Взаимо связь между природой и экскурсиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом.

Файлы: 1 файл

окр.мир.docx

— 92.78 Кб (Скачать)

Важнейшей особенностью младшего школьного возраста является формирование нового вида деятельности - учебной  деятельности [4, с.177]. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единой учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени, но и для будущего. Знания, которые дети получают в школе, имеют научный характер. Знания, получаемые детьми в процессе обучения, должны быть полноценными.

Выделим качества полноценных  знаний. В.В.Краевский выделяют следующие  качества полноценных знаний:

- полнота;

- глубина;

- широта;

- оперативность;

- гибкость;

- конкретность и обобщенность;

- свернутость (развернутость);

- систематичность;

- осознанность;

- прочность [21, с.166].

В педагогической литературе наиболее часто указываются такие  качества знаний, как полнота, глубина, оперативность, системность, осознанность. Полнота знаний - количество всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренное программой [21, с.168]. О полноте знаний можно судить по тому, верно и полно ли выделены детьми признаки того или иного понятия. Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, путем получения знаний, умения их доказывать [21, с.168]. Мы поддерживаем мнение В.В.Краевского относительно того, что первой и наиболее очевидной формой выражения осознанности знаний является умение ученика излагать знания своими словами. Прочность знаний - длительное сохранение полученных знаний в памяти учащихся и умение воспроизводить их и применять нужные знания в конкретной ситуации [21, с.169].

Исходя из определения  понятия «знание», рассмотрим содержание понятия «экологические знания». По мнению И.Д.Зверева, «экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнение окружающей среды» [14, с.49].

Как отмечает Р.А. Петросова, в систему экологических знаний входят два блока [28, с.58]:

1. Блок опорных экологических  знаний:

а) знания о предметах и  явлениях природы, их свойствах и  многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающий среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;

б) экологические знания о  биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях  к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;

в) знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы  и человека;

г) знания о труде людей  по использованию природных богатств.

Блок опорных экологических  знаний изучается младшими школьниками  в курсе окружающего мира, что  создаёт необходимые условия  для изучения другого блока знаний, собственно природоохранительных, не только в курсе окружающего мира, но и при изучении других предметов.

2. В блок собственно  природоохранных знаний входят:

а) знания об объектах охраны. Эта группа включает в себя знания о широко распространённых растениях  и животных родного края, при изучении которых младшие школьники должны прийти к выводу, что любой живой  организм нуждается в защите; виды растений и животных родного края, которые становятся редкими; исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных;

б) знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические мотивы («мотивы  доброты»), гражданские мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические мотивы («мотивы здоровья»);

в) знания о мерах охраны природы. Эта группа знаний включает знания о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, знания о нормах и правилах поведения людей в природе, знания об охране редких растений и животных, среды их обитания, знания о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения.

Как уже отмечалось, содержание знаний об окружающей среде и экологических  взаимодействиях в начальной  школе представляет собой несколько  содержательных линий [31, с.33]:

Первая содержательная линия  «Биосфера - глобальная экосистема»  подводит учащихся к выводу, что  планета Земля - наш общий дом, что в этом доме есть все, необходимое  для жизнедеятельности организмов. Выпускник начальной школы должен знать: планета Земля - наш большой дом, дом всего человечества; Солнце - источник жизни на Земле; основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры).

Вторая содержательная линия  «Экосистемы элементарные» раскрывает жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания - в природных сообществах (в лесу, на лугу, в пресных водоемах), в  искусственных сообществах (в поле, саду, огороде). Младший школьник должен знать: разнообразие организмов в экосистемах (природных сообществах) своей местности, связи между ними (примеры); основные среды обитания живых организмов; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); искусственные сообщества своей местности и их отличия от естественных природных сообществ; значение домашних животных и культурных растений в жизни человека, условия их выращивания и необходимость ухода; основные растения поля, сада, огорода и виды домашних животных; организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и некоторые меры борьбы с ними (например, прополка).

По третьей содержательной линии «Человек и человечество в  экосистемах Земли» младший школьник должен знать: биосоциальную сущность человека; связи человека с окружающей природной и социокультурной  средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека; разносторонние вязи людей с окружающей средой; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; о необходимости сохранения благоприятной окружающей среды.

Все знания неразрывно связаны  с процессом их формирования. Процесс  формирования знаний осуществляется в  определённой последовательности. И.А.Сорокин  выделяет следующие этапы, по которым  осуществляется движение учащихся от незнания к знанию:

1) постановка вопроса перед  учащимися и осознания ими  познавательных задач, создание  необходимой обстановки и стимулов  к учению;

2) восприятие учащимися  нового материала в различных  формах и из различных источников;

3) осмысление воспринятого  материала, образование обобщений,  формирование научных понятий,  усвоение законов;

4) закрепление и совершенствование  приобретенных учащимися знаний;

5) применение знаний;

6) анализ результатов обучения, проверка усвоения учащимися  знаний [25, с.154].

Применение знаний может  осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости  от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных и практических работ и исследовательских  заданий, работа на пришкольном участке.

Проведем сравнительный  анализ формирования экологических знаний по программам Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир», А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой - интегрированная. Задачами курса являются:

- формирование разнообразных  представлений, понятий о природных  и социальных объектах и явлениях, знаний о взаимосвязях в системе  «человек - природа - общество», развитие  целостного восприятия окружающего  мира;

- формирование общеучебных умений (выделять существенные признаки объекта, сравнивать, обобщать и др.) и коммуникативных умений (участие в диалоге, построение связного повествования и др.);

- совершенствование восприятия, мышления, речи;

- формирование общей культуры  и эрудиции ребенка;

- нравственное становление  личности, формирование гуманного  отношения ко всему живому; умений  взаимодействовать с окружающим  миром;

- развитие эстетических  чувств.

