Анализ оборотных средств предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в углублении и закреплении теоретических знаний, приобретении навыков использования этих знаний в работе с конкретными источниками материалов по анализу конкретных экономических показателей. Результатом курсовой работы являются аналитические выводы и предложения, произведенные по результатам расчетов.

Файлы: 1 файл

анализ оборот активов.docx

— 121.31 Кб (Скачать)

 

Условные показатели для  факторного анализа, коэффициент загрузки млн/грн, приведены в таблице 2.4.2

Таблица 2.4.1

Условные показатели для  факторного анализа, коэффициент загрузки млн/грн

Показатели

Периоды

2009-2010

2010-2011

2009-2011

Коэф. Загрузки план

0,45

0,33

0,45

Коэф.загрузки условный 1

0,46

0,32

0,45

Коэф.загрузки условный 2

0,53

0,27

0,44

Коэф.загрузки условный 3

0,53

0,27

0,43

Коэф.загрузки факт

0,33

0,19

0,19


 

Результаты факторного анализа  коэффициента загрузки приведены в  таблице 2.4.3

Таблица 2.4.3

Результаты факторов коэффициента загрузки,  грн/грн

Показатели

Периоды

2009-2010

2010-2011

2009-2011

Запасы

0,01

-0,01

0,00

Дебиторская задолжность

0,07

-0,05

-0,01

Денежные средства и прочие активы

0,00

0,00

-0,01

Чистый доход

-0,20

-0,08

-0,24

Общее влияние показателей

-0,12

-0,14

-0,26


 

Данные таблицы 2.4.3  свидетельствуют  о том, что  в период с 2009-2010 года коэффициент загрузки за счёт запасов увеличился на 0,01 грн/грн, за счёт дебиторской задолжности увеличился на 0,07 грн/грн , денежные средства на коэффициент загрузки никакого влияния не оказывали.

В период с 2010-2011 коэффициент загрузки за счёт запасов  уменьшился на 0,01 грн/грн, за счёт дебиторской задолжности уменьшился на 0,05 грн/грн , денежные средства на коэффициент загрузки никакого влияния не оказывали.

В период с 2009-2011 года коэффициент загрузки за счёт запасов не изменился, за счёт дебиторской задолжности уменьшился на 0,01 грн/грн , за счёт денежных средств уменьшился на 0,01 грн/грн . 

3.НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ  АНАЛИЗА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ НА  ЧАО КРК 

3.1 Способы улучшения эффективности  использования денежных ресурсов

Система повышения эффективности  использования денежных ресурсов подразумевает  не только управление денежными средствами, такими как наличность на счетах в  банках, но и источниками этих средств. Для того чтобы принимать решение  о повышении эффективности использования  денежных ресурсов предприятия, вначале  необходимо провести оценку динамики, состава, структуры этих ресурсов с  целью выявления «узких» мест в управлении ими. Анализ рекомендуется  проводить на основе финансовой или  управленческой отчетности предприятия  как минимум за последние два  года.

Повышение эффективности  использования денежных ресурсов предполагает создание системы управления ликвидностью предприятия, которая включает в  себя несколько составляющих. Поговорим  о каждой из них поподробнее.

Оперативное управление денежными  ресурсами – планирование денежных потоков. Оно осуществляется с помощью  платежного календаря. Основная цель составления  такого календаря заключается в  формирование графика денежных потоков  на ближайший период (от нескольких рабочих дней до одного месяца) таким  образом, чтобы гарантировать выполнение всех необходимых платежей, минимизировать излишки денежных средств на счетах и избежать кассовых разрывов.

Платежные календари могут  различаться в зависимости от специфики бизнеса и предпочтений топ-менеджмента. Однако они обязательно  должны содержать данные о поступлениях и выбытиях, а также о плановых остатках денежных средств (обычно с  разбивкой по дням и источникам поступления).

При формировании платежного календаря на месяц требуется  смоделировать распределение запланированных  денежных потоков по неделям и  дням. Практика показывает, что если в компании более 5 процентов платежей являются внеплановыми или производятся в нарушение внутреннего порядка  их осуществления, то, скорее всего, внутренние бизнес-процессы управления не отлажены, регламенты осуществления платежей некорректны либо на предприятии  существуют проблемы с финансовой дисциплиной.

 

Понимание того, как распределяются расходы во времени, помогает выявить  наиболее рисковые с точки зрения возникновения кассовых разрывов моменты  и заблаговременно провести мероприятия  по перераспределению бремени платежей (например, разнести на разные недели выплату  заработной платы и перечисление в бюджет налогов, вовремя воспользоваться  кредитными ресурсами).

Для поддержки оперативного управления денежными потоками, повышения  скорости и качества принятия решений  в этой области требуется также  автоматизация соответствующих  бизнес-процессов.

Эффективное использование  свободных денежных средств. Существуют компании, которые вообще не имеют  свободных средств: такие фирмы  все деньги вкладывают в бизнес. Однако на рынке есть также много  предприятий, которые по разным причинам имеют временно не задействованные  в основной сфере деятельности деньги.

У большинства компаний временно свободные средства появляются на срок от одного дня до трех—четырех недель. Значительно реже встречаются фирмы, которым приходится решать вопрос о  размещении свободных средств на срок от одного месяца. Это сужает возможность  выбора для предприятий, поскольку  большинство предлагаемых финансовых инструментов, используемых для вложения средств, ориентированы на более  длительные сроки.

