Анализ и прогнозирование международной миграции рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

цель курсовой работы выявить особенности международной миграции рабочей силы, изучить виды, причины миграции, а так же меры, направленные на ее урегулирование, так же построить прогноз миграции населения на 2012 год.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-изучить виды и причины международной миграции
-рассмотреть миграционную политику государств
-провести анализ современных миграционных потоков
-определить влияние миграции на демографическое развитие государства (на примере России).
-выявить перспективы миграции.
-построить прогноз миграции населения на 2012 год.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы международной миграции.
1.1. Основные виды и причины возникновения международной миграции рабочей силы.
1.2 Миграционная политика
Глава 2. Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов.
2.1. .Процесс миграции трудовых ресурсов и современные миграционные потоки.
2.2. Международная миграция как фактор демографического развития современной России.
2.3 Перспективы миграции и демографического развития России.
Глава 3. Разработка прогноза миграции населения
3.1 Разработка прогноза миграции населения методом интервью
3.2 Разработка прогноза миграции населения методом экстраполяции временного динамического ряда
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач прогнозирование.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

Про эмиграцию из России можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий объемы учтенной эмиграции из России уменьшались. На протяжении 1990-1995 гг. наблюдалось увеличение эмиграции в страны дальнего зарубежья, а с 1996 эмиграции в страны дальнего зарубежья постепенно сокращаются. Можно отметить, что динамика выбывших из страны тесно связана с изменением социальной экономической ситуации в стране. Так на примере кризиса 1998 года можно прекрасно рассмотреть скорость, с которой отражается на миграциях реакция населения на появившиеся ситуации. Выезд из страны тогда стал увеличиваться месяца за 2 до начала августовского кризиса 1998г., а уже с апреля 1999 года темпы роста эмиграции замедлились, означавшие первые признаки нормализации экономической ситуации в России. [6]

Кризисные тенденции в российской экономике 2008–2009 годов также привели к незначительному всплеску уровня эмиграции в июне – октябре 2008 года.

В 1992–2009 годах распределение эмиграционных  потоков по странам предполагаемого  проживания существенно изменилась. В начале 1990-х годов число выбывших в государства – участники СНГ превышало число выбывших в страны дальнего зарубежья в три – пять раз. Со временем доля эмигрантов, направляющихся за пределы бывшего СССР, стала увеличиваться, и в 2001–2005 годах потоки выбывающих в страны Ближнего и дальнего зарубежья практически сравнялись, но при этом оба потока сократились в абсолютном измерении. Начиная с 2006 года вновь наблюдается рост доли эмиграции в страны Ближнего зарубежья. По данным на 2010 год, численность выбывающих в страны СНГ и Балтии в два раза больше, чем численность выбывающих в другие зарубежные страны (таблица 2.8).

 

 

 

 

Таблица 2.8.

Региональная структура миграционных потоков из России

год

1991

1993

1999

2000

2005

2006

2009

2010

Выбывшие 

из Российской Федерации

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

в том числе 

из стран СНГ, Грузии и Балтии

86,9%

76,4%

60,3%

57,3%

52,7%

66,6%

68,0%

66,3%

из стран вне СНГ, Грузии и Балтии

13,1%

23,6%

39,7%

42,7%

47,3%

33,4%

32,0%

33,7%


Перечень основных стран назначения эмигрантов остается довольно стабильным: почти половина выбывающих в страны Ближнего зарубежья направляется в Казахстан, Белоруссию и на Украину, тогда как около 60% выбывающих в страны дальнего зарубежья направляются Германию, США или Израиль. Среди стран дальнего зарубежья постепенно более значимыми становятся миграционные потоки в Канаду и Финляндию.

Следует отметить, что эмиграция  в страны дальнего зарубежья до сих  пор носит этнически избирательный  характер (представители отдельных народов – немцы, греки и другие, – имеют больше возможностей для выезда на историческую родину). Однако значение данного фактора постепенно (по мере выезда указанных народов и ужесточения правил приема переселенцев в принимающих странах) сокращается, и в эмиграционных потоков нарастает доля титульных народов России, выезжающих самостоятельно или в составе смешанных браков. Так, в 2007 году этнические русские составляли половину среди выбывших в Израиль и Германию, среди выбывших в США – две трети, в другие страны – около 55% [1.c.43].

