Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом.
Важнейшей особенностью младшего школьного возраста является формирование нового вида деятельности - учебной деятельности [4, с.177]. Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единой учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени, но и для будущего. Знания, которые дети получают в школе, имеют научный характер. Знания, получаемые детьми в процессе обучения, должны быть полноценными.
Выделим качества полноценных знаний. В.В.Краевский выделяют следующие качества полноценных знаний:
- полнота;
- глубина;
- широта;
- оперативность;
- гибкость;
- конкретность и обобщенность;
- свернутость (развернутость);
- систематичность;
- осознанность;
- прочность [21, с.166].
В педагогической литературе наиболее часто указываются такие качества знаний, как полнота, глубина, оперативность, системность, осознанность. Полнота знаний - количество всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренное программой [21, с.168]. О полноте знаний можно судить по тому, верно и полно ли выделены детьми признаки того или иного понятия. Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, путем получения знаний, умения их доказывать [21, с.168]. Мы поддерживаем мнение В.В.Краевского относительно того, что первой и наиболее очевидной формой выражения осознанности знаний является умение ученика излагать знания своими словами. Прочность знаний - длительное сохранение полученных знаний в памяти учащихся и умение воспроизводить их и применять нужные знания в конкретной ситуации [21, с.169].
Исходя из определения понятия «знание», рассмотрим содержание понятия «экологические знания». По мнению И.Д.Зверева, «экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнение окружающей среды» [14, с.49].
Как отмечает Р.А. Петросова, в систему экологических знаний входят два блока [28, с.58]:
1. Блок опорных экологических знаний:
а) знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающий среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;
б) экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;
в) знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека;
г) знания о труде людей
по использованию природных
Блок опорных экологических знаний изучается младшими школьниками в курсе окружающего мира, что создаёт необходимые условия для изучения другого блока знаний, собственно природоохранительных, не только в курсе окружающего мира, но и при изучении других предметов.
2. В блок собственно природоохранных знаний входят:
а) знания об объектах охраны.
Эта группа включает в себя знания
о широко распространённых растениях
и животных родного края, при изучении
которых младшие школьники
б) знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические мотивы («мотивы доброты»), гражданские мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические мотивы («мотивы здоровья»);
в) знания о мерах охраны природы. Эта группа знаний включает знания о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, знания о нормах и правилах поведения людей в природе, знания об охране редких растений и животных, среды их обитания, знания о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения.
Как уже отмечалось, содержание знаний об окружающей среде и экологических взаимодействиях в начальной школе представляет собой несколько содержательных линий [31, с.33]:
Первая содержательная линия
«Биосфера - глобальная экосистема»
подводит учащихся к выводу, что
планета Земля - наш общий дом,
что в этом доме есть все, необходимое
для жизнедеятельности
Вторая содержательная линия
«Экосистемы элементарные»
По третьей содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах Земли» младший школьник должен знать: биосоциальную сущность человека; связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека; разносторонние вязи людей с окружающей средой; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; о необходимости сохранения благоприятной окружающей среды.
Все знания неразрывно связаны с процессом их формирования. Процесс формирования знаний осуществляется в определённой последовательности. И.А.Сорокин выделяет следующие этапы, по которым осуществляется движение учащихся от незнания к знанию:
1) постановка вопроса перед
учащимися и осознания ими
познавательных задач,
2) восприятие учащимися
нового материала в различных
формах и из различных
3) осмысление воспринятого
материала, образование
4) закрепление и
5) применение знаний;
6) анализ результатов обучения, проверка усвоения учащимися знаний [25, с.154].
Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных и практических работ и исследовательских заданий, работа на пришкольном участке.
Проведем сравнительный анализ формирования экологических знаний по программам Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир», А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой - интегрированная. Задачами курса являются:
- формирование разнообразных
представлений, понятий о
- формирование общеучебных умений (выделять существенные признаки объекта, сравнивать, обобщать и др.) и коммуникативных умений (участие в диалоге, построение связного повествования и др.);
- совершенствование восприятия, мышления, речи;
- формирование общей культуры и эрудиции ребенка;
- нравственное становление
личности, формирование гуманного
отношения ко всему живому; умений
взаимодействовать с
- развитие эстетических чувств.
Уже из задач курса видно, что ведется работа по формированию экологических знаний. В данной программе также выделяется принцип экологизации. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через Формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология). Данный принцип реализуется на уроках окружающего мира, на экскурсиях, в ходе проведения практических работ.
