Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:50, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ ценности, стоимости, полезности как экономических категорий.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение такой экономической категории как стоимость, освоение
теорий стоимости;
2. Ознакомление с ценностью как с экономической категорией,
рассмотрение ее современных особенностей;
3. Анализ категории полезности с точки зрения кардиналистского и
ординалистского подходов.
Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение стоимости и ценности как экономических категорий 5
1.1. Понятие стоимости, теории, свойства 5
1.2. Сущность категории ценности и ее современные особенности 10
Глава II. Анализ категории полезности с точки зрения кардиналистского и ординалистского подходов 13
Заключение 21
Список литературы 23
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение стоимости и ценности как экономических категорий 5
1.1. Понятие стоимости, теории, свойства 5
1.2. Сущность
категории ценности и ее
Глава II. Анализ категории полезности с точки зрения кардиналистского и ординалистского подходов 13
Заключение 21
Список литературы 23
Полтора десятилетия назад
Россия вступила в рыночные отношения.
Многие люди не знали, да и не знают,
как себя вести в новой обстановке
экономических отношений. Для нормального
существования в данных условиях
совершенно необходимо знать "законы
и аксиомы" экономики. Перед обществом,
как и перед отдельным
Данная тема является актуальной, так как для того чтобы суметь наиболее рационально потратить свой бюджет (либо бюджет предприятия), необходимо распределить средства таким образом, чтобы получить от приобретенных товаров наибольшее удовлетворение своих потребностей. Предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль. Чтобы предприятие не обанкротилось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.
Полезность отражает субъективную оценку покупателя. Последняя определяется степенью насыщения или ограниченности тех или иных потребностей. По мере роста благ, их наличного количества полезность обесценивается. Благо становится менее полезным.
Ценность дает ответ на вопрос не только о затратах, но и результатах, их своеобразном синтезе. Ценность характеризует товар с позиций количества затраченного труда на его изготовление и пользы. Следует отметить, что в дореволюционных работах русских экономистов использовался термин "ценность", а не "стоимость".
Цена товара является важнейшим
элементом хозяйственного механизма
современных экономических
Целью данной работы является изучение теоретических основ ценности, стоимости, полезности как экономических категорий.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение такой экономической категории как стоимость, освоение
теорий стоимости;
2. Ознакомление с ценностью как с экономической категорией,
рассмотрение ее современных особенностей;
3. Анализ категории полезности с точки зрения кардиналистского и
ординалистского подходов.
Стоимость относится к числу важнейших, сквозных проблем экономики. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким образом, теория стоимости – это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономики
Первый подход к понятию стоимости - трудовая теория стоимости и ее разновидности: идеалистическая, относительная, абсолютная. В соответствии с этой научной концепцией субстанция, т. е. сущностная основа товара, определяется трудом, затраченным на его производство. В завершенном виде трудовая теория стоимости была разработана К. Марксом. Однако отдельные элементы этой теории исследовались задолго до возникновения классической школы. Впервые положение о приравнивании различных товаров выдвинул древнегреческий философ Аристотель, который писал о товарном обмене: «Обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости». Приравнивая товары друг к другу товаропроизводители приравнивают воплощенный в них труд. Труд - это та общая основа, которая заключена во всех товарах.
В процессе развития и расширения сферы исследования в экономической литературе сложилось несколько подходов к определению сущностных основ трудовой теории стоимости. М. Туган-Барановский, например, выделял три разновидности трудовой теории стоимости (трудовой теории ценности).1
Идеалистическая теория (учение о «справедливой цене») изложена теологом, философом Фомой Аквинским (1225-1274). Согласно этой теории, обмен продуктов только тогда удовлетворяет требованиям справедливости, когда они обмениваются в соответствии с трудом, затраченным на производство товаров. В соответствии с воззрениями Ф. Аквинского равенство обмениваемых товаров означает греховность получения торговой прибыли. Такой подход основывался не на законах реальных экономических отношений, а на этических нормах. Поэтому М. Туган-Барановский назвал эту теорию идеалистической.
