Анализ денежно-кредитной политики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, поставим и решим ряд следующих задач:
- изучим теоретические аспекты понятия денежно-кредитной политики;
- проанализируем денежно-кредитную политику в РФ на современном этапе развития экономических отношений;
- рассмотрим направления развития денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях кризиса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и виды денежно- кредитной политики 5
1.2 Цели и инструменты денежно- кредитной политики 9
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ 15
2.1 Особенности современной денежно-кредитной политики РФ 15
2.2 Сравнительный анализ денежно-кредитной политики РФ и зарубежных стран 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Файлы: 1 файл

Анализ денежно-кредитной политики в РФ.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

 

В 2010 и 2011 годах темпы  роста мировой экономики возрастут, однако по итогам периода 2009–2011 годов  они окажутся ниже, чем в 2006–2008 годах. Снижение инфляции в группе стран  – ведущих поставщиков товаров в Россию в 2010 и 2011 годах, по прогнозам, продолжится.

В условиях кризиса на финансовых рынках центральные банки  ведущих развитых стран осуществили  в 2009 году снижение процентных ставок. Соответственно, их среднегодовой уровень в 2010 году будет ниже, чем в предыдущем году. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику. В то же время остается высоким риск оттока капитала из России вследствие нестабильности на мировых финансовых рынках.

Цена на нефть на мировых  энергетических рынках является важнейшим  фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009-2011 годах, три из которых основываются на прогнозах Правительства Российской Федерации.

В рамках первого варианта, который рассмотрен дополнительно  к вариантам прогноза Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2009 году среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов США за баррель.

В рамках второго варианта в 2009 году предусматривалось развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель. В этих условиях положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 2 раза. Прирост валютных резервов замедлится.

В качестве третьего варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на российскую нефть снизится до 95 долларов США за баррель.

Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что  цена на российскую нефть в 2010 году составит 115 долларов США за баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте.

В соответствии с прогнозом  на среднесрочную перспективу предполагается, что цена на российскую нефть в 2011 году может составить: по первому  варианту 60 долларов США за баррель; по второму – 75 долларов США за баррель; по третьему – 88 долларов США за баррель; по четвертому – 122 доллара США за баррель. Эти условия будут благоприятными для развития российской экономики. В зависимости от варианта ВВП может расти в 2010 и 2011 годах темпами 5,5–7,1%, что выше ожидаемых темпов роста мировой экономики.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0–8,5%, в 2010 году – 5,5–7,0%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5,0–6,8% (из расчета декабрь к декабрю).

Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,2–8,0% в 2009 году, 4,5–6,2% в 2010 году и 4,5–6,1% в 2011 году.

Расчеты по денежной программе  на 2009–2011 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса, а также предполагаемой динамике цен на активы.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, в 2010 году темпы экономического роста могут быть ниже, чем в 2009 году, что отразится на темпах прироста трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемое существенное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов роста трансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при этом спрос на сбережения в национальной валюте. В результате действия этих факторов, а также учитывая предполагаемое замедление темпов роста цен на активы, темпы прироста спроса на деньги в 2010 году могут снизиться по сравнению с 2009 годом. Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 в 2009 году на 19–28%.

В 2010 и 2011 годах темпы  прироста спроса на деньги продолжат  замедление и могут составить 16–25% в 2010 году и 14–22% в 2011 году.

Денежная программа  на 2009–2011 годы представлена в четырех  вариантах, которые соответствуют  сценарным вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009‑2011 годы, рассматриваемым Банком России.

Принципиальное значение для реализации денежно-кредитной  политики будет иметь изменение  структуры источников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутренних активов (ЧВА).

Постепенный переход  к формированию денежного предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов (ЧМР) позволит, с одной стороны, более эффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а с другой – за счет уменьшения присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса.

В частности, при расчете  изменения чистого кредита федеральному правительству учтено планируемое предоставление субординированных кредитов кредитным организациям через Внешэкономбанк (Банк развития) на сумму 450 млрд. рублей за счет средств Правительства Российской Федерации. При этом в составе валового кредита банкам учтено поэтапное предоставление субординированного кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд. рублей.

