Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:38, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность избранной темы подтверждает и то, что акционерная форма вложения средств в предпринимательскую деятельность с целью получения дохода в силу ряда причин весьма привлекательна для юридических и физических лиц: Во-первых, став акционерами, они получают возможность получать дивиденды. Во-вторых, предпринимательская деятельность всегда рискованна, существует опасность потерять все или часть имеющихся у акционерного общества средств. Акционеры же, рискуют только в пределах средств, затраченных ими на приобретение акций.
Оглавление
Введение 3-5 Глава 1. Правовые аспекты функционирования акционерных обществ в Российской Федерации (Общие положения об АО по действующему гражданскому законодательству) 1. Историко-правовые аспекты развития акционерных обществ 5-14 2. Правовое положение акционерного общества по Российскому законодательству 15-17 3. Понятие акционерного общества 18-20 Глава 2. Управление в АО 1. Общие положения об управлении в АО 20-25 2. Основы управления и органы управления акционерного общества 26-37 Заключение 38-39 Список используемой литературы 41-43
Надо отметить, что еще совсем
недавно (8-10 лет назад) даже понятия "корпорация"
было чуждым отечественной (советской)
экономической и правовой мысли, науке
и лексике.
Только с начала 90-х годов термин
"корпорация" и сопутствующий ему
перечень правовых понятий начал проникать
в российскую деловую практику, употребляться
поначалу на страницах первых новаторских
словарей. Среди взглядов на понятие корпорации
можно выделить следующий:
Корпорация (от лат. – объединение,
сообщество) – объединение, союз предприятий
или отдельных предпринимателей (как правило,
на основе частно-групповых интересов),
одна из основных форм предпринимательства.
Как видно из понятия, при всем
понимании важности корпораций и несовпадении
объемов понятий "корпорация" и "акционерное
общество", самим акционерным обществам
в этих публикациях внимания все-таки
уделяется мало.
Что же касается корпоративного
управления – явления и понятия весьма
перспективного, то о нем в отечественной
монографической и справочной литературе
речи пока не идет. И, разумеется, этот
пробел надо безотлагательно восполнять.
Ведь именно проблематика корпоративного
управления сейчас все больше выдвигается
на первый план, определяя стратегию развития
АО и тактику их повседневной деятельности.
Тем более, что теперь актуальность этой
проблематики возрастает в связи с образованием
и развитием ФПГ.
Исследователи разных стран
делают попытку определить, что есть корпоративное
управление, описать формы корпоративного
управления в разных странах, а также высказать
свои предложения по поводу того, какие
из этих форм могут быть приемлемы для
стран Центральной и Восточной Европы.
Как правило, главной является мысль об
отсутствии единой модели корпоративного
управления в странах с рыночной экономикой.
Кроме того, переход стран данного региона
от систем командной экономики к рыночной,
как показала практика, не происходит
по единому образцу. Существует целый
набор различных моделей корпоративного
управления, из которого можно выбрать
наиболее соответствующие.
Так, например, характеризуя
суть и своеобразие корпоративного управления,
Колин Мейер подчеркивает, что система
корпоративного управления представляет
собой организационную модель, с помощью
которой компания представляет и защищает
интересы своих инвесторов. Данная система
может включать в себя многое: от совета
директоров до схем оплаты труда исполнительного
звена и механизмов объявления банкротства.
Тип применяемой модели зависит от структуры
компании, существующей в рамках рыночной
экономики, и отражает сам факт разделения
функций владения и управления современной
корпорацией.
Корпоративная форма бизнеса
– явление сравнительно новое, которое
возникло как ответ на определенные требования
времени.
Говоря юридическим языком,
корпорация есть организация лиц, обладающая
как самостоятельный экономический субъект
определенными правами, привилегиями
и обязательствами, которые отличаются
от прав, привилегий и обязательств, присущих
каждому члену корпорации в отдельности.
Наиболее привлекательными для инвесторов
являются четыре характеристики корпоративной
формы бизнеса: самостоятельность корпорации
как юридического лица, ограниченная ответственность
индивидуальных инвесторов, возможность
передачи другим лицам акций, принадлежащих
индивидуальным инвесторам, а также централизованное
управление.
Наш взгляд, с точки зрения права,
термин «корпоративное управление –означает
систему правоотношений между собственниками
(акционерами) предприятия и теми, кто
ими управляет, то есть менеджерами.
Основываясь на международном
опыте, можно утверждать, что главная функция
корпоративного управления – обеспечить
работу компании в интересах акционеров,
предоставивших компании финансовые ресурсы.
Хотя данное положение и представляется
достаточно простым, оно скрывает в себе
целый ряд сложных и важных вопросов акционерного
права и корпоративного управления.
В самом деле, если корпорацию
составляют разные по типу группы акционеров
(крупные и мелкие, держатели обычных и
привилегированных акций), то должны ли
быть отдельно представлены и права этих
групп?
