Анализ обеспеченности и эффективность использования трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:18, контрольная работа

Краткое описание

Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.

Оглавление

Введение



1. Вопрос № 2. Рыночная среда как элемент механизма ЦО ------------------

2. Вопрос № 12. Цена и вопросы ценообразования в Гражданском Кодексе РФ ---------------------------------------------------------------------------

3. Вопрос № 22. Концепция затрат. Альтернативные затраты. Бухгалтерская и экономическая прибыль---------------------------------------

4. Вопрос № 32. Затратные методы ЦО. Метод полных затрат ---------------

5. Вопрос № 42. Особенности ЦО в ТЭК-------------------------------------------

6. Вопрос № 52. Политика цен и ЖЦТ----------------------------------------------

7. Задача № 2 -----------------------------------------------------------------------------

8. Задача № 12 ---------------------------------------------------------------------------



Список литературы

Файлы: 1 файл

Цена !!! Microsoft Word.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

В случае, если общая выручка превысит рассчитанные указанным образом общие затраты, предприятие получит экономическую (чистую) прибыль. Ее наличие будет свидетельствовать о том, что ресурсы на данном предприятии используются более эффективно, чем где-либо.

Бухгалтерская прибыль представляет собой ту сумму прибыли, которая получена предприятием до вычета неявных затрат, оцененных как альтернативные затраты.

Наличие экономической, а не бухгалтерской прибыли и служит критерием успешной деятельности предприятия.

Различие между экономической и бухгалтерской прибылью рассмотрено на следующем примере (табл. 1).

Таблица 1. Расчет бухгалтерской и экономической прибыли (тыс. ден. ед.)

 

 

Из таблицы видно, что предприятие получило положительную бухгалтерскую прибыль в сумме 20 тыс. ден. ед., в то время как экономическая прибыль оказалась отрицательной (-5 тыс. ден. ед.). Следовательно, предпринимателю – собственнику предприятия целесообразнее найти другое дело, которое могло бы приносить ему 5 тыс. ден. ед., а собственный капитал в сумме 200 тыс. ден. ед. вложить в надежные государственные бумаги, приносящие минимально 10% дохода в год.

Каждая концепция прибыли имеет свою область применения. Так, расчет экономической прибыли важен для принятия управленческих решений, а для целей налогообложения используется бухгалтерский подход.

В дальнейшем предполагается, что внешние эффекты и затраты отсутствуют и, как отмечалось, альтернативные затраты представляют собой сумму явных и неявных затрат, включая и «нормальную» прибыль. Соответственно прибыль будет пониматься в экономическом смысле, как превышение бухгалтерской прибыли над «нормальной».

 

4. Затратные методы ЦО. Метод полных затрат

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно вли­яющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рас­считывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.

Уровень устанавливаемой предприятием цены на продук­цию во многом определяется тем, какие цели ставит пред­приятие на ближайшее время и перспективу. Как показывает практика, в условиях рыночной экономики наиболее распро­страненными являются следующие ценовые стратегии пред­приятия:

• сохранение стабильного положения на рынке при умерен­ной рентабельности;

• получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;

• вытеснение конкурентов;

• обеспечение выживаемости в условиях рынка и предот­вращение банкротства;

• внедрение на рынке новой продукции;

• завоевание лидерства по показателям качества и др.

Выбор политики цен основан на оценке приоритетов де­ятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных ха­рактеристик. Поэтому, например, принятие одной из них ведет к отрицанию преимуществ другой. В результате реальная оценка действительности приводит к необходимости ориен­тации в деятельности предприятия на смешанные стратегии ценообразования.

Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную ме­тодику установления исходной цены на свою продукцию. От­сутствие четко определенной ценовой политики вызывает не­определенность в принятии решений в этой области различ­ными службами предприятия, может привести к несогласован­ности этих решений. В результате позиции предприятия на рынке становятся более слабыми, предприятие несет потери в выручке и прибыли.

Процесс ценообразования на предприятии можно предста­вить следующими основными этапами:

• постановка цели (задачи) ценообразования;

• определение уровня спроса на данный вид продукции;

• оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;

• анализ цен и товаров конкурентов;

• выбор метода ценообразования;

• расчет исходной цены изделия;

• учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;

• установление окончательной цены.

