Анализ категории полезности с точки зрения кардиналистского и ординалистского подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ ценности, стоимости, полезности как экономических категорий.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение такой экономической категории как стоимость, освоение
теорий стоимости;
2. Ознакомление с ценностью как с экономической категорией,
рассмотрение ее современных особенностей;
3. Анализ категории полезности с точки зрения кардиналистского и
ординалистского подходов.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение стоимости и ценности как экономических категорий 5
1.1. Понятие стоимости, теории, свойства 5
1.2. Сущность категории ценности и ее современные особенности 10
Глава II. Анализ категории полезности с точки зрения кардиналистского и ординалистского подходов 13
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 55.19 Кб (Скачать)

Двуединый характер экономической ценности и  стоимости нашел свое теоретическое воплощение в противоборстве трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистских теорий полезности, которые имеют давнюю историю и своими корнями восходят еще к Аристотелю. В более поздний период (после К.Маркса) были попытки объединить теорию трудовой стоимости (понятую как издержки) с теорией предельной полезности (Э.Бернштейн, П.Струве, М.Туган-Барановский, А.Маршалл, Дж.Кларк, П.Самуэльсон, О.Шик). Все эти теории объединяет их направленность против К. Маркса и в большинстве случаев — неверная трактовка Марксовой теории трудовой стоимости. Однако и сам К.Маркс допустил возможность затратной интерпретации его теории стоимости. Так, в первом томе "Капитала" К. Маркс абстрагируется от величины полезности и исключительно сосредотачивается на исследовании затрат труда. Стоимость, рассматриваемая К.Марксом в качестве затрат абстрактного труда, 
остается вне полезности этих затрат. Кроме того, у К.Маркса нет детально разработанной концепции конкуренции, спроса, предложения, рыночных цен, в которых полезность как фактор стоимости приобрела существенное значение. Наконец, он, по существу, отождествляет потребительную 
стоимость и полезность, что в значительной степени затрудняло 
анализ роли полезности в теории его стоимости.9

Основоположником  современного направления в теории ценности и цен является известный английский экономист А.Маршалл. Английский экономист А. Маршалл получил признание среди идеологов монополистического капитала с момента опубликования его основного труда «Принципы политической экономии» (1890 г.). В этой работе он предпринял попытку придать теории ценности австрийской школы видимость более реалистичной теории. Для этого он эклектически соединил теорию «предельной полезности» австрийской школы с вульгарной теорией издержек производства. Он настаивал на том, что в образовании ценности участвует как «производственный фактор», под которым он подразумевал издержки производства, так и субъективный фактор — полезность, определяемая в зависимости от индивидуальных потребностей и вкусов продавцов и покупателей.

«Спорить  о том, определяется ли ценность полезностью  или издержками производства, мы можем  с таким же успехом, как о том, верхнее ли или нижнее лезвие пары ножниц режет кусок бумаги», - писал он в «Принципах». Полезность, по Маршаллу, лежит в основе цены спроса, а издержки производства определяют цену предложения. Категория цены, в понимании Маршалла, так же как и в понимании австрийской школы, по-прежнему оставалась механической равнодействующей спроса и предложения. По идее Маршалла, конкуренция, с помощью которой определяются цены, благотворно влияет на развитие производства, так как обеспечивает автоматическое регулирование капиталистической экономики.

Связь «теории  ценности» Маршалла с производством  была чисто иллюзорной. Теория оставалась поверхностной, не выходила за пределы  обращения, с позиций которого невозможно объяснить образования стоимости. Издержки производства - это то, что стоит товар для самого капиталиста, т. е. только часть стоимости, товара. Величина их определяется ценой потребленных средств производства и ценой примененной рабочей силы.10

 

Глава II. Анализ категории полезности с точки зрения кардиналистского и ординалистского подходов

 

Модель кардиналистской  полезности не только позволяет понять рациональное поведение потребителя, но и наряду с эффектом дохода и  эффектом замещения объясняет обратную зависимость величины спроса от рыночной цены, т.е. закон спроса.

