Взаимо связь между природой и экскурсиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом.

Файлы: 1 файл

окр.мир.docx

— 92.78 Кб (Скачать)

Экскурсии имеют  большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют экологические знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют  на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению природы  позволяет  на  экскурсиях обучать  учащихся  ориентироваться  на  местности,  наблюдать,   сравнивать, устанавливать связи  между  наблюдаемыми  предметами  и  явлениями  природы, способствуя  формированию  навыков  самостоятельного   изучения   окружающей действительности. Но важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению: выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух, вода, растения, животные); систематизируются и расширяются знания об охране природы; раскрывается роль природы в жизни человека; систематизируются представления о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям этот материал становится доступнее для младших школьников.

2. В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружавшую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения и окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому,что это чей-то труд, но еще и потому,что затрачены материалы, взятые из природы.

Процесс формирования у учащихся начальных классов экологических знаний длительный и многоплановый - это сложный процесс восприятия, абстрагирования и обобщения, образование понятий, раскрытие закономерных связей и явлений и т.д. Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологического образования в начальной школе, одним из которых является экскурсия.

3. Для определения уровня сформированности экологических знаний младших школьников  по предмету «Окружающий мир» нами было проведено исследование на базе МОУ "Лицей № 11 г. Йошкар-Олы им.Т.И.Александровой" РМЭ. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста 2в класса, в количестве 24 человек.

Для установления уровня сформированности экологических знаний младших школьников  по «Окружающему миру» учащимся были предложены тестовые задания. В результате исследования уровня сформированности экологических знаний обучающихся 2в класса было выявлено, что высокий уровень сформированности экологических знаний показали 21% учеников класса, средний уровень сформированности экологических знаний показали 46% учеников класса, низкий уровень сформированности экологических знаний показали 33% учеников класса.

Таким образом, мы определили, что уровень сформированности экологических знаний обучающихся 2в класса в основном средний и низкий. В процессе анализа результатов исследования были выявлены основные пробелы в знаниях учащихся, а также сделан вывод о том, что необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы ознакомления детей с природой, в частности экскурсии.

Следовательно, гипотеза исследования о том, что  использование экскурсий будет способствовать формированию экологических знаний младших школьников, доказана. Цели и задачи исследования достигнуты.

Список  использованной литературы

 

  1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аквилеева, З. А. Клепинина. − М.: Владос, 2006. − 240с.
  2. Алексеев, С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С.В. Алексеев, Л.В. Симонов //Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 16-23.
  3. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования (Стандарты второго поколения) / Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова.  – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
  4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.; под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  5. Афанасьев, Ю.Н. Об универсальном знании и новой образовательной среде / Ю.Н. Афанасьев. - М. Изд. РГГУ, 1999. -55с
  6. Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / В.М. Бакулин // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.
  7. Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования / В.Ф. Базарнов. - Томск, 1997. - 65 с.
  8. Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / Ю.А. Барышева // Начальная школа. - 2009. - №7. - С.36-40.
  9. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
  10. Блохина, С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста / С.Н. Блохина. - Благовещенск, 2001. – 87 с.
  11. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Е. В. Григорьева.− М.: Владос, 2007. − 260с.
  12. Гузеев, В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) / В.В. Гузеев // Школьные технологии. - 2002. - №4. - С.49-57.
  13. Жестова, Н.С. Проведение экскурсии в лес / Н.С. Жестова // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С.30-34.
  14. Зверева, М.В. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / М.В. Зверева. - М.: Педагогика, 2003. – 132 с.
  15. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева // Начальная школа плюс и минус. - 2000. - №8. - С. 9-15.
  16. Казанский, Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах /Н.Г. Казанский – М.: Гардарики. 2007 – 217 с.
  17. Казаренков, В.И. Основы педагогики: Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников / В.И. Казаренков. − М.: Логос, 2003. − 96с.
  18. Коваленко, Л.В. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе / Л. В. Коваленко. − М.: Слово, 2002. − 120с.
  19. Козина, Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» / Е. Ф. Козина. − М.: Академия, 2007. − 312с.
  20. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Г.И. Колесникова // Начальная школа.– 2008. - №6. - С. 50-52.
  21. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
  22. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.18-22.
  23. Мельчаков, Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. – М.: 2004 – 167 с.
  24. Миронов, Д.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / Д.В. Миронов. − М.: Знание, 2002. − 168с.
  25. Нурминский, И.И. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся / И.И. Нурминский, Н.К. Гладышева. - М. Педагогика, 2008. - 224 с.
  26. Пакулов, В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В. И. Кузнецова. − М.: Просвещение, 1999. − 240с.
  27. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 637 с.
  28. Петросова, Р.А. Естествознание и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова. − М.: Слово, 2000. − 124с.
  29. Плешаков, А.А. Экологические проблемы и начальная школа / А.А. Плешаков // Начальная школа. - 2001. - № 5. - С.2-8.
  30. Подласый, И.П., Педагогика: Новый курс: В 2 кн./ И.П. Подласый. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил. - Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.
  31. Хафизова, Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников / Л.М. Хафизова // Начальная школа. − 2009. − №3. − C. 33-34.
  32. Холомкина, А.И. Осенняя экскурсия в парк / А.И. Холомкина // Начальная школа. - 2004. - № 9. - C.63-65.

