Анализ поведения затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной курсовой работы является изучение методик анализа затрат и себестоимости продукции, и прибыли а также установления взаимосвязи этих показателей
Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг .

Файлы: 1 файл

Анализ поведения_затрат_курсовая_ПТА500.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

     Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

  • поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
  • переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

     Данные о величине маржинального дохода и других производных показателей получили довольно широкое распространение для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого удорожания ее себестоимости, оценки эффективности и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

     Во многом это объясняется сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам.

     Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу. При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей [14].

3.3 Методика маржинального анализа прибыли

 

     В зарубежных странах для обеспечения  системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход [1].

     Маржинальный  доход (МД) - это прибыль в сумме  с постоянными затратами (А) [15].

     МД = П + А, (19)

     откуда

     П = МД - А. (20)

     С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

     Очень часто при определении суммы  прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней ( ).

     Поскольку

      (21)

     то

      (22)

     Данная  формула успешно применяется  тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов  продукции.

     При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции:

      ;                                                                                         (23)

      ;                                                                                                 (24)

      ,

 

      где В - переменные затраты за единицу  продукции.

     Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

     Методика  анализа прибыли несколько усложняется  в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

     В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы  прибыли при многономенклатурном  производстве используется модель:

                                                                                                   (25)

     Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене) [15]:

      ,                                                                                     (26)

      ,                                                                                      (27)

      .                                                                                              (28)

     После этого факторная модель прибыли  от реализации продукции будет иметь  вид:

      .                                                                      (29)

 

      Она позволяет установить изменение  прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

3.4 Метод директ–костинг

 

   Теоретической базой процессов оптимизации прибыли и анализа затрат служит классическая система учета прямых затрат «директ- костинг», или система управления себестоимостью [3].

   Наиболее  важные аналитические возможности этой системы следующие:

    1. оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на новую продукцию;
    2. расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия;
    3. оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов;
    4. оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.

   Сущностью системы директ-костинг является разделение производственных затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства.

     К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства:

  • затраты на сырье и материалы;
  • заработная плата основных производственных рабочих;
  • топливо и энергия на технологические цели и др.

   К постоянным принято относить затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например, арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия и др.

   Следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер.

   Общие затраты на производство З состоят из двух частей: постоянной С и переменной V что выражается формулой:

                               З=С+V                                                            (30)

Где З - Общие затраты на производство

С – постоянные затраты

V – переменные затраты

или в  расчете затрат на одно изделие 

                                   З = Vi qi + С                                      (31) 

Где qi - объем производства (количество единиц изделия);

   С— постоянные затраты на единицу изделия (продукции);

    Vi — переменные затраты на единицу изделия (ставка переменных расходов на единицу изделия).

    Метод директ-костинг в основном ориентирован на текущие решения по управлению производством и сбытом продукции и товаров. Главная цель таких решений - максимизация прибыли отчетного года.

    Можно отметить главную особенность метода, которая проявляется в том, что  себестоимость промышленной продукции  учитывается и планируется только в части переменных затрат.

    При такой системе схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся, по крайней мере, два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами  и объемами производства.

    Также система директ–костинг позволяет  руководству организации:

    1. обратить особое внимание на  изменение маржинального дохода  как по предприятию в целом,  так и по различным изделиям, работам, услугам, секторам рынка  их продажи;

    2. выявить изделия и услуги с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий и видов работ;

    3. быстро переориентировать производство  в ответ на меняющиеся условия  рынка.

 

    

заключение

 

     Сущность  анализа «затраты-объем-прибыль» заключается  в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости (затрат) и прибыли. Рассчитывать значение маржинального дохода для каждого конкретного вида продукции необходимо. Если данный показатель отрицателен, то выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. В статье рассматривается алгоритм расчета анализа «затраты-объем-прибыль»

     Анализ  «затраты-объем-прибыль» является одним  из самых популярных инструментов управленческого  учета. Он дает возможность проследить взаимосвязь между такими характеристиками, как затраты, объем и прибыль, то есть определить влияние, которое  оказывают изменения в затратах, цене товара, объеме его производства и номенклатуре выпускаемых товаров на величину получаемой от реализации товаров прибыли, а также для оценки изменения одного из этих факторов или нескольких факторов вместе.

     Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, которая выражается формулой:

     ВР (выручка от реализации) = ПЗ (переменные затраты) + ФЗ (постоянные затраты) + П (прибыль)

     Результаты  данного анализа широко используются при принятии управленческих решений  на краткосрочную перспективу.

     Можно выделить следующие основные вопросы, для решения которых предоставляет  информацию анализ «затраты-объем-прибыль»:

       - оценка целесообразности производства  того или иного вида продукции; 

       - обоснование целесообразности производства или покупки комплектующих изделий и полуфабрикатов;

       - определение ценовой стратегии  организации; 

       - оценка целесообразности покупки  оборудования;

Информация о работе Анализ поведения затрат