Проанализировав программу
А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», отметим,
что целью курса является воспитание
гуманного, творческого, социально
активного человека, уважительно
и бережно относящегося среде
своего обитания, к природному и
культурному достоянию
Отбор содержания, учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
1) многообразия мира;
2) экологической целостности мира;
3) уважения к миру.
Сравним содержание экологических знаний по программам «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова и «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой (см. табл. 1).
Таблица 1 - Сравнительный анализ программ по проблеме формирование экологических знаний
Программа |
Экологические знания по содержательной линии «Биосфера - глобальная экосистема» |
Экологические знания по содержательной
линии «Экосистемы |
Экологические знания по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли» |
«Мир вокруг нас» А.А. Плешаков |
По данной содержательной линии выпускник
начальной школы должен знать, что
планета Земля - наш общий дом,
что в этом доме есть все необходимое
для жизнедеятельности Примеры тем: Планета Земля, ее форма (1 класс); холодные и жаркие районы Земли (1 класс); Земля -- общий дом всех людей(2 класс); Земля - планета Солнечной системы (4 класс); Солнце - ближайшая к Земле звезда(1 класс). - Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки(2 класс). |
В анализируемой программе Примеры тем: Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (1 класс); Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям(1 класс). |
Эта содержательная линия раскрывает биосоциальную сущность человека: связи человека с окружающей средой; условия влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и др. Примеры тем: 1 класс: Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек(1 класс); загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения(2 класс); влияние человека на животный мир; влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений (4 класс). |
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» |
Программа также раскрывает содержание линии и подводит к выводу, что Земля - наш общий дом. Примеры тем: Мы - жители земли(2 класс); что входит в солнечную « семью». Звезда по имени Солнце(2 класс); Земля - наш общий дом (3 класс); условия жизни на Земле (3 класс). |
Раскрывается разнообразие организмов в экосистемах, основные среды обитания живых организмов и др. Примеры тем: Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Жизнь водоема, луга, поля, сада и огорода (2 класс). |
По данной содержательной линии в программе даются знания о биосоциальной сущности человека, разнообразии связей человека с окружающей средой, позитивное и негативное влияние человека в природе. Примеры тем: Правила поведения в природе. Труд человека в природе, сезонный труд (1 класс); правила здорового образа жизни; полезные и вредные привычки (1 класс); использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса (2 класс). |
Из таблицы видно, что работа по формированию экологических знаний у учащихся происходит в обоих программах. В той и другой программе ведется работа по всем содержательным линиям, но в программе Н.Ф. Виноградовой, знания даются больше по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли». Это обусловлено различным построением курсов и соответственно распределением содержанием по классам.
Итак, анализ программ курса «Окружающий мир» показал, что работа по формированию экологических знаний у младших школьников происходит по всем содержательным линиям, но содержание программ отличается. Это обусловлено различным построением курсов и соответственно распределением содержанием по классам.
Формирование экологических знаний сложный процесс и для этого используются различные формы и методы [12, с.49]. Как правило, в работе по экологическому образованию младших школьников используются такие формы и методы, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках - беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры; а во внеклассной работе - утренники, праздники, КВНы, викторины.
Таким образом, экологические знания - это знания о разнообразии живых организмов планеты Земля, об условиях жизни, о приспособленности живых организмов к условиям существования, о естественных и искусственных сообществах; знания о человеке, об условиях его жизни и связи с окружающей средой.
Процесс формирования экологических знаний происходит от осознания младшими школьниками познавательной задачи через восприятие, осмысление и закрепление до проверки учащимися приобретенных знаний. Формирование экологических знаний - процесс длительный и многоплановый. Для эффективного формирования экологических знаний применяются разнообразные формы и методы, одним из которых является экскурсия.
Выводы по первой главе
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы роли экскурсий в формировании экологических знаний у младших школьников.
1. Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создаёт благоприятные условия для раскрытия потенцильных возможностей ребёнка. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует проведение экскурсий. Экскурсия - непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искуссвенно созданной обстановке.
Экскурсии в природу - классическая
форма изучения окружающей среды. Ведущий
метод получения знаний на экскурсиях
- наблюдение. Именно наблюдение позволяет
формировать у ребенка полное
и четкое представление об объектах
природы, выявлять связи, существующие
между ними, что имеет огромное
значение для экологического образования.
Через наблюдение объектов и явлений
в природе или на уроке в
классе у младших школьников формируются
представления об этих явлениях и
объектах, первичные знания о них.
Учителю начальной школы
Информация о работе Взаимо связь между природой и экскурсиями