Основная сложность, с  которой сталкиваются при выборе финансового инструмента, связана  с тем, что компании необходимо иметь  возможность моментально извлечь  деньги и вложить их в основной бизнес. Именно поэтому большинство  компаний, а также некоторые банки  считают, что наилучшим способом сохранить и приумножить свободные  средства является банковский депозит. Его можно открыть на короткий срок с приемлемым уровнем риска  и почти нулевыми сопутствующими расходами. В то же время этот инструмент является наименее доходным. Кроме  того, некоторые банки отказывают клиентам, желающим открыть депозит  на срок менее месяца. Другие, напротив, идут навстречу клиентам и повышают для них процентную ставку, начисляемую  на неснижаемый остаток на расчетном  счете. Благодаря этому необходимость  в срочном депозите становится не такой острой.

Компании, у которых возникают  более «длинные» свободные средства (на срок до нескольких месяцев), могут  использовать такой инструмент, как  вексель. Предпочтение при этом обычно отдается банковским бумагам, и чаще всего — бумагам обслуживающего банка. Если речь идет о крупных суммах вложений, предприятия оценивают  рынок и покупают бумаги наиболее доходных эмитентов.

Торговля на фондовом рынке  с использованием свободных денежных средств не распространена среди  компаний реального сектора. Тем  не менее, по наблюдениям инвестиционных и посреднических компаний, предприятия  все чаще интересуются, как заработать на торговле акциями и облигациями, Это связано с высокой прибыльностью  таких операций. Работать на бирже  удобнее с помощью посредников, так как непосредственное участие  предприятия в торгах требует  регистрации его как участника  фондового рынка и регулярной переаттестации сотрудника, который  будет заниматься торговлей.

Управление дебиторской  и кредиторской задолженностью. Дебиторская  задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любой  компании. Слишком высокая доля дебиторской задолжности общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.

Систему управления дебиторской  задолженностью можно разделить  на два крупных блока: кредитную  политику, позволяющую максимально  эффективно использовать ее как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения  просроченной или безнадежной дебиторской  задолженности.

Разумное использование  коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка  и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании. Хотя деятельность предприятий реального  сектора экономики значительно  отличается от работы банков, основные принципы кредитования клиентов остаются теми же: коммерческий кредит предоставляется  покупателю с учетом его стоимости (ресурсы предоставляются на платной  основе) и срочности (срок использования  денежных средств ограничен).

При формировании кредитной  политики нужно определить максимально  допустимый размер дебиторской задолженности  как в целом для компании, так  и по каждому контрагенту (кредитный  лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию, т. к. увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск.

Не менее значимой характеристикой  коммерческого кредита является срок, на который он выдан. Большинство  компаний, устанавливая сроки по коммерческим кредитам, ориентируются на предложения  конкурентов. Нужно также следить  за тем, чтобы средняя оборачиваемость  дебиторской задолженности была выше аналогичного показателя по кредиторской задолженности. Нельзя допускать, чтобы  компания, получив кредит в банке  на 30 дней, своим покупателям предоставляла  отсрочку платежа на 40 дней. В противном  случае избежать возникновения дефицита денежных средств будет сложно.

Основным инструментом контроля дебиторской задолженности служит так называемый реестр старения. Он представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые  группируются по периодам просрочки  платежа, и составляется исходя из политики компании в области кредитования контрагентов. К примеру, менеджмент компании может считать, что просрочка  платежа в течение семи дней допустима, при превышении этого срока следует  активно работать с контрагентом по возврату дебиторской задолженности, а в случае просрочки более 30 дней — обращаться в суд. Исходя из этого  будет осуществляться группировка  в реестре старения дебиторской  задолженности: 0—7 дней, 8—15, 16—30, свыше 30.

Одним из наиболее действенных  инструментов, позволяющих максимизировать  поток денежных средств и снизить  риск возникновения просроченной дебиторской  задолженности, является система пеней  и штрафов. Она применяется в  случае нарушения сроков оплаты, установленных  графиком погашения задолженности, и должна быть предусмотрена в  договоре.

Контроль состояния кредиторской задолженности – важная часть  управления компанией в целом, поскольку  при умелом управлении такая задолженность  может стать дополнительным, а  главное, дешевым источником привлечения  заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения  с контрагентами, согласовываются  условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств. С другой стороны, компания не должна попадать в зависимость от кредиторов и сопоставлять выгоды от использования привлеченных средств с расходами по их обслуживанию.

Управление долговым портфелем  предприятия. Долговой портфель может  включать в себя самые разные инструменты, что позволяет компании, с одной  стороны, выполнять стоящие перед  ней задачи, а с другой — за счет диверсификации источников финансирования снижать риск финансовой неустойчивости.

Если темпы роста бизнеса  незначительны, то компании часто вообще не прибегают к заемному финансированию, а ограничиваются тем, что реинвестируют  собственную прибыль.

При планировании объема долговых обязательств компания должна стремиться не только удовлетворить собственные  потребности в заемных средствах, но и обезопасить себя от риска  неплатежеспособности и сохранить  финансовую устойчивость. Очень важно  рассчитать предельный размер заимствований, который определяется исходя из показателей  кредитоспособности компании, например таких, как лимит по сумме ликвидных  активов и лимит по сумме собственных  средств. Лимиты заимствований необходимо периодически пересматривать с учетом особенностей деятельности компании. Структура долгового портфеля в  определенной степени зависит от размера компании – чем она  больше, тем разнообразнее может  быть «начинка» портфеля. Например, облигационные и вексельные займы, а также кредитные ноты доступны только среднему и крупному бизнесу

 

3.2 . Корреляционно-регрессионная модель влияния величины оборотных активов на валовую прибыль предприятия.

 

Одной из задач корреляционного  анализа является определение влияния  факторов на величину результативного  показателя. Для этого необходимо подобрать соответствующий тип  математического уравнения, который  наилучшим образом отражает характер изучаемой связи.

Информация о работе Анализ оборотных средств предприятия