Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей.

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Оглавление

Введение

1. Актуальность проблемы уголок природы в ДОУ как метод воспитания.

1.1 Определение развивающей экологической среды

2.Уголок природы СанПиН 2.4.1.2660 – 10

2.1 Устройство уголка природы

2.2 Объекты уголка природы

2.3 Требования к подбору объектов

2.4 Размещение растений и животных в уголке природы

2.5 Условия и содержание растений в детском

3.1 Уголок природы в младших группах

3.2 Уголок природы в средней группе

3.3. Уголок природы в старшей группе

3.4. Уголок природы в подготовительной к школе групп

4. Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка

Вывод

Заключение

Литература

Приложение

Файлы: 1 файл

экология коннтрольная.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель  формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

     Во  второй младшей группе уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно  в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

     Ухаживая  в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо привлекать внимание детей к растениям уголка, все  чаще и чаще привлекать их к посильной  помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти вплотную).

     В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь у воспитателя стоит  задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.

     Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с небольшими подгруппами детей.

     Поручается  двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть, объяснив, что  в следующий раз эту работу будут делать другие.

     Ежедневный  уход за птицами в старшей группе заключается в следующем: подготовке корма, мытье кормушек, поилок, ванночек для купания, засыпке корма в  кормушки, наполнении водой поилок и ванночек, чистке клеток с выдвижным дном (перемена песка, чистка жердочек), расстановке кормушек (не по жердочкам), поилок, ванночек в клетках. В зимнее время дети подготавливают птичкам лакомый корм — зеленые всходы овса.

     Весь  уход за птицами осуществляется под контролем и при непосредственном участии воспитателя. Уход за живыми объектами в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя. Эта работа приучает ребенка к ответственности и аккуратному выполнению своих обязанностей и вместе с тем дает возможность накапливать знания и трудовые навыки.

     Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель  показывает и рассказывает, в чем  заключаются обязанности каждого  дежурного, знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных, показывает, где висят фартуки, где стоят половые щетки и т. п., объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства.

     Периодически  проводится уборка уголка природы с  участием всей группы. При правильной организации уборка проходит спокойно и весело. Все предметы, которыми дети пользовались во время уборки, должны быть оставлены чистыми и сложены в порядка на определенные места. По окончании работы воспитатель проводит беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки, какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать чистоту и. порядок в уголке.

     В подготовительной к школе группе при обучении детей уходу за растениями и животными следует использовать разнообразные приемы: личный пример, показ, объяснение, напоминание, убеждение.

     Ведущим приемом при обучении детей трудовым умениям является показ воспитателя  в сочетании с объяснением, как  делать, как ухаживать.

     Первый  раз показ дается всей группе на занятии или вне его. Но чтобы дети овладели нужными навыками, одного показа, конечно, недостаточно, необходимо в дальнейшем проверить выполнение его отдельными детьми во время дежурства и снова показать, если ребенок делает неправильно.

     Для создания нормальных условий жизни животным в уголке природы и организации правильного ухода и наблюдений за ними воспитателям необходимо познакомиться с биологическими особенностями животных, с их жизнью в естественных условиях, с правилами содержания.

     По  мере овладения детьми трудовыми навыками следует изменить роль воспитателя: он может уже не принимать непосредственного участия в работе детей, но осуществляет повседневный контроль, который ребята все время чувствуют (стоит на два-три дня ослабить его, как некоторые утрачивают интерес к выполнению обязанностей).

     Надо, чтобы дети сообщали воспитателю  об окончании работы, просили проверить  сделанное. Если обнаружится какое-либо упущение или окажется, что сделано  что-либо неправильно, ребенок исправляет или доделывает. Хорошо в конце дня давать оценку работе дежурных.

     Во  второй половине года можно периодически проводить отчеты дежурных перед  коллективом при передаче дежурств. Дети рассказывают всей группе, как  они ухаживали за растениями и  животными, что нового, интересного  заметили. К оценке работы дежурных воспитатель привлекает самих ребят. Такие отчеты перед коллективом повышают ответственность дежурных за выполнение своих обязанностей.

     В процессе воспитания трудовых навыков  и умений большое значение имеет  согласованность в работе двух воспитателей, а также договоренность с няней-уборщицей группы.

     Воспитатель объясняет няне значение дежурств и  коллективного труда детей, раскрывает их содержание. Очень важно научить  и няню-уборщицу правильным приемам  ухода за растениями и животными. Желательно также, чтобы она участвовала в коллективной уборке.

     Вывод

     Непонимание ребенком взаимосвязей между животными  и неживыми в природе, неумение объяснить  свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических  норм и законов. Постоянное наблюдение за явлениями неживой природы невозможно без организации кабинета природы в ДОУ.

     Педагогическое  назначение комнаты природы: обобщение  детей с обитателями, наблюдение за ними, посильное участие в создании и поддержании необходимых условий. Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

     Помимо  уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад, лабораторию. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. 

     Заключение

     В данной работе мы поднимаем проблему организации экологического воспитания детского сада

     Таким образом, постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают  у детей гуманное отношение к  природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения  с ними.

     А так же  решение этой проблемы невозможно без творческого подхода педагогов и родителей. 
 
 

 

      Литература 

    1. Марковская  М. М. Уголок природы в детском  саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.
    2. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» /Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.– СПб.: «Детство- пресс», 2000.
    3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
    4. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Тихеевой / Под ред. Е.И. Тихеевой. Л., 1928.
    5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981
    6. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. "Дошкольное воспитание" и "Воспитание в дошкольных учреждениях" / С. А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №1

Информация о работе Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей.