Анализ ассортимента, качества и обновления продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой элемент управления производством. Он выполняет множество функций в системе управления, и многообразие функций обусловливают его цель и задачи.
Роль экономического анализа состоит в том, чтобы обеспечить защищенность предприятия от кризисных, нестабильных условий в экономической среде, т.е. найти решения задач по выживанию в кризисных ситуациях, а также повысить статус предприятия (обеспечивается за счет грамотно выбранной стратегии развития на основе анализа альтернативных вариантов).

Оглавление

Введение3
Анализ ассортимента продукции5
Анализ качества продукции13
Анализ потерь от брака17
Анализ показателей обновления продукции22
Заключение26
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсовик по кэа.docx

— 87.05 Кб (Скачать)

Чем активнее структурные преобразования в организации, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменения конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.  
К основным причинам изменения структуры продукции можно отнести:

  • изменение спроса на продукцию различных категорий потребителей;
  • недостаточную обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;
  • нехватку персонала необходимых профессий и квалификаций;
  • стремление организации производить менее трудоёмкие и более высокорентабельные виды продукции.

Изменение структуры производства оказывает влияние на такие результирующие показатели, как объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

План выполнен по следующим видам продукции:

  • плащ женский - перевыполнен на 7,09%;
  • пальто мужское - перевыполнен на 4,96%;
  • пальто женское зимнее - перевыполнен на 2,68%.

План не выполнен по:

  •   пальто женское, демисезонное - на 4,36%;
  •   плащ мужской – на 3,08%.

Резерв роста объема выпуска продукции составляет:

190360-187650=2708т.р.

Фактический и плановый удельные веса продукции в общем выпуске продукции отражены на рис.1,2.

 

 

 

Рисунок 1. Фактический удельный вес в общем выпуске продукции.

Рисунок 2. Плановый удельный вес в общем выпуске продукции.

Наибольший плановый и фактический удельный вес в общем выпуске продукции занимает пальто женское, зимнее – 22%.

Наименьший плановый и фактический удельный вес в общем выпуске продукции занимает пальто женское, демисезонное – 19% и 18%, соответственно. И плащ мужской 19% и 18%, соответственно.

Из этого следует, что пальто женское, зимнее пользуется наибольшим спросом у покупателей, затем идет пальто мужское и плащ женский и на последнем месте пальто женское, демисезонное и плащ мужской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.АНАЛИЗ КАЧЕСТВА  ПРОДУКЦИИ

Важным показателем деятельности любого предприятия является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и поддержания позиций на рынке.

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

Качество продукции – совокупность свойств продукции способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойства качества продукции:

  • Надежность - способность выполнять основные функции с заданной эффективностью в заданном интервале времени.
  • Безопасность - электро- и пожаробезопасность, безвредность, то есть отсутствие выделения вредных для здоровья веществ.
  • Функциональные – способность выполнять основные функции, для которых предназначена продукция в заданных условиях.

  • Эргономичность - согласованность конструкции изделия с особенностями человеческого организма.
  • Экологичность - отсутствие воздействия на окружающую среду.
  • Экономичность - экономичность в расходе товара в виде материала, экономичность машин и приборов в расходе топлива и энергии.
  • Эстетичность - способность выражать художественный образ в чувственно воспринимаемым человеком признаках формы (характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенность исполнения и стабильность товарного вида изделия).

Показателем качества называется его количественная характеристика.

Задачи анализа качества продукции:

1. Характеристика качества  продукции по установленным показателям:

1.1.По соответствию национальным, мировым, техническим регламентам  таможенного союза.

1.2.По категориям (сортам, кондициям).

2.Изучение факторов влияющих  на качество продукции:

2.1.Качество материальных  ресурсов.

2.2.Трудовые ресурсы. Уровень  и квалификация персонала.

2.3.Степень изношенности  оборудования.

2.4.Оценка предпочтений  потребителя.

2.5.Организация качества продукции.

3.Оценка степени выполнения  плана по качеству; оценка динамики.

4.Расчет влияния качества  продукции на объем выпуска, объем  продаж, цены, себестоимость, прибыль.

На основании исходных данных (см.приложение) можно выполнить анализ качества продукции, рассчитать коэффициент сортности, индекс роста качества продукции, удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме его выпуска и сделать соответствующие выводы.

Таблица 2. Анализ качества продукции

Сорт продукции

Цена за 1п.м.,р

Выпуск продук.,тыс.пог.м

Стоимость выпуска,т.р.

Доля продукции,%

Абс.изменение доли прод,%

Измен.ср.цены за счет структуры, руб.

План

Факт

План

Факт

По цене первого сорта

План

Факт

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

40

10,8

12,2

432

488

432

488

28,65

32,80

4,15

1,66

2

30

16,5

15,4

495

462

660

616

43,77

41,40

-2,37

-0,71

3

15

10,4

9,6

156

144

416

384

27,59

25,81

-1,78

-0,27

Итого

-

37,7

37,2

1083

1094

1508

1488

100,00

100,00

0,00

0,68


 

 

Коэффициент сортности:

  • По плану = 1083/1508 = 0,72.
  • По факту = 1094/1488 = 0,74.

Чем ближе к единице коэффициент сортности, тем выше качество продукции.

Из этого следует, качество продукции по факту повысилось, т.к. коэффициент сортности вырос на 0,02.

