Анализ обеспеченности и эффективность использования трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:18, контрольная работа

Краткое описание

Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.

Оглавление

Введение



1. Вопрос № 2. Рыночная среда как элемент механизма ЦО ------------------

2. Вопрос № 12. Цена и вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе РФ ---------------------------------------------------------------------------

3. Вопрос № 22. Концепция затрат. Альтернативные затраты. Бухгалтерская и экономическая прибыль---------------------------------------

4. Вопрос № 32. Затратные методы ЦО. Метод полных затрат ---------------

5. Вопрос № 42. Особенности ЦО в ТЭК-------------------------------------------

6. Вопрос № 52. Политика цен и ЖЦТ----------------------------------------------

7. Задача № 2 -----------------------------------------------------------------------------

8. Задача № 12 ---------------------------------------------------------------------------



Список литературы

Файлы: 1 файл

Цена !!! Microsoft Word.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Цены оптовых закупок газа в экспортно-импортных взаимоотношениях традиционно строятся на ценовых формулах, учитывающих цену «корзины» энергоресурсов, в том числе мазута (как производной от цены нефти) и угля.

Что касается нефти, то цены на нее формируются на основе довольно сложного баланса интересов и сил, включающего и механизмы квотирования добычи.

Действующее ныне антимонопольное регулирование цен применительно к продукции естественных монополий, наталкивающееся на мощное противодействие заинтересованных политических и экономических сил, пока не способно реально изменять ценовую конъюнктуру и общую рыночную ситуацию. Цены на топливо и энергию в 1997 г. по-прежнему повышались намного быстрее, чем цены в целом по народному хозяйству, тогда как закупочные цены на продукцию сельского хозяйства росли, напротив, заметно медленнее, чем в среднем оптовые. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей топлива и энергии, можно ставить вопрос о ценовых диспропорциях, основанных на рыночной власти. Таким образом, происходит перераспределение национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен. И лучшие результаты работы нефтяной отрасли также можно объяснить быстрым ростом цен на ее продукцию.

Практические шаги российской экономической политики, нацеленные на ограничение монопольно высоких цен и тарифов, были предприняты с большим опозданием – после обвала цен на международных нефтяных рынках. Весной 1998 г. были отменены внутренние сборы на магистральных нефтепроводах России, вдвое уменьшены тарифы на перекачку экспортной нефти, затем летом последовало уменьшение тарифов на перевозку нефти, мазута, угля и руды по железным дорогам страны. Появившаяся в июле 1998 г. правительственная программа стабилизации экономики и финансов предусматривала трехкратное сокращение валютной составляющей в оплате услуг нефтепроводов, а также двукратное понижение оптовых цен газа и электроэнергии при условии их оплаты «живыми деньгами».

Источником инфляционного прироста внутренних цен нефти стало использование акциза как средства регулирования экспортной пошлины на нефть. В оптовой цене российской нефти акциз по своей сути выступает в качестве рентного платежа, размер которого дифференцирован для нефтедобывающих АО по экономическим условиям ее добычи.

Большим недостатком ценовой политики на продукцию топливно-энергетического комплекса является несоответствие цен на топливо и энергию их энергетической и потребительской ценности. Так, цены производства газа ниже цен на уголь; цены на мазут равны или выше цен на нефть, хотя мазут является остаточным продуктом нефтепереработки; цены на светлые нефтепродукты завышены относительно цен на нефть и т. п. Заметно лишь повышение цены угля при росте его калорийности. На большинстве нефтеперерабатывающих заводов оптовые цены изменяются всего на 0,2-0,6% на каждые 0,5% содержания серы в топочном мазуте. Цена неэтилированного бензина в среднем превышает цену этилированного на 5%. Однако на ряде нефтеперерабатывающих заводов это различие значительно меньше или вообще отсутствует. По существу, не дифференцированы цены зимнего и летнего дизельного топлива: на многих нефтеперерабатывающих заводах они одинаковы. В цене природного газа для российских потребителей не учитывается содержание в нем различных компонент. В то же время в поставках топлива на экспорт строго устанавливается зависимость цены от качественных характеристик.

В ценообразовании на топливно-энергетические ресурсы ключевым является вопрос: должны ли внутренние цены на нефть, газ, уголь, топочный мазут соответствовать ценам мирового рынка или достаточно соблюдать установившееся между ними соотношение?

Экономические реформы заставили пересмотреть отношение к топливно-энергетическим ресурсам как к практически бесплатным. Началось объективное движение к уровню и соотношению мировых цен на сырьевые ресурсы и конечную продукцию.