Из условия максимизации полезности (MU1/P1 = MU2/P2 = MUn/Pn) следует, что если цена на товар, при прочих равных условиях падает, то покупатель будет стремиться приобрести большее количество этого продукта.11

Согласно кардиналистам, закон убывающей предельной полезности играет ключевую роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределить свой ограниченный денежный доход между различными товарами и услугами, чтобы получить максимальное удовлетворение своих  потребностей. Если это произойдёт, то потребитель будет находиться в состоянии равновесия, т.е. не будет  смысла изменять набор приобретённых  благ, структуру потребления.

Средний потребитель имеет  достаточно отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, продаваемых на рынке. Потребители  прекрасно представляют себе, какую  именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных  продуктов, которые они надумают купить.

При покупке товаров и  услуг потребитель руководствуется  ценой и полезностью благ. Он решает следующую задачу: сколько единиц товаров и услуг приобрести, чтобы максимально удовлетворить свои потребности с помощью своего ограниченного бюджета. Таким образом, типичный потребитель стремится получить на свой доход всё, что можно, или максимизировать совокупную полезность.12

Все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета  и цен. Поэтому потребитель может  приобрести лишь ограниченное количество товаров и услуг. При этом он должен идти на компромиссы, то есть выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в своё распоряжение наиболее удовлетворительный, с его  точки зрения, набор товаров и  услуг.

В решении этой задачи ему  помогает правило максимизации полезности. Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором предельная денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую предельную полезность.

Используя это правило, потребитель  приобретает такой набор товаров  и услуг, который принесёт ему  наибольшую сумму полезности, не выходя за пределы своего бюджета.

Если потребитель уравновесит  свои предельные полезности в соответствии с этим правилом, то ничто не побудит  его к изменению структуры  расходов, так как потребитель  будет находиться в состоянии  равновесия.

В теории потребительского выбора предполагается, что:

- денежный доход потребителя  ограничен;

- цены не зависят от  количества благ покупаемых отдельными  домохозяйствами;

- все покупатели прекрасно  представляют предельную полезность  всех продуктов; 

- потребители стремятся  максимизировать совокупную полезность.

Это им удаётся с помощью  правила максимизации полезности.13

Принцип максимизации общей  полезности будет состоять в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой, т.е. покупатель будет предъявлять спрос на товар  до тех пор, пока предельная полезность в расчёте на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.14

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой  кардиналистской (количественной) теории полезности. В отличие от кардиналистской теории полезности ординалистский подход к анализу потребительского поведения является наиболее современным и не требует точного количественного измерения полезности. Более важным считается возможность сопоставления и сравнения различных потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для данного потребителя. Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений становятся кривые безразличия. Авторами теории можно считать английского экономиста и статистика Ф. Эджуорт, итало-швейцарского социолога и экономиста В. Парето, американского экономиста и статистика И. Фишера. Теория приобрела широкое распространение после систематизации, проведённой в 30-х гг. XX века в работах Р. Аллена и Д. Хикса.15

В ординалистской теории экономистов  интересует вопрос: «Какой набор товаров, А или В, предпочтительнее?». Используя  полученную информацию, позволяющую  определить порядковую полезность, можно  однозначно определить основные характеристики рыночной кривой спроса.16

Согласно ординалистской теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель  измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости  поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует  выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация дает представление  о предпочтениях потребителей в  отношении набора благ. Однако она  не дает представления о различиях  удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой  набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

Согласно данному направлению  теории предельной полезности:

  1. предельная полезность неизмерима;
  2. субъект измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ;
  3. субъект в состоянии измерить только порядок предпочтения наборов благ;
  4. все наборы благ можно сгруппировать, распределив их по множествам на основе предельной полезности входящих в эти множества благ;
  5. графически набор вариантов, обладающих равной предельной полезностью, изображается в виде набора кривых безразличия;
  6. функция полезности заменяется индексными функциями;
  7. теория предельной полезности предстает в целом как модель кривых безразличия.

Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:

- гипотеза полной упорядоченности:  потребитель способен упорядочить  все возможные товарные наборы  с помощью отношений предпочтения  или безразличия.

- гипотеза транзитивности: если потребитель предпочитает  набор А набору В, а набор  В набору С, то он предпочитает  набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя  равнозначен набору В и набор  В равнозначен набору С, то  наборы А и С тоже для  него равнозначны.

- гипотеза ненасыщения:  при прочих равных условиях  потребитель предпочитает большее  количество данного блага меньшему  его количеству.

- гипотеза рефлексивности: A~A

- гипотеза выпуклости

- гипотеза безразличия17

Именно ординалистское направление  теории предельной полезности ложится  в фундамент потребительского поведения.

Одним из основных инструментов анализа в порядковой теории полезности является кривая безразличия. Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия, которые впервые были применены английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.

Кривая безразличия - это  геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой  набор из двух товаров, что потребителю  безразлично, какой из этих наборов  выбрать. Кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие потребителю одинаковый уровень  полезности (рис. 1, см. Приложение 1).

На представленной на рис. 1 кривой безразличия выделены четыре точки, соответствующие четырем равнополезным для потребителя комбинациям двух благ (Х и Y). Эти комбинации товаров дают потребителю одинаковое общее удовлетворение. Комбинации товаров, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться выше или ниже представленной на рис. 1 кривой безразличия.

Набор кривых безразличия  для одного потребителя одной  пары товаров образует карту безразличия (рис. 2, см. Приложение 2). Карта кривых безразличия однозначно выражает предпочтения потребителя и позволяет предсказать его отношение к любым двум сочетаниям различных благ.

Понятие кривых безразличия  имеет важное значение в исследовании поведения потребителя. Для анализа  выбора потребителя используется понятие  зоны замещения (субституции). Это участок  кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага  другим.

В каких пропорциях одно благо замещается другим? Для определения  этого используется понятие предельной нормы замещения (MRS). Предельной нормой замещения благом X блага У (MRSXY) называется количество блага У, на которое должно быть сокращено его потребление "в обмен" на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы  уровень удовлетворения потребителя  остался неизменным. Графически предельная норма замещения представлена на рисунке 3 (см. Приложение 3).

Формализовано предельная норма  замещения выглядит так:

ржиналолезность безразличие кривая

MRSXY=∆Y /∆X

 

Кривые безразличия позволяют  выявить предпочтения потребителя  и возможность замены одного блага  другим. Но они не показывают, какой  именно набор товаров потребитель  считает для себя наиболее предпочтительным.

Естественно, потребитель  стремится приобрести товарный набор, расположенный на наиболее удаленной  от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах. Не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных  потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.

Сущность бюджетного ограничения  состоит в том, что доход потребителя  равен сумме расходов на покупку  товаров X и У.

Бюджетное ограничение имеет  вид:

 

I = РХХ + РYY, где PX и PY – цены товаров X и Y.

 

Преобразуем предыдущее равенство, получим уравнение бюджетной  линии:

.

Графически бюджетная линия представлена на рис.4 (см. Приложение 4).

Перенесем бюджетное ограничение  на карту безразличия. Какой товарный набор выберет потребитель? Тот, который наиболее удален от начала координат, при условии, что его доход позволяет ему это сделать (он получит максимум удовлетворения) (рис. 5, см. Приложение 5).

Потребитель не выберет точку  А, в которой бюджетная линия  пересекает некоторую кривую безразличия U1, так же как и точку В, поскольку  они расположены на более низкой кривой безразличия. Он выберет точку Е в которой бюджетная линия лишь касается кривой безразличия U2, расположенной выше кривой U1.

Информация о работе Анализ категории полезности с точки зрения кардиналистского и ординалистского подходов