 Индекс роста качества продукции =1,03 (0,74/0,72)

1,03*100= 103%

Изменение выпуска продукции по сортности в натуральном выражении:

1 сорт = 12,2-10,8=1,4тыс.пог.м.

2 сорт = 15,4-16,5 = -1,1тыс.пог.м.

3 сорт = 9,6-10,4 = -0,8 тыс.пог.м

Удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме его выпуска = 1488/1094*100 = 136,01%

В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию  выше плановой на 0,68 руб., а стоимость всего фактического выпуска – на 25,3 тыс. руб. (0,68 руб. 37,2 тыс.п.м).

Объем выпускаемой продукции в натуральном выражении остался на уровне прошлого года, а в стоимостном выражении произошло увеличение на 11 тыс. руб. (1094 - 1083) за счет изменения сортового состава выпускаемой продукции. Из расчетов видно, что увеличилась доля выпускаемой продукции первого сорта с 28,6 до 32,8% или на 4,15%, при этом снизился выпуск продукции второго сорта на 2,37%, и в меньшем объеме — продукции 3 сорта — на 1,78%. Коэффициенты сортности, рассчитанные в динамике, указывают, во-первых, на общее улучшение качества, рост коэффициента с 0,72% до 0,74%. Об указанной тенденции говорит и индекс роста качества продукции, он составляет 1,03. Во-вторых, значения коэффициентов сортности свидетельствуют об имеющихся резервах роста качества. Упущенные возможности предприятия в прошлом году оцениваются в 425 тыс. руб. (1508 - 1083) недополученной выручки от реализации, а в отчетном году до максимальной выручки от производства продукции высшего качества (сорта) не хватило 394 тыс. руб. Это резервы роста, которые должны учитываться при разработке производственной программы на будущий период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.АНАЛИЗ ПОТЕРЬ ОТ БРАКА

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Брак производства не является параметром (показателем) качества продукции, так как брак – это непроизводительные затраты. Бракованной является продукция, которая не может быть использована по назначению. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии, где изготавливался данный товар; если же предприятие, которое столкнулось с данной проблемой, своевременно не решило ее, впоследствии может понести убытки, потери от брака, а также может в значительной мере пострадать экономика предприятия.

Брак делится на исправимый и неисправимый. К исправимому браку относят изделия, затраты на исправление которых не превышают затрат по изготовлению новых (т. е. после дополнительных затрат). Неисправимый (окончательный) брак предполагает, что дополнительные затраты проводить невозможно или нецелесообразно.

Исправление брака приводит к удорожанию себестоимости продукции, снижению прибыли, а неисправимый брак – к снижению объема производства, повышению себестоимости и снижению прибыли.

По месту выявления брак делится на внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).

Затем выявляются причины снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения, центрам ответственности, разрабатываются мероприятия по устранению брака и повышению качества.

Основные причины снижения качества: низкое качество исходного сырья; низкий технический уровень основных фондов; низкий уровень организации и технологии производства; недостаточная квалификация рабочих; аритмичность производства

Предусматривается ряд причин брака в производстве[3]:

  • неверно была произведена документальная конструкция товара;
  • неисправность оборудования, инструментов на производстве;
  • небрежность и недоработка производителя; деформация товара при перевозке;
  • внешний вид товара не соответствует образцу;
  • дефекты товара скрытого значения (например, дефект раскрывается только при эксплуатации товара);
  • изначально сырье не соответствовало задуманному качеству товара;
  • халатность в работе и т. п.

Предприятие выплачивает покупателю затраты, которые он понес в связи с покупкой некачественного товара, также предприятие должно нести и транспортные расходы в связи с заменой покупателю бракованной продукции.

Также при анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака. Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

Стоимость годной продукции, которая была получена без брака, определяется фактическим объемом товарной продукции в плановых ценах, умноженным на долю окончательного брака производственной себестоимости. Анализ брака, обнаруженного на производстве, и рекламации желательно начинать изучать с причин их возникновения, это точнее определит размер израсходованных средств и затрат на обеспечение качества продукции.

На основании исходных данных (см.приложение, таблица 3) можно провести анализ потерь от брака(табл.3) и рассчитать абсолютный  размер брака, абсолютный  размер потерь от брака, относительный размер брака, относительный размер потерь от брака и сделать соответствующие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Анализ потерь от брака

Показатель, ден. ед.

Предыдущий год

Отчетный год

Абсол.изменение,тыс.р.

Относит.изменение,%

1

Себестоимость окончательного брака

20 000

24 000

4 000

20

2

Расходы по исправлению брака

10 000

7 500

-2 500

-25

3

Абсолютный  размер брака (с.1 + с.2)

30 000

31 000

1 000

3,33

4

Стоимость брака  по цене использования

6 000

6 500

500

8,33

5

Суммы, удержанные с лиц-виновников брака

-

1 500

-1 500

-

6

Суммы, взысканные с поставщиков

-

8 000

-8 000

-

7

Абсолютный  размер потерь от брака (с.3 - с.4 - с.5 - с.6)

24 000

14 700

-9 300

-38,75

8

Валовая (товарная) продукция по производственной себестоимости

400 000

420 000

20 000

5,00

9

Относительный размер брака (с.3 / с.8 · 100%)

7,5

7,5

0

0,00

10

Относительный размер потерь от брака (с.7 / с.8 · 100%)

6

3,5

-2,5

-41,67

Информация о работе Анализ ассортимента, качества и обновления продукции