К настоящему времени задача по выводу внутренних цен энергоносителей на уровень мировых выполнена даже с превышением. По ценам на электроэнергию для промышленных предприятий, газ и уголь мы уже обогнали Европу и США.

Состояние дел в угольной отрасли во многом определяется уровнем государственной поддержки.

Среди других отраслей ТЭК угольная промышленность оказалась наименее способной к самофинансированию не только развития, но и простого воспроизводства, несмотря на значительное повышение цен на уголь. Число убыточных предприятий в угольной отрасли давно перешагнуло 50-процентный рубеж, на большинстве из них износ основных фондов настолько высок, что такой источник финансирования капиталовложений, как амортизационный фонд, уже не играет существенной роли даже при регулярных переоценках основных фондов.

Альтернативы развития угольной промышленности определяются не столько производственными возможностями отрасли (запасами углей, горно-геологическими условиями разработки), сколько спросом на уголь и конкуренцией со стороны производителей других энергоресурсов. Здесь основными факторами являются конъюнктура на мировом и внутреннем рынках энергоресурсов, ценовая и тарифная политика, масштабы и методы государственной поддержки угольных предприятий, скорость и качество институциональных преобразований в отрасли.

Адаптация угольной промышленности к рыночным отношениям требует пересмотра механизма государственной поддержки отрасли, который можно определить как многоуровневую систему распределения безвозвратных и бесплатных средств федерального бюджета.

В угольной промышленности уже не первый год применяется дополнительное финансирование угольных предприятий путем включения государственной дотации в расчетную цену угля, но до сих пор недостаточно определены государственные приоритеты дотирования, формализованные процедуры оценки обоснованности размеров запрашиваемых дотаций, ответственность предприятий за невыполнение обязательств по использованию полученных бюджетных средств. Неясно также, как определить, какие предприятия имеют и не имеют право на получение дотаций. Поэтому все звенья существующей системы государственной поддержки угольной промышленности заинтересованы в ее сохранении и увеличении объема дотаций.

В зависимости от условий предоставления дотаций и изъятия акцизов все предприятия угольной промышленности делятся на четыре группы.

К первой группе относятся предприятия, покрывающие необходимые расходы за счет договорных цен. Они выплачивают в бюджет 50% акциза, который рассчитывается как разница между свободной и необходимой ценами. Предприятия второй группы дотируются в размерах капитальных вложений, необходимых на воспроизводство, а третьей группы – в размерах, покрывающих капитальные вложения, доплаты по тарифному соглашению и содержанию сферы. И наконец, дотирование предприятий четвертой группы осуществляется в размерах, покрывающих недостаток средств на добычу угля, доплат по тарифному соглашению, капитальных вложений и затрат на содержание социальной сферы.

Разработка такой системы имела целью воздействовать на угледобывающие предприятия таким образом, чтобы они стремились в результате изменения цен и снижения затрат на угледобычу перейти в более высокую группу и получать дополнительную прибыль за счет акциза. Однако на практике оказалось, что, напротив, предприятия более высокой категории (акцизной) стали стремиться перейти в дотационную группу. Сохраняется нецелевое использование бюджетных средств на разных уровнях их распределения, отсутствуют экономические стимулы к снижению производственных затрат.

Поэтому с каждым годом уровень государственной поддержки российских угольщиков все более снижается. Снижение государственной поддержки и закрытие особо убыточных шахт – одно из требований МВФ, считающего это одним из условий бюджетной стабилизации.

Объемы реализации угля на внутреннем рынке во многом зависят от динамики тарифов на железнодорожные перевозки. В мировой практике транспортная составляющая в цене угля для потребителей не превышает 30%. В России же эта величина составляет в среднем 40, а при дальних перевозках – до 70%.

Введение свободных цен на уголь с одновременным предоставлением права производителям угольной продукции самим устанавливать их величину, а также резкое увеличение размера транспортного тарифа на перевозку угля в итоге привели к значительному повышению цен потребителей угля. При этом было сохранено прямое государственное регулирование цен на природный газ, оказавшихся в сравнении с ценами на угольную продукцию существенно заниженными. Все это свидетельствует об отсутствии единой скоординированной политики в области ценообразования. Так называемые свободные цены не могут быть по-настоящему свободными в условиях выделения государственных дотаций угольной отрасли при одновременном сохранении заниженных относительно угля цен на газ.

При переходе к рынку для угольной промышленности объективно необходима согласованная политика ценообразования как в рамках одного бассейна, так и между акционерными обществами (угледобывающими предприятиями), находящимися в различных бассейнах.