Подводя итоги этой главе, можно  сделать вывод, что движение рабочей  силы весьма разнообразно. Основных направлений  миграций не существует, однако можно  сказать, что миграция происходит не только в страны со стабильным экономическим состоянием, но так же в развивающиеся страны. Я считаю это хорошим показателем. Негативным же является часто нелегальное нахождение иностранцев в стране по причинам жесткого регулирования административной базы  контроля за численностью мигрантов и сложностью получения разрешения. Так же миграционные потоки зависят от социальной экономической и политической ситуации в стране. В период кризиса миграционный отток был существенным, но в настоящее время он уменьшился, стабилизировался. Я считаю это не плохим показателем.

 

2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ МИГРАЦИИ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Если рассматривать законы истории, то в любом государстве, при  достижении определенного уровня развития, наблюдается  спад рождаемости. Во всех странах мира все больше и больше граждан стремятся получить высшее образование. Они избегают «непрестижных» профессий  и неквалифицированной работы. В результате их заменяют прибывающие граждане тех стран, которые беднее. Подобная ситуация происходит и в России, вступающих в трудоспособный возраст россиян каждый год становится все меньше. По прогнозу ООН, к 2050 году в России из 142 млн. останется, в лучшем случае, 113 млн. По мнению автора, такой прогноз является вполне обоснованным, поскольку, как уже было сказано выше, граждане избегают непрестижной работы. Особенно неприятная ситуация складывается на Дальнем Востоке, где на данный момент проживает около 5 млн. человек. Такие демографические процессы порождают нехватку рабочих рук. Единственный способ изменить эту проблему – это внешние ресурсы, т.е. миграция. В таких условиях именно иммигранты могут помочь преодолеть последствия демографического кризиса и восполнить рабочие вакансии.

Для установления в стране нормальных отношений между коренными и  приезжими, на мой взгляд, нужно изучать и перенимать опыт других стран, таких как, например, Канада, Австралия. В них умеют проводить действительно удачную национальную политику. В Канаде принимают около 200 тыс. мигрантов в год и грамотно распределяют их по рабочим местам и обеспечивают жильем.

Так же необходима адаптация и социализация мигрантов, выяснение их количества и создание системы реестра, в  котором будет содержаться, и  обновляться информация о региональных национальных союзах и их филиалах. Органы внутренних дел должны предоставлять статистику правонарушений, совершенных по национальным мотивам.

К сожалению, в настоящее время  в российской миграционной политике сохраняется лоббирование со стороны  работодателей, желающих завезти на свои стройки и заводы дешевую  рабочую силу из бедных стран. По закону работодатель должен сначала предложить работу местным жителям и гражданам РФ, и лишь потом обращаться за квотой на ввоз мигрантов. Однако в действительности он выставляет заведомо непривлекательные условия: требуются специалисты высокой квалификации, а зарплата предлагается небольшая. В результате, например, в Москве, стала типичной ситуация, когда квалифицированный сварщик не может найти работу. Эти места заняты мигрантами из Средней Азии, нанятыми за 10 тыс. рублей в месяц.

Итак, может ли приток иммигрантов решить проблемы демографического развития России в XXI веке?

По предсказаниям практически  всех прогнозов (как отечественных, так и зарубежных) в России по крайней мере до 2050 года будет наблюдаться  естественная убыль населения. По прогнозам ООН, в 2000-2050 гг. ежегодная естественная убыль населения составит около 600-650тыс. человек. В это же время Россия, как и страны Западной Европы, столкнется со старением населения. В результате расходы на социальное обеспечение окажутся слишком тяжелой ношей для экономики страны, а некоторые регионы могут практически полностью обеднеть.

По мере выхода из трудоспособного  возраста, в России начнет наблюдаться  убыль трудоспособного населения. Сначала уменьшение численности  граждан будет не слишком заметным: в 2006 году численность людей трудоспособного возраста уменьшалась на 40 тысяч человек, в 2008 году, согласно прогнозу, она уменьшилась на 586 тысяч человек, в 2009 году — на 675,9 тысяч человек. В последующие годы масштабы и темпы сокращения численности трудовых ресурсов страны значительно увеличатся (таблица 2.9).

Таблица 2.9

Прогноз динамики численности населения  по возрастным группам в России в 2007–2025 гг. [8]

год

Моложе трудоспособного  возраста

Трудоспособного возраста

Старше трудоспособного возраста

тыс. чел.

% к общей численности  населения 

тыс. чел.

% к общей численности  населения 

тыс. чел.

% к общей численности  населения 

2007 г. 

