Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом.
Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют экологические знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности. Но важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению: выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух, вода, растения, животные); систематизируются и расширяются знания об охране природы; раскрывается роль природы в жизни человека; систематизируются представления о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям этот материал становится доступнее для младших школьников.
2. В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружавшую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения и окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому,что это чей-то труд, но еще и потому,что затрачены материалы, взятые из природы.
Процесс формирования у учащихся начальных классов экологических знаний длительный и многоплановый - это сложный процесс восприятия, абстрагирования и обобщения, образование понятий, раскрытие закономерных связей и явлений и т.д. Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологического образования в начальной школе, одним из которых является экскурсия.
3. Для определения уровня сформированности экологических знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» нами было проведено исследование на базе МОУ "Лицей № 11 г. Йошкар-Олы им.Т.И.Александровой" РМЭ. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста 2в класса, в количестве 24 человек.
Для установления уровня сформированности экологических знаний младших школьников по «Окружающему миру» учащимся были предложены тестовые задания. В результате исследования уровня сформированности экологических знаний обучающихся 2в класса было выявлено, что высокий уровень сформированности экологических знаний показали 21% учеников класса, средний уровень сформированности экологических знаний показали 46% учеников класса, низкий уровень сформированности экологических знаний показали 33% учеников класса.
Таким образом, мы определили, что уровень сформированности экологических знаний обучающихся 2в класса в основном средний и низкий. В процессе анализа результатов исследования были выявлены основные пробелы в знаниях учащихся, а также сделан вывод о том, что необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы ознакомления детей с природой, в частности экскурсии.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что использование экскурсий будет способствовать формированию экологических знаний младших школьников, доказана. Цели и задачи исследования достигнуты.
Приложение 1
Тест по предмету «Окружающий мир»
Часть 1
1.Укажи,что относится к живой природе.
А) почва
Б) рыбы
В) человек
Г) растения
Д) осадки
Е) воздух
1) АБВ 2) АДЕ 3) БВГ 4) ГДЕ
2.Укажи, какую горную
породу образуют полевой шпат,
1) кремень
2) мрамор
3) известняк
4) гранит
3.Укажи транспорт,который не является специальным.
1) скорая машина
2) пожарная машина
3) трамвай
4) милицейская машина
4.Укажи культурное растение.
1) незабудка
2) крыжовник
3) берёза
4) крапива
5.Укажи растение,которые относятся к кустарникам.
1) Растения,у которых от корня отходит один толстый стебель — ствол.
2) Растения, у которых стебли мягкие и сочные.
3) Растения, у которых один стебель твёрдый и одревесневший.
4) Растения, у которых несколько довольно тонких стеблей-стволиков.
6.Укажи место, где река впадает в другой водоём.
1) устье
2) приток
3) исток
4) русло
7.Укажи внутренний орган, который всё время сжимается и разжимается, при этом непрерывно гонит в сосуды кровь.
1) кишечник
2) лёгкие
3) сердце
4) мозг
8.Укажи профессию,которая относится к торговле.
1) кассир
2) шофёр
3) пчеловод
4) кузнец
Часть 2
9.Какая птичка достаёт себе пищу подо льдом?
Ответ:________________________
10.Как называется граница горизонта,где небо как бы сходится с земной поверхностью?
Ответ:________________________
Часть 3
Определи, о каком времени года идёт речь.
Солнце уже высоко не поднимается, дни становятся короче, а ночи длиннее. Вот уже и реки,озёра,пруды сковал лёд,замёрзла почва. Вся земля покрыта мягким, воздушным,снежным одеялом. Почти каждый день дуют холодные ветры. Часто можно наблюдать снегопады и метели. Погода стоит морозная.
Ответ:________________________
ВАРИАНТ 2
Часть 1.
1.Укажи, что относится к неживой природе.
А) рыбы
Б) облака
В) птицы
Г) насекомые
Д) водоёмы
Е) камни
1) ГДЕ 2) АВГ 3) АБВ 4) БДЕ
2.Укажи явление природы,
1) похолодание
2) появление проталин
3) увядание трав
4) замерзание водоёмов
3.Укажи, от какой отметки на термометре следует вести отчёт температуры воздуха.
2) от нижнего деления
3) от нулевой отметки
4) не имеет значения
4.Укажи дикорастущее растение.
1) осока
2) жимолость
3) пшеница
4) яблоня
5.Укажи группу, в которой перечислены только деревья.
1) зверобой, ромашка, клён
2) брусника, черника, голубика
3) рябина, яблоня, сосна
4) можжевельник, смородина, пион
6.Укажи искусственный водоём.
1) река
2) водохранилище
3) озеро
4) океан
7.Укажи предмет,которым могут пользоваться все члены семьи.
1) полотенце
2) расчёска
3) зубная щётка
4) шампунь
8.Укажи группу, в которой
перечислены только
1) институт, концертный зал, театр
2) лицей, школа, университет
3) гимназия, библиотека, музей
4) библиотека, музей, цирк
Часть 2
9.Что теряет лось каждую зиму?
Ответ:________________________
10.Как называется прибор
для определения сторон
Ответ:________________________
Часть 3
11.Определи, о каком времени года идёт речь.
По высокому голубому небу медленно и плавно плывут белоснежные лёгкие облака. С каждым днём становится теплее и теплее. Тает снег,журчат по дорогам ручьи, появляются первые проталинки, на реках начинается ледоход. А осадки теперь выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки, зацветают первоцветы.
Ответ:________________________
Информация о работе Взаимо связь между природой и экскурсиями