Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, поставим и решим ряд следующих задач:
- изучим теоретические аспекты понятия денежно-кредитной политики;
- проанализируем денежно-кредитную политику в РФ на современном этапе развития экономических отношений;
- рассмотрим направления развития денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях кризиса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и виды денежно- кредитной политики 5
1.2 Цели и инструменты денежно- кредитной политики 9
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ 15
2.1 Особенности современной денежно-кредитной политики РФ 15
2.2 Сравнительный анализ денежно-кредитной политики РФ и зарубежных стран 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Денежная база в широком определении за I квартал 2010 г. сократилась на 1,6% (за IV квартал 2009 г. — увеличилась на 34,6%). В структуре денежной базы в широком определении доля наличных денег сократилась с 71,5% на 1.01.2010 до 69,3% на 1.04.2010, доля средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов увеличилась с 2,3 до 2,6%, на депозитных счетах — уменьшилась с 7,9 до 7,4%, в облигациях Банка России — возросла с 4,4 до 11,6% на соответствующие даты. Удельный вес средств кредитных организаций на корреспондентских счетах снизился с 13,9% на 1.01.2010 до 9,1% на 1.04.2010.9
Совокупные банковские резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за январь—март 2010 г. увеличились на 5,9%, а их средний дневной объем был равен 1708,5 млрд. руб. (в IV квартале 2009 г. — 1136,2 млрд. руб.)1. При этом требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования за I квартал 2010 г. сократились с 0,9 до 0,2 трлн. руб., их средний дневной объем составил 0,5 трлн. руб. (в IV квартале — 0,8 трлн. руб.).
Средства кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России за январь—март 2010 г. сократились на 35,6%. Их средний дневной объем за I квартал 2010 г. составил 519 млрд. руб., что ниже, чем в IV квартале (573,4 млрд. руб.).
В I квартале 2010 г. уровень ставок по межбанковским кредитам (МБК) на российском денежном рынке продолжал снижаться. Этому способствовали неоднократное снижение процентных ставок по операциям Банка России и сохранение значительного объема ликвидных рублевых средств кредитных организаций. Средняя ставка по размещенным российскими банками рублевым МБК сроком на 1 день в I квартале составила 4,2% годовых, понизившись по сравнению с аналогичным показателем предшествующего квартала (5,5% годовых).
В январе 2010 г. на протяжении большей части месяца наблюдался рост ставки MIACR по однодневным рублевым МБК, но она оставалась сравнительно низкой. Среднемесячный показатель ставки за январь снизился до 4,0% годовых (против 5,1% годовых в декабре 2009 г.). В феврале—марте 2010 г. ставка MIACR по однодневным рублевым МБК понизилась и существенно сузился диапазон ее колебаний. Среднемесячный показатель указанной ставки в феврале составил 3,8% годовых, в марте — 3,6% годовых.
Английская банковская система в начале, XX в. была двухуровневой и включала:
• на первом уровне: Банк Англии - центральный банк;
• на втором уровне:
депозитные банки (первый из них - The London & Westminster bank - был основан в 1834 г.), занимающиеся приемом денежных вкладов и выдачей краткосрочных ссуд предприятиям крупной торговли и аристократии под залог надежных ценных бумаг (государственных и др.), а также покупкой краткосрочных векселей, выдачей денежных ссуд на бирже;
кредитные и торговые банки, не принимающие вкладов и выполняющие практически только учредительские (спекулятивные) операции, а также выдающие экспортные кредиты;
кредитные посредники, представляющие собой, во-первых, вексельных маклеров, осуществляющих, главным образом, покупку векселей и перепродажу их банкам; во-вторых, фондовых маклеров, обеспечивающих посреднические услуги при заключении биржевых сделок; клиринговые дома.
В текущем столетии эта система изменилась незначительно. Сейчас в Великобритании выделяют следующие виды коммерческих банков.
Депозитные банки. К ним относятся наиболее крупные банковские монополии - клиринговые банки, доминирующие в депозитно-ссудных операциях внутри страны. Клиринговые банки - это банки «большой четверки» - Нэшнл Вестминстер бэнк (National Westminster Bank), Ллойдз бэнк (Lloyd's Bank), Мидлэнд бэнк (Midland Bank) и Барклейз бэнк (Barclay's Bank). Депозитные банки являются основой банковской системы Великобритании. Их часто называют розничными (retail banks). Они имеют около 15 тыс. отделений, их суммарный баланс превышает 200 млрд фунтов стерлингов.