Выбор и оценка стратегии предприятия в области ценооб­разования являются сложным, требующим большого внимания и коллективных усилий процессом. Делая выбор, предприятие тем самым отдает предпочтение тому или другому варианту развития. Между тем каждое из направлений развития имеет свои плюсы и минусы. Например, принятие предприятием стра­тегии на увеличение доли рынка в реализации продукции в основном связано со снижением цен против цен конкурентов. А это ведет к сокращению доходов, что нежелательно для предприятия. Ориентация на заказчиков с надежной платеже­способностью также заставляет предприятие поступиться уров­нем цены. В отдельных случаях фирма может ставить перед собой одновременно несколько целей, например увеличение объема сбыта продукции при улучшении ее качественных пара­метров и обеспечение определенного уровня дохода на вложен­ный капитал. В любом случае ценовая политика предприятия не является твердофиксированной, незыблемой. Она постоянно меняется с изменением ситуации на рынке, поэтому нуждается в систематической оперативной корректировке.

Для эффективной реализации стратегии ценообразования и обоснования цен на товары необходимо определить рынки, на которых предприятие будет работать. Это позволит сопоста­вить возможности различных рынков и возможности предпри­ятия в удовлетворении рыночного спроса.

При определении рынков сбыта необходимо учитывать:

• сферы деятельности предприятия на внутреннем рынке страны и на внешнем рынке. Эти рынки существенно различа­ются по условиям деятельности и нормам правового регули­рования;

• территориальную географию рынков;

• особенности городского и сельского рынков;

• отличия рынков текущего спроса и рынка инвестицион­ного спроса.

К рынкам текущего спроса относятся рынки, на которых реализуются товары, идущие на конечное потребле­ние. Рынки инвестиционного спроса — рынки основных фон­дов и материальных оборотных средств. Эти рынки различа­ются как составом спроса на товары и услуги, так и различной эластичностью спроса.

На этапе установления влияния на цену спроса на продук­цию определяется признание этой продукции рынком. Зависи­мость между ценой продукции и уровнем спроса на нее выра­жается кривой спроса. Цена и спрос на продукцию находятся в обратной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может установить на свою продукцию. Минимальная цена изделия определяется по сумме валовых издержек. Поэтому на этапе их анализа фирма рассчитывает затраты при различных объемах продаж и выбирает опти­мальный вариант.

Ценовая стратегия предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста — несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.

Важным для предприятия является учет фактора государст­венного регулирования цен. Государство посредством актив­ной ценовой политики может сделать прибыльным для произ­водителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыноч­ного хозяйствования (долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство и т.д.). Это осуществляется как через различные виды договор­ных цен, так и через государственные заказы и закупки.

Максимальная цена товара определяется спросом, мини­мальная — издержками производства. Но значительное влия­ние на цену товара оказывают цены и качество товаров кон­курентов. С этой целью могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключение о качестве и цене продукции конкурентов.

В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптималь­ную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.

На практике в зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета пред­полагаемой цены на товар. Все эти методы объединяются в две группы:

• методы, основанные на затратном подходе;

• методы, основанные на «целевом ценообразовании».

Первая группа методов отличается простотой расчетов. Основной принцип этих расчетов заключается в прибавлении к издержкам на производство товара определенной суммы прибыли, которую планирует получить фирма. Имеется не­сколько разновидностей расчета цен, основанных на затратном подходе.

По методу «полных затрат» в калькуляцию издержек произ­водства включаются переменные и постоянные затраты. Размер прибыли может быть как фиксированным, так и переменным. При определении цен по этому методу предполагается, что учет условий и требований рынка не имеет большого значения. Таким образом, фирма уверена в реализации своего товара.

5. Особенности ЦО в ТЭК

      Продукция топливно-энергетического комплекса в настоящее время реализуется на внебиржевом оптовом рынке, на долю которого приходится подавляющая часть внутреннего спроса на нефть, уголь и продукты их переработки, реализуемые через существовавшие в бывшем Советском Союзе системы угле- и нефтепродуктообеспечения. Добычу, распределение и сбыт примерно 95% российского природного газа монопольно осуществляет РАО «Газпром» по ценам, регулируемым государством.

