Альтернативные теории фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Неоклассический вариант теории фирмы исходит из ее существования как из готовой предпосылки. Примером тому модели, в которых фирмы приобретают ресурсы на рынке, трансформируя их в продукты, которые, в свою очередь, реализуются на рынке.

Оглавление

Фирма в неоклассической теории………………………………3
2. Контрактная теория фирмы……………………………………..6
3. Теория принципала-агента………………………………………8
4. Альтернативные цели фирм……………………………………10
5. Модель самоуправляющегося предприятия…………………..13
6. Организация и обработка информации………………………..14
7. Список литературы……………………………………………..16

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика теория.docx

— 159.90 Кб (Скачать)

Конфликт между интересами собственников и менеджерами углубляется благодаря асимметрии информации. Поскольку управляющие находятся ближе к производству, они располагают большей информацией относительно положения дел фирмы.

Проблема оппортунистического (с точки зрения собственников) поведения  управляющих решается путем контроля за деятельностью менеджеров. Существует несколько проверенных практикой способов контроля и стимулирования такого поведения менеджеров, которое бы удовлетворяло интересам собственников. Однако ни один из способов не является панацеей.

К способам контроля за деятельностью управляющих относятся:

1)Деятельность совета  директоров (наблюдательного совета), однако этому препятствуют, во-первых, возможность конфликта интересов внутри совета директоров, во-вторых, неполнота информации о решениях менеджеров и их последствиях.

2) Решения общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров может регулярно заслушивать отчеты управляющих и выносить решения об их замене. Однако, этот способ мало эффективен при большом числе акционеров и нерегулярном созыве собраний.

3) Угроза банкротства фирмы, что может повлечь принудительную смену руководства.

4) Угроза слияния или поглощения. Сокращение прибыли из-за недобросовестного или недостаточно эффективного управления фирмой ведет к понижению стоимости ее акций, что облегчает их скупку другой фирмой.

5) Конкуренция на рабочем месте. Создание конкуренции на рабочем месте управляющего предполагает заключение с управляющими контракта, согласно которому размер денежного вознаграждения устанавливается в зависимости от соотношения результатов его работы с результатами работы менеджеров других подразделений

6) Денежные поощрения управляющих. Денежные поощрения управляющих возможны в виде денежных выплат за достижение менеджером поставленных собственником целей или в виде пакетов акций с целью превращения собственника-распорядителя в собственника-владельца.

7) Репутация менеджера. Увольнение недобросовестного менеджера, если такое происходит, сказывается на его репутации, что снижает его оценку на рынке управляющих и возможности получения хорошей должности в другой компании.

Таким образом, мы видим, что  фирма представляет собой сложное  экономическое образование с  большим разнообразием целей, вызванных  усложнением субъектов собственности, которые могут порождать конф-ликты внутри фирмы. Каждая из моделей фирмы и каждый подход к определению сущности фирмы помогают понять значимые стороны фун-кционирования современной фирмы, те ее стороны, которые не в состоянии объяснить традиционная микроэкономическая теория.

4. Альтернативные  цели фирм

1) Максимизация продаж или общей выручки. Предложена В.Баумолем -Модель Баумоля

Рис. 1. Модель Баумоля

Выпуск при максимизации прибыли будет меньше, чем выпуск при максимизации выручки

т.к. MR(Q1)>MR(Q2) => Q1<Q2

Для менеджеров снижение выручки  до объемов максимизации прибыли  не выгодно по следующим причинам:

1) Падение привлекательности  фирмы;

2)Потери дистрибьюторов  и сокращение каналов сбыта;

3) Снижение рыночной власти.

2) Модель Уильямсона

Подход Уильямсона принимает  ограничение прибыли по типу модели Баумоля. Модель Уильямсона основана на предпочтении расходов, в ней детально изучается дискреционное (дискреционный - действующий по своему усмотрению) поведение, проявляемое управляющими[2].

В рамках этой модели рассматриваются  следующие основные цели управляющих:

1) Жалование плюс другие  денежные вознаграждения;

2) Число сотрудников, подчиненных  данному управляющему и их  квалификация;

3) Контроль за инвестиционными расходами фирмы;

4) Привилегии - автомобили  компании, роскошные офисы, превосходящие  по затратам те, что необходимы  для работы фирмы. (Форма организационной  или управленческой слабины).