Или другой пример. Финансирование
деятельности корпораций осуществляется
как за счет внешнего долга, так и за счет
акционерного капитала, что предполагает
различия интересов кредиторов компании
и владельцев акционерного капитала. В
связи с этим: должны ли быть представлены
в системе корпоративного управления
обе эти категории?
Наконец, акционерный и заемный
капитал представляют лишь один из типов
инвестиций, а именно финансовый капитал.
В то же время другие участники деятельности
компании инвестируют другие формы капитала,
например, работающие по найму сотрудники
вкладывают "человеческий капитал".
Должна ли система управления корпорацией
учитывать интересы и данной группы инвесторов?
По нашему мнению, в настоящее
время созданы необходимые юридические
(правовые) предпосылки для нахождения
ответов на эти вопросы. Проблема состоит
в том, чтобы научиться эффективно применять
предлагаемые решения, а это требует вдумчивого
программирования (организации) такой
работы.
Говоря о развитии взглядов
на корпоративное управление в России,
отметим, что в настоящее время в Государственной
думе идет процедура по принятию Кодекса
корпоративного поведения. Принятие такого
рода документа давно назрело в России.
Согласно проекту Кодекса, "Корпоративное
поведение" – широкий термин, охватывающий
разнообразные действия, связанные с управлением
хозяйственными обществами. Корпоративное
поведение хозяйственных обществ влияет
на экономические показатели их деятельности
и на их способность привлекать капитал,
необходимый для экономического роста.
Совершенствование корпоративного поведения
в Российской Федерации – важнейшая мера,
необходимая для увеличения притока инвестиций
во все отрасли российской экономики как
из источников внутри страны, так и от
зарубежных инвесторов.
Кодексы корпоративного поведения
появились в начале 1990-х годов в странах
с наиболее развитыми рынками капитала:
в Англии, США и Канаде. Кодексы регулировали
практику корпоративного поведения, в
частности, вопросы обеспечения интересов
акционеров и подотчетности директоров
и руководства компаний. С тех пор государственными
органами и неправительственными организациями
многих стран изданы кодексы корпоративного
поведения, методические руководства
и рекомендации. Такие кодексы существуют
как в странах с наиболее развитыми рынками
капитала, так и в странах экономики переходного
периода, аналогичных России, а также в
развивающихся странах.
Российское законодательство
об акционерных обществах находится в
состоянии постоянного развития. В настоящее
время в российских нормативных актах
уже нашли отражение большинство общепризнанных
принципов корпоративного поведения.
Основные проблемы корпоративного
поведения связаны не столько с качеством
законодательства, сколько с отсутствием
длительной практики корпоративных отношений,
в связи с чем традиции корпоративного
поведения еще только формируются. В одних
случаях незнание требований законодательства,
вызванное его относительной новизной,
а в других – полное пренебрежение этими
требованиями, не позволили в полной мере
ввести в жизнь те нормы корпоративного
поведения, которые эти правовые акты
призваны установить.
Положения такого Кодекса не
являются обязательными для исполнения,
но содержат стандарты наилучшей практики
корпоративного поведения, которым рекомендуется
следовать обществам с числом акционеров
1000 и более.
Как показывают последние слушания
в Государственной думе Российской Федерации,
в части пожеланий представителей российского
бизнеса, практическое применение положений
Кодекса в будущем требует детального
изучения и корректировки. По результатам
слушаний выработаны рекомендации органам
законодательной и исполнительной власти
по совершенствованию законодательной
базы, регулирующей сферу корпоративного
управления. В частности, президенту РФ
было рекомендовано взять под контроль
деятельность соответствующих федеральных
органов по развитию и совершенствованию
корпоративного управления.
Данный Кодекс разрабатывает
ФКЦБ. 12 октября 2001 года в Думе на парламентских
слушаниях этот вариант кодекса подвергся
резкой критике со стороны бизнеса и Минэкономики.
Как отмечают отдельные исследователи,
в связи отсутствия такого документа,
Российский бизнес страдает от некачественного
корпоративного управления: «проблемы
и законодательные пробелы есть во всех
сферах: в сфере управления собственностью,
в отношениях с финансово заинтересованными
лицами, в вопросах структуры и процедур
работы советов директоров. Все это плюс
финансовая непрозрачность многих АО
отпугивает инвесторов. Однако бизнес
зачастую не спешит избавится от этих
недостатков - ведь кому-то это бывает
выгодно».
Собственно, улучшать качество
корпоративного управления можно, внося
поправки во многие законы, в т. ч. в законы
"Об акционерных обществах" и "О
рынке ценных бумаг". Однако есть проблемы
взаимоотношений в бизнесе, а также между
бизнесом и обществом, в т. ч. морально-этического
характера, которые плохо поддаются законодательному
урегулированию. Они-то и должны быть решены
в кодексе.
Председатель ФКЦБ Игорь Костиков
заявил: "Представленный проект кодекса
- это основная база эволюции корпоративных
отношений в российских компаниях".