Уже из задач курса видно, что ведется работа по формированию экологических знаний. В данной программе также выделяется принцип экологизации. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через Формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология). Данный принцип реализуется на уроках окружающего мира, на экскурсиях, в ходе проведения практических работ.

Проанализировав программу  А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», отметим, что целью курса является воспитание гуманного, творческого, социально  активного человека, уважительно  и бережно относящегося среде  своего обитания, к природному и  культурному достоянию человечества. К числу важнейших задач курса относятся воспитание к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Отбор содержания, учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся  на основе следующих ведущих идей:

1) многообразия мира;

2) экологической целостности  мира;

3) уважения к миру.

Сравним содержание экологических  знаний по программам «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова и «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой (см. табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ программ по проблеме формирование экологических знаний

Программа

Экологические знания по содержательной линии «Биосфера - глобальная экосистема»

Экологические знания по содержательной линии «Экосистемы элементарные»

Экологические знания по содержательной линии «Человек и человечество в  экосистемах земли»

«Мир вокруг нас» А.А. Плешаков

По данной содержательной линии выпускник  начальной школы должен знать, что  планета Земля - наш общий дом, что в этом доме есть все необходимое  для жизнедеятельности организмов.

Примеры тем:

Планета Земля, ее форма (1 класс); холодные и жаркие районы Земли (1 класс); Земля -- общий дом всех людей(2 класс); Земля - планета Солнечной системы (4 класс); Солнце

- ближайшая к Земле  звезда(1 класс).

- Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери,  их существенные признаки(2 класс).

В анализируемой программе раскрывается содержание этой линии, изучаются жизнедеятельность  и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания - в лесу, на лугу, в поле и т.д.

Примеры тем:

Что растет на подоконнике  и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (1 класс); Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям(1 класс).

Эта содержательная линия раскрывает биосоциальную сущность человека: связи  человека с окружающей средой; условия влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и др.

Примеры тем:

1 класс:

Почему в лесу нужно  соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек(1 класс); загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения(2 класс); влияние человека на животный мир; влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений (4 класс).

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»

Программа также раскрывает содержание линии и подводит к выводу, что  Земля - наш общий дом.

Примеры тем:

Мы - жители земли(2 класс); что  входит в солнечную « семью». Звезда по имени Солнце(2 класс); Земля - наш  общий дом (3 класс); условия жизни  на Земле (3 класс).

Раскрывается разнообразие организмов в экосистемах, основные среды обитания живых организмов и др.

Примеры тем:

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного  края.

Жизнь водоема, луга, поля, сада и огорода (2 класс).

По данной содержательной линии в  программе даются знания о биосоциальной  сущности человека, разнообразии связей человека с окружающей средой, позитивное и негативное влияние человека в  природе.

Примеры тем:

Правила поведения в природе. Труд человека в природе, сезонный труд (1 класс); правила здорового образа жизни; полезные и вредные привычки (1 класс); использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса (2 класс).


 

Из таблицы видно, что  работа по формированию экологических  знаний у учащихся происходит в обоих программах. В той и другой программе ведется работа по всем содержательным линиям, но в программе Н.Ф. Виноградовой, знания даются больше по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли». Это обусловлено различным построением курсов и соответственно распределением содержанием по классам.

Итак, анализ программ курса  «Окружающий мир» показал, что работа по формированию экологических знаний у младших школьников происходит по всем содержательным линиям, но содержание программ отличается. Это обусловлено  различным построением курсов и  соответственно распределением содержанием  по классам.

Формирование экологических  знаний сложный процесс и для  этого используются различные формы  и методы [12, с.49]. Как правило, в работе по экологическому образованию младших школьников используются такие формы и методы, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках - беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры; а во внеклассной работе - утренники, праздники, КВНы, викторины.

Таким образом, экологические знания - это знания о разнообразии живых организмов планеты Земля, об условиях жизни, о приспособленности живых организмов к условиям существования, о естественных и искусственных сообществах; знания о человеке, об условиях его жизни и связи с окружающей средой.

Процесс формирования экологических  знаний происходит от осознания младшими школьниками познавательной задачи через восприятие, осмысление и закрепление  до проверки учащимися приобретенных  знаний. Формирование экологических  знаний - процесс длительный и многоплановый. Для эффективного формирования экологических  знаний применяются разнообразные  формы и методы, одним из которых является экскурсия.

Выводы по первой главе

 

В первой главе мы рассмотрели  теоретические основы роли экскурсий в формировании экологических знаний у младших школьников.

1. Педагоги,  психологи,  методисты  убедительно   доказали,  что  процесс формирования  и развития личности  должен  начинаться  с  первых  дней  жизни человека, что  создаёт   благоприятные  условия  для   раскрытия  потенцильных возможностей ребёнка. Выявлению и раскрытию этих  возможностей  способствует проведение экскурсий. Экскурсия - непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искуссвенно созданной обстановке.

Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. Ведущий  метод получения знаний на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет  формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. Через наблюдение объектов и явлений  в природе или на уроке в  классе у младших школьников формируются  представления об этих явлениях и  объектах, первичные знания о них. Учителю начальной школы необходимо направлять процесс наблюдения за объектами  и явлениями, для того чтобы у  младших школьников правильно формировались  экологические сведения.

Информация о работе Взаимо связь между природой и экскурсиями