Все эти цели возрастают с увеличением размера фирмы. Модель сосредотачивает свое внимание на непосредственных целях управляющих.

Рисунок 2. Модель Уильямсона

Формально функция полезности Уильямсона содержит:

1) S - избыточные расходы на штат (pмакс - pА) - разность между максимальной и реальной прибылью pА

2) М - управленческую слабину  (pА - pR) - разница между реальной прибылью и объявленной (отчетной) прибылью, которая по существу поглощается управляющими в натуральной форме

3) I - дискреционные инвестиционные расходы - величина, превышающая те расходы, что необходимы для поддержания минимально допустимого для акционеров уровня прибыли pмин , I= (p-pmin-T)

Преследование этих целей  ограничено необходимостью сохранения приемлемого уровня отчетной прибыли. Это можно обобщить, пользуясь  приведенными обозначениями и Т - как общей суммы налогов:

где S=(pмакс - pА), M=(pА - pR), I=(p- pmin-T)

В добавление к объему выпуска Q управляющие могут выбирать S, которые определяют цену и реальную прибыль; М, которая определяет отчетную или объявленную прибыль, I - определяется однозначно, т.к. минимальная прибыль и уровень налогов заданы.

Модель решается подстановкой значений S, M, I в функцию полезности с последующим дифференцированием и приравниванием к нулю производных по Q, S, и M. Это показывает, что у такой фирмы будут более высокие расходы на штаты и большая управленческая слабина, чем у фирмы, максимизирующей прибыль.

Уильямсон сопоставил эти  модели, сведя результаты в таблицу

Переменная

Повышение спроса

Повышение ставки налога на прибыль

Повышение паушальной (целой) суммы налога

Модель Уильямсона

     

Объем выпуска

+

+

-

Расход на персонал

+

+

-

Отношение отчетной прибыли  к реальной прибыли

_

_

+

Модель максимизации прибыли

     

Объем выпуска

0

0

 

Расход на персонал

+

0

0

Отношение отчетной прибыли  к реальной прибыли

0

0

0

         

 

 

 

 

 

 

5. Модель самоуправляющегося  предприятия

Для работников, владеющих  фирмой, целью будет максимизация дохода на одного занятого. Если работники занимают доминирующее положение внутри фирмы (например, владея контрольным пакетом акций), политика фирмы также будет нацелена на максимизацию дохода, получаемого каждым работником фирмы. Рассмотрим подробнее, какими окажутся выпуск и цена фирмы в этом случае.

Пусть производственная функция  выпуска фирмы зависит от двух факторов - труда L и капитала К. Рассмотрим решение фирмы в краткосрочном периоде, предполагая, что предельная производительность труда снижается с ростом его использования. Будем также считать, что фирма действует на рынке совершенной конкуренции и не влияет на цену товара.

Доход одного работника составляет:

где Р - цена товара;

q - объем выпуска;

К - объем использования капитала;

г - ставка арендной платы за использование единицы капитала;

L - число работников фирмы (объем использования труда).

На рис. 3 представлена зависимость  общей выручки фирмы от числа  занятых. Фирма выбирает такой объем использования труда, который максимизирует чистую выручку (выручку за вычетом расходов

Рис. 3. Модель самоуправляющейся фирмы: выбор занятости на капитал), составляющую источник дохода трудового коллектива, на одного работника.

Графически чистая выручка  на одного занятого отражается тангенсом  линии, соединяющей точку на кривой общей выручки, с точкой общих  расходов на капитал.

Фирма максимизирует чистую выручку на одного занятого, когда  эта величина равна предельному  продукту труда в денежном выражении 

Второе условие максимума  обеспечивается действием закона снижения предельной производительности.

Рассмотрим, как фирма  реагирует на изменение рыночной цены. На рис. 4 показано, что повышение  цены товара вызовет снижение занятости  внутри самоуправляющейся фирмы, а следовательно, снижением объема предложения. Отсюда кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон.

Поведение самоуправляющейся  фирмы резко отличается от поведения  фирм, максимизирующих прибыль. Преобладание таких фирм в экономике могло бы дестабилизировать рыночное равновесие. Равновесие на рынке, где и объем предложения, и объем спроса снижаются с ростом цены, при определенных условиях может оказаться неустойчивым: при отклонении цены от равновесной на систему будут действовать силы, препятствующие возвращению рынка к равновесному состоянию.