При определении величины прочих неклассифицированных активов учтена прогнозируемая задолженность Внешэкономбанка (Банка развития) перед Банком России по средствам в иностранной валюте, выделяемым для обеспечения рефинансирования внешнего долга российских кредитных и нефинансовых организаций, образовавшихся до 25.09.2008 (до 50 млрд. долларов США).

Параметры денежной программы  не являются жестко заданными и могут  быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.

В условиях, заданных основными  макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса – к увеличению по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежно–кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политике и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

Основным проводником  денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который  в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение кредитования.

Для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.

Характеризуя инструменты  денежно-кредитной политики и их использование в среднесрочной перспективе можно отметить следующее.

Система инструментов денежно-кредитной  политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.

В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.).
  2. Банковское дело / под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 592с.
  3. Бекетов Н.В., Черная А.И. Денежно-кредитное регулирование в России: основные ориентиры // Финансы и кредит. – 2009. - №2(290). – С. 2-6.
  4. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки: конспект лекции. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 160с.
  5. Белоглазова Г.Н., Кровелецкая Л.П. Банковское дело. – СПб.: Питер, 2009. – 400с.
  6. Вдовиченко А.Г., Воронина В.Г. Правила денежно-кредитной политики Банка России. - М: EERC, 2008. - 56с.
  7. Галанов В.А. Основы банковского дела. – М.: Форум, 2009. – 288с.
  8. Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академический проспект, 2007. – 430с.
  9. Загородников С.В. Финансы и кредит. – М.: Омега-Л, 2008. – 288с.
  10. Казак А.Ю., Марамыгин М.С., Прокофьева Е.Н. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Экономистъ, 2007. – 656с.
  11. Казимагомедов А.А. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Экзамен, 2008. – 253с.
  12. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 544с.
  13. Коробкова Г.Г. Банковское дело: учебник для вузов. - М.: Экономистъ, 2005. – 751с.
  14. Костерина Т.М. Банковское дело. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. - 191с.
  15. Котляров М.А. Направления и перспективы реформы банковского регулирования в России // Финансы и кредит. – 2009. - №12(300). – С. 2-7.
  16. Котляров М.А. Статус Центрального банка РФ как элемент эффективного регулирования банковской деятельности // Финансы и кредит. – 2009. - №11(299). – С. 2-6.
  17. Купцов М.М. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Риор, 2008. – 144с.
  18. Лаврушин И.О. Банковские операции. – М.: КноРус, 2007. – 384с.
  19. Лаврушин И.О., Афанасьев О.Н., Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования. – М.: КноРус, 2007. – 256с.
  20. Лаврушин И.О., Валенцева Н.И. Банковские риски. – М.: КноРус, 2007. – 232с.
  21. Моисеев С.Р. Правила денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. – 2009. - №8(296). – С. 16-31.
  22. Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: ориентация на результат // Финансы и кредит. – 2009. - №26(314). – С. 2-8.
  23. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов. – М.: Центральный Банк РФ, 2008. – 41с.
  24. Рудская Е.Н. Финансы и кредит. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 570с.
  25. Челноков В.А. Эволюция денег, кредита и банков. – М.: Финансы и статистика, 2008. - 256с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Казак А.Ю., Марамыгин М.С., Прокофьева Е.Н. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Экономистъ, 2007. – 656с

2 Вдовиченко А.Г., Воронина В.Г. Правила денежно-кредитной политики Банка России. - М: EERC, 2008. - 56с

3 Коробкова Г.Г. Банковское дело: учебник для вузов. - М.: Экономистъ, 2005. – 751с

4 Коробкова Г.Г. Банковское дело: учебник для вузов. - М.: Экономистъ, 2005. – 751с

5 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов. – М.: Центральный Банк РФ, 2008. – 41с

6 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов. – М.: Центральный Банк РФ, 2008. – 41с

7 Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: ориентация на результат // Финансы и кредит. – 2009. - №26(314). – С. 2-8

8 Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: ориентация на результат // Финансы и кредит. – 2009. - №26(314). – С. 2-8

9 Котляров М.А. Статус Центрального банка РФ как элемент эффективного регулирования банковской деятельности // Финансы и кредит. – 2009. - №11(299). – С. 2-6

10 Казимагомедов А.А. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Экзамен, 2008. – 253с

11 Казимагомедов А.А. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Экзамен, 2008. – 253с




Информация о работе Анализ денежно-кредитной политики в России