Относительная трудовая теория изложена Д. Рикардо, который полагал, что стоимость «продуктов регулируется не одной, а двумя причинами: относительным количеством труда, необходимого для производства продукта, и суммой прибыли, которая должна получиться с затраченного капитала за время до продажи продукта».
Абсолютная трудовая теория стоимости разработана К. Марксом. М. Туган-Барановский назвал ее абсолютной, так как труд, согласно этой теории, является абсолютной субстанцией стоимости.2
Вторая теория - теория предельной полезности - сегодня одна из базовых теорий стоимости - возникла как развитие некоторых идей Ж Б Сэя о полезности товара Она была сформирована в лоне неоклассического направления: австрийская школа круга (Е Бем-Баверк, К Менгер, Ф Визер) основала ее, математическая школа (Л Вальрас, В Парето, В Джевонс) создали математическую модель, а кембриджская (А Маршалл, А Пигу) и американская (Дж Б Кларк) ли развили и соединили с другими теориями стоимости в единую систему.
В простейшей интерпретации теория предельной полезности исходит из такого понимания стоимости: стоимость - потребительская или субъективная оценка относительного полезного эффекта экономического блага определенного ввиду его ценности прочим словам, стоимость определяется степенью полезности блага, его полезного эффекта для потребителя.
Конкретным выражением такой "субъективной полезности" определенного блага является "предельная полезность", то есть полезность "предельного" (последнего) экземпляра продукта определенного вида, который удовлетворяет наименее существенную потребность в нем. Субъективная ценность благ при обмене зависит от наименьшей полезности последнего экземпляра, а предельная полезность - от количества определенных благ данного вида и интенсивности потребления индивидууму. Таким образом, за исходный пункт определения стоимости товара принимаются не вполне объективные факторы (общественно необходимые затраты труда), а субъективная мотивация, субъективная оценка экономического поведения отдельного человека.
Теория предельной полезности имеет чрезвычайно высокую степень формализации (перевод на "язык" математики), для чего применяются алгебраические уравнения, графические и статистические модели. Теория предельной полезности - это одна из основополагающих теорий стоимости в современной экономической теории.3
Теория предельной полезности и трудовая теория стоимости, действительно, противоположны, но они не противоречат друг другу. По сути, это объективная и субъективная оценка ценности данного товара. Внимание к субъективной оценке товара в конечном счете переориентировало товарное хозяйство, оно стало больше учитывать требования потребителя, изучать его потребности. Производство все больше поворачивалось к человеку, и человек превращался в цель развития производства.4
В рамках трудовой теории стоимости четко различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость. На различие потребительной и меновой стоимости обращали внимание Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и другие экономисты.
Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.5
Не всякая общественная потребительная
стоимость является товаром, поскольку
товар должен обладать еще одним
свойством – свойством
Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость является внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров.6
Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).
В процессе труда создается потребительная
стоимость и стоимость. Это обстоятельство
вытекает из того, что труд всякого
производителя носит
Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (например, труд столяра, пекаря, портного и т.д.). Конкретный труд создает определенную потребительную стоимость. Различие потребительных стоимостей обусловлено тем, что они выступают как продукты совершенно разных видов конкретного труда. Специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличие от другого товаропроизводителя.
Абстрактный труд – это труд, выступающий как затраты труда вообще (человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от его конкретной формы. Именно абстрактный труд создает стоимость. Его специфическая особенность состоит в том, что он проявляет свою общественную природу на рынке, в процессе обмена.7
В условиях товарного производства двойственный характер труда выражает противоречие между частным и общественным трудом. Конкретный труд каждого производителя является чего частным делом, он не согласуется с трудом других производителей, осуществляется стихийно, на свой страх и риск, без предварительного знания потребностей общества в товарах данного рода.
В современной экономической
Анализ всех взглядов на стоимость позволяет выделить связь категорий «стоимость» и «ценность». Прежде всего, отметим, что стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях.
Человечество не может существовать без экономической деятельности, а экономическая деятельность — без экономической ценности как единства цели и средства. В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости.
Сущность ценности, ее субстанция — это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть в свою очередь единство результата (полезности) и затрат. Итак, экономическая ценность — это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.8