В рыночной экономике известны различные варианты ценовой политики, к которым прибегают как государственные органы, так и всевозможные коммерческие структуры, в зависимости от задач, возникающих на том или ином этапе развития рынка. Однако при формировании цен на продукцию горнодобывающих отраслей необходимо учитывать такой важный атрибут цены, как дифференциальная горная рента, которая призвана учитывать стоимостную оценку горных недр, их географическое положение, горно-геологические условия добычи, качественные характеристики угля.

Применение в ценообразовании подхода, основанного на дифференциальной горной ренте, позволит обеспечить снижение (или даже полное сокращение) объемов дотаций, выделяемых предприятиям, ведущим добычу угля наиболее экономичным открытым способом. Однако это возможно лишь в том случае, когда цена угля не превышает цены взаимозаменяемых видов топлива, каковыми являются газ и частично топочный мазут, а в ряде случаев – и затрат на производство электроэнергии.

 

6. Политика цен и ЖЦТ

Самая известная и самая критикуемая концепция - это концепция жизненного цикла продукта. Она исходит из того, что каждый продукт находится на рынке ограниченное время вследствие морального старения и имеет прямое отношение к ценообразованию, ибо позволяет изучить поведение цены на различных фазах жизненного цикла товара и тем самым выработать ценовую политику для каждой фазы цикла. Политика жизненного цикла товара предполагает учет в ценообразовании ряда факторов: 1) изменения издержек в результате расширения объемов производства товара; 2) изменение покупательского спроса в зависимости от степени новизны товара; 3) учет времени нахождения товара на рынке. Каждый товар проходит следующие стадии: разработки и вступления на рынок, роста, зрелости, "падения" и исчезновения с рынка, то есть имеет свой жизненный цикл, имеющий общую продолжительность, различную длительность отдельных стадий в пределах цикла, особенности развития самого цикла. Для каждого этапа жизненного цикла продукта редко устанавливается единственная цена, на каждой стадии на рынке появляются новые потребительские сегменты с различной ценовой чувствительностью, что учитывается в практике ценообразования.

Стадия разработки и вступления товара на рынок .

Основные характеристики стадии разработки и вступления на рынок (development): значительные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и производственные затраты, отсутствие фактических конкурентов, цена является показателем качества товара.

Современный мир характеризуется заметным сокращением интервала между открытием и его массовым внедрением в производство. Для ряда изделий этот период составляет около 3-х лет. Например, для внедрения транзисторов или солнечных батарей понадобилось 2-3 года, а для создания и внедрения первого фотоаппарата (воздействие светового потока на кристаллы галоидного серебра) - 112 лет.

В то же время не все продукты являются инновационными. Считается, что если продукт требует от потребителя изменения его взглядов и привычек, это и есть инновационный продукт.

Цена на данной стадии, с одной стороны, не играет заметной роли. Однако если для потребителей цена является показателем определенного качества и на этой стадии существования продукта они еще не могут сравнить его с альтернативными продуктами, то их поведение является относительно нечувствительным к цене инновационного продукта. Поэтому производители должны предоставлять широкую информацию о тех выгодах, которые получат потребители от использования нового продукта. В свою очередь, информация о качестве продукта чаще всего распространяется через потенциальных покупателей, поэтому будущий долгосрочный спрос на продукт зависит от количества первоначальных покупателей. Как утверждают эксперты, спрос начинает приспосабливаться к новому продукту, если к нему адаптировались первые 2-5% потребителей.

С другой стороны, цена на данной стадии должна в первую очередь компенсировать первоначальные затраты на исследования и развитие нового производства. Поэтому цена, как правило, высокая. Первые микрокалькуляторы продавались в США в 1970-е гг. по цене $200, сейчас значительно лучшие модели продаются менее чем за $5 .

Стадия роста .

На стадии "роста" (growth) продукт впервые сталкивается со своими конкурентами. В свою очередь, это создает для потребителя большую возможность выбора. В это же время возрастает информированность потребителя о товаре, что увеличивает его чувствительность к цене. Цена на данном этапе высокая, но ниже, чем на предыдущей фазе. Цена должна точно соответствовать тому качеству потребительской ценности, которого ждет покупатель. Выход на массовый рынок зависит от состояния отрасли, внутренних возможностей, внешнего окружения, цели и направлений будущего развития компании. В любом случае два рыночных элемента будут всегда ограничивать возможности производителя: конкуренты и потребители.

На стадии роста можно осуществлять следующие цели ценовой политики:

        "снятия сливок", или награды, когда цена устанавливается выше цены конкурентов, подчеркивая исключительное качество продукта. В этом случае ориентация делается на менее чувствительную к цене группу потребителей. Производители работают с отдельными сегментами рынка;

Информация о работе Анализ обеспеченности и эффективность использования трудовых ресурсов