Цены в топливно-энергетическом комплексе складываются под влиянием большого количества факторов и критериев. Это и издержки, и баланс спроса и предложения, и меры государства по регулированию деятельности энергетических предприятий, и цены мирового рынка, и инвестиционная политика, и др. По мере развития рыночных отношений круг регулируемых государством цен сужается и увеличивается роль свободных цен. Цены во все большей степени формируются в результате конкуренции как между отдельными энергоносителями, так и между отдельными топливодобывающими и энергопроизводящими предприятиями.

В настоящее время цены на топливо не являются действительно рыночными. Они во многом отражают интересы и инфляционные ожидания производителей и практически безразличны к динамике спроса. Текущие оптовые цены производителей энергетических ресурсов характеризуются непрерывным ростом. Но данная динамика не свидетельствует о нормализации уровней и соотношений цен как внутри страны, так и в сравнении с ценами мирового рынка. Напротив, образовался устойчивый диспаритет цен как между отдельными видами энергии, так и между ними и большинством товаров и услуг.

В России цена газа на 11% ниже цены угля (если сравнивать в тоннах условного топлива), тогда как во всем мире газ в 1,3-2 раза дороже. В результате у нас уже сложилась весьма неэффективная структура топливного баланса: уголь в нем составляет примерно 1/4 (на Западе – примерно 2/3).

Из-за неравномерности распределения топливно-энергетических ресурсов по регионам, огромной территории страны и высокой стоимости перевозки цены для потребителей существенно различаются (в 8-10 раз – по электро- и теплоэнергии).

Цены предприятий по добыче топлива также различаются (в 2–4 раза). Сохраняются региональные различия в ценах и на отдельные продукты нефтепереработки (примерно в 2 раза).

Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой существовали и существуют естественные монополии в тех отраслях, где это наиболее выгодно государству. Это относится и к топливно-энергетическим отраслям, которым присущ встроенный элемент монополизации, определяемый природными и технологическими факторами.

Монополия, естественно, обеспечивает производителю условия для злоупотреблений своим положением путем завышения издержек, цен, снижения качества и т. д. Однако это можно пресечь (что делается в высокоразвитых странах) с помощью эффективного государственного регулирования.

Например, в США предприятия электроэнергетики должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на их снижение. В Великобритании основной формой контроля над деятельностью этих отраслей является регулирование тарифов.

В течение 1993-1995 гг. в газовой промышленности России действовала формула ценообразования, предусматривающая ежемесячную коррекцию цен на газ у промышленных потребителей в соответствии с темпом роста цен на промышленную продукцию за предшествующий месяц. Цена не была дифференцирована ни в региональном, ни в сезонном разрезах.

Монопольно владеющий газотранспортной системой страны РАО «Газпром» (95% добычи и 99% транспортировки естественного газа, добываемого в стране) перенес основную часть налогов и прибыли на транспортную составляющую от цены приобретения газа. При этом цена транспортировки газа для российских покупателей была установлена единой по всей транспортной сети независимо от расстояния. Естественно, что при таком способе назначения цены потребители переплачивают за транспорт при близком расположении и недоплачивают при дальнем, превышающем среднее расстояние транспортировки газа от основного центра его добычи в Западной Сибири (около 90% всей добычи газа в России).

В результате этого существенно удорожается производство электро- и теплоэнергии в самой Западной Сибири, что, в свою очередь, ухудшает экономичность добычи и транспортировки нефти. Образуется более высокий ценовой «барьер» для экономически эффективной угледобычи, особенно в Русско-Донецком и Подмосковном бассейнах. Единая цена приобретения газа, монопольно установленная на территории России, означает, что экспортные потоки газа от Уренгойского и Ямбургского месторождений в Западной Сибири по самой длинной в стране газотранспортной трассе на границе с Украиной имеют не реальную, а заниженную цену газа. По сравнению с ценой транспортировки газа на фактическое расстояние монопольно установленная цена уменьшает стоимость транспортировки на $10-11 за 1000 м3 в пользу поставщика и косвенно увеличивает его прибыль от экспорта газа.

Информация о работе Анализ обеспеченности и эффективность использования трудовых ресурсов