6. Организация  и обработка информации

Одной из важнейших функций, которую выполняют хозяйственные  организации - это обработка и  производство информации.

Для пояснения этого тезиса кратко остановимся на некоторых  объяснениях природы наиболее распространенной хозяйственной организации - фирмы:

1) Существование фирмы  снижением уровня неопределенности  на рынке (Фрэнк Найт);

2) Трансакционные издержки являются основой для существования фирмы (немалую долю которых составляют информационные издержки) - (Рональд Коуз)

3) Фирма возникает для  снижения издержек оценки в  процессе экономической деятельности (Йорам Барцель).

В рыночной экономике обычно под основным информационным институтом понимается механизм цен, так как  вся экономическая информация получает свое отражение в ценах.

Современные экономические  исследования подтверждают тот факт, что информация, отраженная в ценах  является недостаточной, иногда возникает  в качестве побочного продукта информации другого типа, например о качестве, что наблюдается на рынках с несовершенной  конкуренцией.

Важнейшая функция экономической  организации - анализ и переработка  сложного комплекса информации о  своей среде. Этот анализ включает отбор и интерпретацию объективных данных, которые расширят пространство возможных решений.

Все виды информации, с которыми сталкивается организация, можно разделить  на получаемую извне, а также внутреннюю информацию, которая характеризует  отношения между участниками  организации. (См. подробнее К. Менар. Экономика организаций. М., 1997.)

Хотя возникновение организации  обычно рассматривается через призму провалов ценового механизма (рынка), экстерналий и экономии на трансакционных издержках, в действительности, внутри многих фирм применяются многие различные системы цен в целях обеспечения координации внутри организации. Для этого воссоздаются различные механизмы рынка внутри организации путем применения различных способов финансового контроля, измерения качества работы, а также трансфертных цен для сделок, осуществляемых между отдельными структурными подразделениями организации.

Трансфертные цены - это цены, используемые в операциях между подразделениями одной фирмы.

Трансфертные цены (пример, различные стадии производства бензина) не влияют на общую прибыль корпорации, однако они могут сказываться  на показателях деятельности различных  подразделений. Неверно выбранные  трансфертные цены могут приводить  к принятию ошибочных решений  внутри корпорации.

Чаще всего при определении  трансфертных цен фирмам приходится полагаться на калькуляцию издержек. При наличии стандартного рынка  аналогичного товара стандартные цены устанавливаются с помощью рыночных.

фирма прибыль цена

 

Список  литературы

  1. Антипин В.И, Белоусов И.Э., Бубликов Р.В.[и др.], учеб: Экономическая теория/ под. ред. И.П. Николаевой.- 2-е изд., переработ. И доп.- М.:ТК Велби, издательство. Проспект, 2008. -576с.
  2. Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы / Пер. с англ. - М.: Бином, 1998. - 544с.: ил.
  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе./ М.Блауг- М.: Дело, 1994.-688с.
  4. Вэриан Х.Р., Микроэкономика, промежуточный уровень. Современный подход. Москва, Юнитию.,1997.
  5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика Т.1,2. СПб: Экономическая школа.,1994.
  6. Демин А.А. Фирма как экономический институт рыночной экономики // Экономическая теория на пороге ХХI в. / Под ред. Ю. М. Осипова. – М.: «Юрист». – 1998. – Т. 2. – С. 537–542.
  7. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/ ред. д.э.н., проф. А.А. Аузан. – М.: ИНФРА- М, 2005.-416с.
  8. Ковзик А.Н. Критика методологии неоклассического анализа конкуренции // Политическая эко-номия. – 1987. – Вып. 15. – С. 137–146.
  9. Коуз Р. Природа фирмы/ Р. Коуз// Вехи экономической мысли. Т.2.: Теория фирмы/ ред. В.М. Гальперин.- СПб.: Экономическая школа, 2000.
  10. Коуз Р. Фирма, рынок и право/ Р.Коуз; науч. ред. Р.Капелюшников, пер. с англ. Б.Пинскер.- М.: «Дело ЛТД» при участии изд-ва «Catallaxy», 1993.-192с.
  11. Нельсон Р.Р. Почему фирма отличается друг от друга и какое это имеет значение // Уроки орга-низации бизнеса / Под общ. ред. А. А. Демина, В. С. Катько. – СПб.: Лениздат, 1994. – С. 83–85.

Информация о работе Альтернативные теории фирмы