22859,0

16,1

90188,2

63,4

29124,3

20,5

2008 г. 

22591,1

16,0

89602,2

63,3

29368,3

20,7

2009 г. 

22691,1

16,0

88926,3

63,0

29556,5

21,0

2010 г. 

22881,1

16,2

87793,9

62,5

29990,4

21,3

2015 г. 

24241,9

17,5

82036,5

59,3

32087,9

23,2

2020 г. 

25807,2

18,9

76963,7

56,2

34105,9

24,9

2025

25489,4

18,9

74814,1

55,4

34637,7

25,7


 

Как видно из представленной таблицы 2.9, максимальное сокращение будет наблюдаться в период 2010–2014 годов, когда среднегодовая убыль населения будет превышать 1 млн. 200 тысяч человек, а всего до 2020 года она сократится на 18–19 миллионов человек. В результате произойдет существенное ухудшение возрастной структуры населения России. По оценкам экспертов, доля населения в трудоспособном возрасте сократится с 63% в 2007 году до 57% в 2020–2025 гг. Одновременно с 20,3% до 26% увеличится доля населения в пенсионном возрасте.

По оценкам исследования экспертов  ООН и отечественных ученых для  того, чтобы поддерживать численность  трудоспособного населения на постоянном уровне, России уже сейчас нужно  принимать ежегодно в среднем  около 700–800 тысяч мигрантов  и постепенно наращивать этот объем до 1,5–1,7 млн. мигрантов. Также, если учитывать, что население в трудоспособном возрасте составляет около 2/3 миграционного притока, то чтобы полностью возместить потери трудоспособного населения, России в предстоящие два десятилетия потребуется привлечь около 25 млн. иммигрантов. Ясно, что такая перспектива нереальна.

Итак, можно сделать вывод, что  иммиграция может лишь частично сгладить последствия демографического кризиса, в некоторой мере решить проблемы в Сибири и на Дальнем Востоке. На примере развитых стран видно, что иммиграция может быть относительно эффективным средством для преодоления демографических проблем лишь в условиях депопуляции.2

Выход из демографического кризиса  в России возможен только при комплексном государственном подходе к управлению демографическими проблемами, а именно:

-стимулирование роста рождаемости  или стабилизация

-уменьшение смертности

-повышение внутренней миграционной  подвижности населения

-привлечение иммигрантов.

Особое внимание нужно уделять разработке государственной миграционной политики, в основу которой должно быть заложено понимание того, что против миграции не надо бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат, что это идет только на пользу России.

Подводя итог этой главе, можно сделать вывод, что, не смотря на утверждения многих граждан, миграция является благоприятным процессом для России. Она повышает демографическую ситуацию, обеспечивает страну трудоспособным населением, а так же приносит определенную экономическую выгоду. Все это обуславливает необходимость проведения миграционной политики на региональном и государственном уровнях, а так же нужно учитывать интересы  экономико-демографического развития страны.

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗА МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

3.1 РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗА  МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ МЕТОДОМ ИНТЕРВЬЮ

Для разработки прогноза уровня миграции в России в 2012 году воспользуемся  одним из методов  индивидуальных экспертных оценок – методом интервью.

В качестве эксперта будет  глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский. Он рассказал о работе Федеральной миграционной службы, о проблемах и перспективном возможном числе мигрантов. [16]

— Миграция — постоянное движение, перемещение. Удается ли уследить за миграционными потоками?

К.Р.: Список задач, которые решает миграционная служба, велик. Он содержится в двадцати регламентах: 18 уже работают и 2 — в стадии согласования. Регламенты определяют услуги, которые мы оказываем населению: регистрационный учет российских граждан, паспорта, приглашения, визы, разрешения на временное проживание и работу иностранных граждан на территории России и так далее.

А вторая наша задача — думаю, она  же и главная: управление миграционными  потоками. Отвечать на многие серьезные  вопросы мы начали относительно недавно, только на протяжении последних трех лет занимаемся созданием единой информационной системы, содержащей полную информацию об иностранцах, пересекающих границу России. На каждого иностранного человека мы заводим досье, пока с фотографиями — меньше 50%. Но центральный банк данных располагает "анамнезом", всей историей пребывания иностранного гражданина на российской территории — в том числе о правонарушениях, если таковые имелись, о месте и времени пересечения границы. Эти знания помогают в какой-то мере контролировать ситуацию.

Информация о работе Анализ и прогнозирование международной миграции рабочей силы