Депозитные (клиринговые) банки принадлежат к числу универсальных, предоставляющих своим клиентам широкий выбор банковских операций и услуг. Однако при всей универсальности они имеют приоритеты в деятельности, специфические черты: определенный круг клиентуры, территориальную или отраслевую специализацию, свою концепцию развития и т.д.
Торговые банки. Они
действуют в сфере внешней
торговли и международных финансово-
Банки Содружества. В настоящее время насчитывается семь крупных британских заграничных банков.
Иностранные банки в Великобритании. Таких банков сейчас насчитывается около 450.
Консорциальные банки. В них участвуют, по крайней мере, две стороны, причем ни одна из них не имеет контрольного пакета акций.
Что же касается кредитных учреждений небанковского типа, то здесь в их состав включаются: страховые компании; учреждения, занимающиеся сберегательными операциями (ссудо-сберегательные ассоциации, взаимные сберегательные банки и др.); финансовые компании; кредитные, строительные кооперативы и строительные общества; пенсионные фонды, доверительные паевые фонды и др.
Банк Англии, обладая правом предоставления статуса банка различным финансовым корпорациям, имеет право аннулировать этот статус у многочисленных уже действующих банков.
Особое место в банковской системе страны занимают клиринговые банки. Свое название они получили потому, что заключили между собой соглашения о зачете взаимных требований (клиринговые соглашения). Клиринговые банки активно работают в системе зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через Лондонскую расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты между обычными банками и другими финансовыми организациями могут производиться только через клиринговые банки.
В Германий число кредитных институтов составляет свыше 4 тыс.. в том числе более 1 тыс. средних и мелких банков с годовым оборотом менее 100 млн ДМ. Эти кредитные институты имеют почти 45 тыс. филиалов, а всего в Германии насчитывается около 49 тыс. кредитных учреждений. При численности населения 80 млн человек каждое отделение банка обслуживает в среднем 1600 человек.
Двухуровневая структура банковской системы Германии включает:
• Дойче Бундесбанк (федеральный центральный банк);
• коммерческие (универсальные) банки;
• сберегательные банки;
• кооперативные центральные банки;
• кредитные кооперативы;
• банки специального назначения (государственные и частные ипотечные банки);
• почтовые, коммунальные и сберегательные банки;
• специализированные банки.
Центральный банк Германии - Дойче Бундесбанк, который имеет правление во Франкфурте-на-Майне, девять земельных центральных банков в качестве главных управлений и почти 200 главных отделений и филиалов. Центральный банк выступает как федеральное юридическое лицо публичного права и на 100 % принадлежит Федерации. Компетенцию и задачи Федерального банка определяет специальный закон.
Денежно-кредитная политика
Дойче Бундесбанка
Федеральный банк согласно предоставленному ему законом праву не обязан выполнять указания федерального правительства, но оказывает ему поддержку в проведении общей экономической политики.
Деятельность кредитных организаций регламентируется жесткими правовыми нормами. Параллельно с общими предписаниями гражданского, общественного права и специальными законами для отдельных банковских групп существует также закон о банковском деле.
В 1995 г. в Японии действовало около 6200 коммерческих финансово-кредитных организаций. Банковский бизнес возведен в Японии в ранг первейшей государственной важности. За послевоенный период в Японии не было отмечено ни одного случая несостоятельности или банкротства банка1, как результат политики государства в области банковского контроля и надзора, а также поддержки слабых банков. Следует подчеркнуть, что получить государственную лицензию на право осуществления банковских операций в Японии крайне сложно. Тем не менее дефицита банков в стране нет.10
Главные элементы банковской системы Японии - 11 крупных частных банков, которые здесь называют «городскими», 64 частных местных банка, функционирующих в масштабе одной префектуры, и три могущественных частных банка долгосрочного кредитования. Городские банки обслуживают в основном крупный бизнес, корпорации страны.
