Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:10, курсовая работа
цель курсовой работы выявить особенности международной миграции рабочей силы, изучить виды, причины миграции, а так же меры, направленные на ее урегулирование, так же построить прогноз миграции населения на 2012 год.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-изучить виды и причины международной миграции
-рассмотреть миграционную политику государств
-провести анализ современных миграционных потоков
-определить влияние миграции на демографическое развитие государства (на примере России).
-выявить перспективы миграции.
-построить прогноз миграции населения на 2012 год.
Введение
Глава 1. Теоретические основы международной миграции.
1.1. Основные виды и причины возникновения международной миграции рабочей силы.
1.2 Миграционная политика
Глава 2. Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов.
2.1. .Процесс миграции трудовых ресурсов и современные миграционные потоки.
2.2. Международная миграция как фактор демографического развития современной России.
2.3 Перспективы миграции и демографического развития России.
Глава 3. Разработка прогноза миграции населения
3.1 Разработка прогноза миграции населения методом интервью
3.2 Разработка прогноза миграции населения методом экстраполяции временного динамического ряда
Заключение
Список использованной литературы
Мировым сообществом признано необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы прежде всего входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.
На данный момент много глобальных учреждений и организаций (прежде всего ООН), а также различные региональные группировки занимаются проблемами, которые связаны с трудовой миграцией. Так. Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. [7]
Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.
Основные документы
Страны, которые импортируют трудовые ресурсы, испытывают потребность привлечения рабочей силы, поэтому они основывают иммиграционную политику в первую очередь на регулировании численности прибывающих мигрантов, а так же качественность их состава. А в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты 1, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении иммиграционной квоты учитывается потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
На практике иммиграционная квота, как правило, распределяется в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995 г. было принято следующее ее распределение: 71% - родственники граждан США, 20% — специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции (1996 г.) в США не только существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам.
Пример высоких требований к качеству прибывающих мигрантов это необходимость проходить процедуру признания документов об образовании, которые имеются у мигранта, наличие профессиональной подготовки, опыта работы по специальности. Возрастной критерий является одним из популярных критериев отбора. Он действует в пользу молодых претендентов.[2]
Так же мигранту предъявляют требования, по которым он должен иметь хорошее состояние здоровья, дополнительные профессиональные требования. Так же могут действовать ограничения личностного, психологического плана (например, мигранту, чтобы получить гражданство страны ЮАР, нужно иметь хороший приятный характер).
Известно, что в миграционной политике стран импортеров могут выражаться определенные льготы, предоставляемые мигрантам с целью привлечения в свою страну. Приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, решившие открыть свое дело в стране пребывания.
Если посмотреть с противоположной
стороны, среди направлений
Согласно определению
Большинство государств не препятствуют въезду тех категорий людей, которые необходимы данной стране. Список желательных иммигрантов различный, но обычно в нем содержатся люди следующих категорий:
Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
2.1 ПРОЦЕСС МИГРАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ
Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую, с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Процесс международной миграции, помимо экономических мотивов обусловливает также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Мигрантов можно разделить на несколько основных групп:
1)Мигранты, которые были легально допущены в страну. Особенность стран, которые традиционно принимают мигрантов. (80-90 гг. – период самого высокого уровня миграции).
2)Работники мигранты по
3)Нелегальные мигранты. Практически
все индустриальные страны
4)Лица, просящие политического
убежища. После 80 гг. численность
этой категории мигрантов
5)Беженцы. Большинство
Проведем анализ числа лиц, которые обратились с заявлением на временное убежище и получили его в России.[15]
Таблица 2.1
Люди, обратившиеся с заявлением на временное убежище (чел).
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 |
890 |
1104 |
1196 |
1829 |
2992 |
2864 |
2947 |
Таблица 2.2.
Люди, получившие временное убежище(чел)
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 |
184 |
275 |
402 |
797 |
2270 |
2135 |
2325 |
Таблица 2.3.
Доля лиц, получивших временное убежище в % от обратившихся с заявлением (чел.)
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 |
20,7 |
24,9 |
33,6 |
43,6 |
75,9 |
74.6 |
78.9 |
Рассматривая данные в таблицах, можно сделать вывод, что с каждым годом людей, просящих временное убежище, становится больше. Мы не будем считать 2012 г, т.к. статистика подсчитана только за первое полугодие. Доля лиц, получивших это убежище невелика. По словам Ручейкова В.К (начальник отдела Департамента иммиграционного контроля), Россия является весьма привлекательной в первую очередь для незаконных иммигрантов. После распада СССР и до настоящего времени государство, к сожалению, не смогло создать эффективную и надежную охрану государственных границ, четкий контроль за пребыванием иностранцев на территории страны, разумную визовую политику, то есть не смогла создать надежный заслон на пути незаконных эмигрантов. Таким образом, в настоящее время работа с лицами, ищущими убежище, и беженцами проходит в весьма неблагоприятной обстановке. В настоящее время контроль за пребыванием иностранных граждан утрачен. Автор согласен с его мнением, могу лишь добавить, что люди предпочитают чаще всего не обращаться заявлением, а просто нелегально находиться в стране.
Рис. 2.1. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, тыс. человек
Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается, оно превысило 1 млн. человек уже в 2006 году, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира (рисунок 2.1). Уже в 2006 году в результате смены приоритетов миграционной политики контролируемая составляющая миграции составила около 20% (а не 5%, как раньше). Уже за первые четыре месяца разрешение на работу получили примерно столько же мигрантов, сколько за весь 2006 год. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 6 до 8 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. В последнее время количество иностранцев, получающих разрешение на работу в России, ежегодно уменьшалось. Так, если в 2010 году по всей России оно составило 1 944 356 мест, то в этом году - 1 745 584 места. Распределяются мигранты по стране весьма неравномерно: половина сосредоточена в Центральном федеральном округе, 30% оседают в Москве. По официальной статистике, наибольшие квоты на иностранцев в региональном масштабе предоставляются также Санкт-Петербургу, Ямало-Ненецкому автономному округу, Тюменской и Сахалинской областям. Правительство России установило квоту на работу в 2012 году для 1,746 миллиона иностранных граждан, четверть из них является неквалифицированными рабочими. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции. Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% — в торговле, 10% — в промышленности, 7% — в сельском хозяйстве, 5% — в транспортной отрасли, 8% — в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.[5]
Потоки мигрантов по экономическим причинам всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. Но на протяжении времени точки притяжения мигрантов постоянно менялись. Приблизительное представление о масштабах миграции дают данные о количестве населения стран мира, родившегося за границей. Можно выделить следующие страны и регионы:
1.США, Канада и Австралия.
Т.к. США наиболее
2. Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны и прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР.
3. Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.
4. Другие развивающиеся страны.
Новый феномен 90-х гг. XX в. –
интенсификация трудовой
5. Новые индустриальные страны.
В связи с бурным развитием
этих государств Юго-Восточной
Азии туда значительно
Характерной особенностью современной миграции является то, что ее потоки состоят из двух направлений, и, следовательно, одно и то же государство может быть как страной-донором, так и страной-реципиентом. Например, Великобритания и США являются одновременно и одними из главных стран-реципиентов в мире, и донорами для отдельных государств.
Информация о работе Анализ и прогнозирование международной миграции рабочей силы