Эту базу было предложено утверждать законом.
С принятием Кодекса может возникнуть
множество проблем.
Во-первых, в силу того, что,
сейчас граница между законодательным
регулированием и саморегулированием
корпоративных отношений весьма размыта
и кодекс в виде закона будет практически
невыполнимым.
Во-вторых, Кодекс должен быть
менее рекомендательным, иначе возникает
искушение "толковать кодекс как будет
угодно".
Говоря о современном отношении
к Кодексу, нужно привести мнение и корпораций.
Так, член правления РАО «ЕЭС» Александр
Колесников заявил, что "директивно-обязательный"
кодекс корпоративного поведения российским
компаниям не нужен. А именно такой получился
у ФКЦБ. Он пояснил, что решить проблему
обеспечения баланса интересов не только
менеджеров и акционеров, но и различных
групп акционеров между собой с помощью
универсального документа нельзя. "Этот
клубок проблем может быть решен только
индивидуально", - подчеркнул он.
На наш взгляд принятие такого
документа в нашей стране крайне необходимо.
Как покажет дальнейшее исследование,
действующее законодательство далеко
не совершенно в содержании норм корпоративного
управления.
2.2 Основы управления
и органы управления акционерного общества
Характерной чертой любого
акционерного общества следует считать
разделение функций владения и управления.
Отсюда общая для всех АО принципиальная
схема управления. Как самостоятельное
юридическое лицо АО является собственником
своего имущества. Однако управляют этой
собственностью акционеры - собственники
не имущества, а ценных бумаг (акций).
Одна из основных функций акционеров
- создание органов управления АО. Структура
этих органов различна. В Великобритании,
например, существует двухзвенная система
управления, в Германии - трехзвенная,
а во Франции применяются обе модели.
Европейский Союз после многих
лет дискуссий, имеющих целью установление
единых норм, регулирующих структуру управления
АО, рекомендует введение трехзвенной
системы. Вместе с тем государства - члены
Европейского Союза могут передавать
вопрос о структуре управления на усмотрение
самих компаний.
В России установлена обязательная
трехзвенная система управления: общее
собрание акционеров - совет директоров
(наблюдательный совет) - исполнительный
орган (единоличный или коллегиальный).
Итак, перейдем непосредственно
к рассмотрению системы органов управления
акционерного общества.
Высшим органом управления
акционерного общества является общее
собрание акционеров.
Рассмотрим собрание акционеров
с точки зрения его состава, который условно
можно разделить на три группы:
1. Акционеры, приобретающие
акции в целях перепродажи, получения
дохода, которых с компанией их
связывает чисто денежный интерес.
Это мелкие акционеры, каждому
из которых принадлежит небольшая
доля собственности. Единственная
забота такого акционера состоит
в том, чтобы эта доля принесла
ему как можно больше денег.
При возможности увеличения дохода
он продает акции и вкладывает
деньги в более выгодные ценные
бумаги.
2. Акционеры-работники предприятия
(включая администрацию, интересы
которой могут расходиться с
интересами остального персонала).
Интересы работника предприятия,
как правило, не замыкаются на
дивиденде. Ему совсем небезразлична
судьба предприятия, от которой
зависит его заработная плата,
получение ряда социальных льгот и даже
социальный престиж. Побудительный мотив
работника представляет собой сочетание
мотивов денежного вознаграждения и солидаризации
с целями фирмы. Вместе с тем работники-владельцы
акций скорее держатели и распорядители,
чем ответственные собственники. В массе
своей они не способны дать объективную
оценку деятельности руководства АО. Поэтому
при принятии решений они руководствуются
не расчетом, а эмоциями.
3. Крупные акционеры, покупающие
акции из предпринимательских
соображений. Один и тот же
инвестор в одних случаях приобретает
предприятие (или ряд предприятий)
с тем, чтобы развивать производство,
в других - налаживает управление,
санирует предприятие, а затем
продает, в третьих - покупает пакет
акций в целях перепродажи. Но
в каждом конкретном случае
инвестор выступает в весьма
определенной роли. И в процессе
приватизации или продажи крупного
пакета акций эта роль должна
учитываться, исходя из интересов
государства.
Влияние указанных категорий
акционеров на решения, принимаемые собранием,
различно в зависимости от распределения
между ними акций.
Компетенция акционерного общества
исчерпывающим образом определена в Федеральном
законе РФ "Об акционерных обществах"
в главе VII Закона «Общее собрание акционеров».
Оно не вправе принимать решения по вопросам,
которые выходят за рамки этой компетенции,
и, следовательно, не может рассматривать
вопросы, относящиеся к ведению совета
директоров или исполнительного органа.
Как отмечает, Е. Тарконовский, в этом преимущество
современного законодательства, ликвидировавшего
один из крупнейших недостатков ранее
действовавшего законодательства, в котором
отсутствовало четкое разделение компетенции
между различными органами АО.