Неотъемлемая часть кредитной системы Японии -47 страховых компаний, которые аккумулируют огромные финансовые средства, используемые ими в основном для инвестиций в ценные бумаги, а также 220 фондовых компаний. Наличие компаний, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, - одна из главных особенностей банковской системы Японии, которая была построена по американскому образцу. В отличие от других стран мира действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга.
Японские специалисты обычно используют следующую классификацию кредитных организаций страны: а) Банк Японии (центральный банк); б) коммерческие банки; в) специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса, для сельского хозяйства, лесной и рыбной отраслей, прочие частные финансовые компании; правительственные кредитные учреждения; почтовые сберегательные кассы.
Особую роль в банковской системе играет Банк Японии, который был учрежден в 1882 г. как центральный банк. С момента создания Банка Японии единственное изменение его статуса произошло в 1942 г., когда был создан Совет по политике - высший орган для принятия управленческих решений. Членами Совета являются: управляющий банка, представители министерства финансов, агентства по экономическому планированию частного банковского бизнеса и промышленности.
Роль центрального банка закреплена законодательно в Законе о Банке Японии. Последний руководит банковской системой страны, включая и государственные банки. В Японии их насчитывается 11, точнее, два банка и девять банковских корпораций.
Коммерческие банки в Японии - основные банки (городские, региональные и иностранные) - выполняют широкой круг операций и услуг для своих клиентов (свыше 300 видов). В их числе: прием средств в депозиты (вклады до востребования и срочные); предоставление кратко-, средне- и долгосрочных ссуд малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти; финансовые и трастовые услуги, электронные услуги, брокерские услуги, операции с дорожными чеками и пр.
Представление о кредитной системе Японии будет неполным, если не отметить почтово-сберегательные кассы, которые призваны аккумулировать мелкие сбережения населения. Этой же сферой деятельности занимаются и гигантские городские банки, местные банки и др. Однако японские сберкассы при почтовых отделениях, как ни парадоксально, предоставляют индивидуальным клиентам гораздо больший набор услуг, чем частные банки, позволяют на более выгодных условиях человеку среднего достатка получать кредиты и хранить сбережения. Благодаря этому государственные почтово-сберегательные кассы, административно подчиняющиеся почтовому ведомству, смогли аккумулировать крупные финансовые ресурсы.
Швейцария - страна банков. На 1,5 тыс. жителей приходится один банк. В стране функционирует 140 филиалов (отделений) крупных иностранных банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500 банковских организаций.
Все швейцарские банки традиционно делятся на три основные группы:
• крупнейшие национальные банки - Юнион бэнк сф Свитцелэнд (Union Bank of Switzerland), Суисс бэнк корпорэйшн (Suiss Bank Corporation) и Суисс кредит бэнк (Suiss Credit Bank);
• кантональные, местные и сберегательные банки, в основном работающие с местными вкладчиками в своих регионах. Они предоставляют также ссуды и осуществляют расчетно-кассовые операции;
• частные банки, основной вид деятельности которых - управление инвестиционными портфелями.
Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства. Контроль за банками имеет трехступенчатую структуру и осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным Банком и Швейцарской банковской ассоциацией.
Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение Закона - защита интересов клиента.
В начале XX в. в США имелось не менее 5 тыс. эмиссионных (национальных) банков, каждый из которых обладал правом выпускать в обращение банкноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из национальных банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных банков (несмотря на то, что они не являлись законными платежными средствами). Банки находились под контролем особого департамента Казначейства, во главе которого стоял назначаемый Президентом США Контролер денежного обращения.11
Кредитная система США состоит из следующих основных элементов: банковской системы (Федеральной резервной системы - ФРС, выполняющей функции центрального банка страны; коммерческих банков; инвестиционных банков; сберегательных банков; ссудо-сберегательных ассоциаций) и небанковских кредитных институтов: почтовых сберегательных касс; финансовых компаний; кредитных кооперативов; страховых компаний; пенсионных фондов; фондов социального страхования; обществ взаимного кредита; институтов страхования депозитов и пр. В экономической литературе встречаются и иные классификации.
Американская банковская система имеет ряд уникальных особенностей в построении и организации ее работы.
Информация о работе Анализ денежно-кредитной политики в России