Приложение

Приложение 1

Тест  по предмету «Окружающий мир»

                                         ВАРИАНТ 1.

Часть 1

1.Укажи,что относится к живой природе.

А) почва 

Б) рыбы

В) человек 

Г) растения

 Д) осадки

 Е) воздух

1) АБВ 2) АДЕ 3) БВГ 4) ГДЕ

2.Укажи, какую горную  породу образуют полевой шпат,кварц и слюда.

1) кремень

2) мрамор

3) известняк 

4) гранит 

3.Укажи транспорт,который не является специальным.

1) скорая машина

2) пожарная машина

3) трамвай

4) милицейская машина

4.Укажи культурное растение.

1) незабудка

2) крыжовник

3) берёза

4) крапива

5.Укажи растение,которые относятся к кустарникам.

1) Растения,у которых от корня отходит один толстый стебель — ствол.

2) Растения, у которых стебли мягкие и сочные.

3) Растения, у которых один стебель твёрдый и одревесневший.

4) Растения, у которых несколько довольно тонких стеблей-стволиков.

6.Укажи место, где река  впадает в другой водоём.

1) устье

2) приток

3) исток

4) русло

7.Укажи внутренний орган, который всё время сжимается и разжимается, при этом непрерывно гонит в сосуды кровь.

1) кишечник

2) лёгкие 

3) сердце

4) мозг

8.Укажи профессию,которая относится к торговле.

1) кассир

2) шофёр 

3) пчеловод

4) кузнец

Часть 2

9.Какая птичка достаёт  себе пищу подо льдом?

Ответ:______________________________________________

10.Как называется граница  горизонта,где небо как бы сходится с земной поверхностью?

Ответ:______________________________________________

Часть 3

Определи, о каком времени  года идёт речь.

Солнце уже высоко не поднимается, дни становятся короче, а ночи длиннее. Вот уже и реки,озёра,пруды сковал лёд,замёрзла почва. Вся земля покрыта мягким, воздушным,снежным одеялом. Почти каждый день дуют холодные ветры. Часто можно наблюдать снегопады и метели. Погода стоит морозная.

Ответ:________________________________________________

 

                               ВАРИАНТ 2

Часть 1.

1.Укажи, что относится  к неживой природе.

А) рыбы

Б) облака

В) птицы

Г) насекомые

Д) водоёмы

Е) камни

1) ГДЕ 2) АВГ 3) АБВ 4) БДЕ

2.Укажи явление природы,которое не относится к осени.

1) похолодание

2) появление проталин

3) увядание трав

4) замерзание водоёмов

3.Укажи, от какой отметки  на термометре следует вести  отчёт температуры воздуха.

  1. от верхнего деления

2) от нижнего деления

3) от нулевой отметки

4) не имеет значения

4.Укажи дикорастущее растение.

1) осока

2) жимолость 

3) пшеница 

4) яблоня 

5.Укажи группу, в которой  перечислены только деревья.

1) зверобой, ромашка, клён

2) брусника, черника, голубика

3) рябина, яблоня, сосна

4) можжевельник, смородина, пион

6.Укажи искусственный  водоём.

1) река

2) водохранилище

3) озеро

4) океан 

7.Укажи предмет,которым могут пользоваться все члены семьи.

1) полотенце

2) расчёска 

3) зубная щётка 

4) шампунь 

8.Укажи группу, в которой  перечислены только образовательные  учреждения.

1) институт, концертный зал, театр

2) лицей, школа, университет

3) гимназия, библиотека, музей

4) библиотека, музей, цирк

Часть 2

9.Что теряет лось каждую  зиму?

Ответ:________________________________________

10.Как называется прибор  для определения сторон горизонта?

Ответ:_______________________________________

Часть 3

11.Определи, о каком времени года идёт речь.

По высокому голубому небу медленно и плавно плывут белоснежные  лёгкие облака. С каждым днём становится теплее и теплее. Тает снег,журчат по дорогам ручьи, появляются первые проталинки, на реках начинается ледоход. А осадки теперь выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки, зацветают первоцветы.

Ответ:_________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимо связь между природой и экскурсиями