ТНК, как правило, способна фирма в которой очень высокий уровень эффективности управления сравнимый с государственным. Причём, не всегда, именно качество продукции ТНК играет решающую роль.
В этом
направлении РФ слабо развито
и практически не развивается, по
сравнению с США и Канадой.
Заключение
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучший выход для России – это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер. Это долговременное направление структурной политики. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, в том числе и в нефтегазовой.
Сегодня российское законодательство в сфере малого предпринимательства о недропользовании находится на начальной стадии формирования. Правительством утверждена «Энергетическая стратегия России до 2020 года» ориентированная на разумное, рациональное хозяйствование, воспроизводство минерально-сырьевой базы и развитие природного ресурсного потенциала. Это же подразумевает и поддержку малого бизнеса в нефтегазовой отрасли, гибкую систему льгот и налогов с учетом сложной специфики деятельности больших, средних и малых предприятий нефтяного сектора экономики, и упрощение налоговой системы, дифференцированный подход при эксплуатации месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Эффективное использование потенциала малых и средних нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий — основа успеха развития отечественного топливно-энергетического комплекса.