Анализ поведения затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной курсовой работы является изучение методик анализа затрат и себестоимости продукции, и прибыли а также установления взаимосвязи этих показателей
Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг .

Файлы: 1 файл

Анализ поведения_затрат_курсовая_ПТА500.doc

— 276.50 Кб (Скачать)
     Дм = Др - SV     или   Дм = SF + Доп    (3)

     Удельный  маржинальный доход есть превышение продажной цены над величиной переменных затрат на единицу продукции

      = ц - sv                (4)

     Найденные значения удельных маржинальных доходов  для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это  свидетельствует о том, что выручка  от реализации продукта не покрывает  даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

     Коэффициент маржинального дохода определяется как доля маржинального дохода от дохода от реализации (часто выраженная в %)

     k = Дм / Др (5)

     Если  предприятие существенно увеличивает объем производства товаров, то должно увеличиваться и количество ресурсов, требуемых для производства возросшего числа товаров, а увеличение объема производства ведет и к росту затрат. Однако, во многих случаях в процентном отношении рост затрат будет меньше, чем соответствующий рост объема производства. Для понимания того, как происходят такие явления необходимо рассматривать постоянные и переменные издержки.

     Затраты, включаемые в себестоимость готовой  продукции, практически невозможно четко подразделить на постоянные или переменные. Существуют затраты, которые в определенной ситуации по принятию решений являются переменными, в другой ситуации могут быть постоянными. [14]

     Для разделения смешанных затрат, в целях  CVP-анализа, представим функцию затрат в виде:

     Y = A + вX, (6)

     где

     Y – смешанные затраты,

     Х – функциональный показатель деятельности предприятия;

     А – составляющая постоянных затрат,

     в – переменные затраты на единицу  Х.

     Существует  несколько способов разделения смешанных  затрат на постоянные и переменные: метод наименьших квадратов, метод корреляции, минимаксный метод.

     Но  на практике чаще применяются математические модели анализа:

     Точка безубыточности в натуральном выражении:

     N = - (7)
 

     Точка безубыточности в денежном выражении:

     Др= (8)
 

Анализ  позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Сколько единиц продукции необходимо продать для получения желаемого (планируемого) дохода от операционной деятельности?
N = (9)
  • Каким будет доход от операционной деятельности в результате сокращения переменных издержек на «а» %, а постоянных издержек на «J” д.ед. при условии, что текущий объем реализации можно сохранить прежним?
  • Какую цену реализации следовало бы установить для получения планируемого дохода от операционной деятельности при реализации Z единиц продукции?

     При производстве более одного вида продукции, CVP-анализа требует дополнительных вычислений. При многономенклатурном производстве структура продаж является одним из важных факторов при определении общей точки безубыточности для фирмы в целом.

     Вторым  практическим применением CVP- анализа является определение запаса финансовой прочности ЗФП (показателя безопасности), который показывает на сколько процентов можно сократить объем продаж, оставаясь в зоне прибыли [5]:

     ЗФП=
(10)

3.2 Анализ безубыточного объема продаж

 

     Финансово-хозяйственный анализ показателей прибыли предприятия включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль.

     Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

     Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

     Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности.

     Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

     Расчет порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи.

     Постоянные издержки делят на коэффициент валовой маржи и получают порог рентабельности.

     Превышение фактической выручки от продажи над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

     Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи, этот способ расчета прибыли легко обосновывается проверкой тождества [6]:

     Запас финансовой прочности * Коэффициент валовой маржи = Прибыль

     Для вычисления точки безубыточности используют три метода: графический, аналитический и метод уравнений [6].

     1. Графический метод. Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график. По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

     По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции — точку безубыточности (рис.1).

       
 
 

       
 
 
 

Рис.1. Зависимость между прибылью,

объёмом реализации продукции и её себестоимостью 

     2. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

     Точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:

I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0 (11)

     где I — величина прибыли;

     S — выручка;

     V — совокупные переменные затраты,

     F — совокупные постоянные затраты

     Отсюда находим критический объем:

Q ' = F / (p-v) (12)

     где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).

     Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

S = F * p /(p - v) = Q' * p (13)

     где S — критический объем производства и реализации продукции.

     Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю.

     Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

     Точка закрытия предприятия — это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:

Q" = F / p (14)

     где Q" — точка закрытия.

     Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

     Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

Кб = Оф - Q ' (15)
 

     где Kб — кромка безопасности; Оф — фактический объем выпуска и реализации продукции.

     Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

К% = Кб / Qф * 100%, (16)

     где К% — отношение кромки безопасности к фактическому объему.

     Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и предприятие окажется в зоне убытков.

     3. Метод уравнений основан на решении системы уравнений:

П = В – VC – FC = Ц*X – AVC *X – FC = 0 (17)
 
X = Nпор = FC / (Ц – AVC) (18)

     Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура реализации меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль будет больше или меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента в сторону низко рентабельного или высоко рентабельного вида продукции.

Информация о работе Анализ поведения затрат