Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей.

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Оглавление

Введение

1. Актуальность проблемы уголок природы в ДОУ как метод воспитания.

1.1 Определение развивающей экологической среды

2.Уголок природы СанПиН 2.4.1.2660 – 10

2.1 Устройство уголка природы

2.2 Объекты уголка природы

2.3 Требования к подбору объектов

2.4 Размещение растений и животных в уголке природы

2.5 Условия и содержание растений в детском

3.1 Уголок природы в младших группах

3.2 Уголок природы в средней группе

3.3. Уголок природы в старшей группе

3.4. Уголок природы в подготовительной к школе групп

4. Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка

Вывод

Заключение

Литература

Приложение

Файлы: 1 файл

экология коннтрольная.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО

     «Восточно-Сибирская  Государственная Академия  Образования»

     Педагогический  институт

     Кафедра психологии и педагогики дошкольного образова 

     Самостоятельная работа по дисциплине

     Теория  и методика экологического образования  детей

     Контрольная работа

     на  тему: Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей. 

     Специальность 050707 Педагогика

     дошкольное  образование. 
 

                                                     Выполнил: 

     студентка

                                                     заочного отделения

     Перетолчина Любовь Николаевна 
 

     Проверил: 
 
 
 
 
 

     Иркутск 2012 год.

     Тема: «Уголок природы в дошкольном учереждении как условие экологического образования»

     ПЛАН:

     Введение

     1. Актуальность проблемы уголок природы в ДОУ как метод воспитания.

     1.1 Определение развивающей экологической среды

     2.Уголок  природы  СанПиН 2.4.1.2660 – 10

     2.1 Устройство уголка природы

     2.2  Объекты уголка природы

     2.3  Требования к подбору объектов

     2.4  Размещение растений и животных в уголке природы

     2.5 Условия и содержание растений  в детском 

     3.1 Уголок природы в младших группах

     3.2 Уголок природы в средней группе

     3.3. Уголок природы в старшей группе

     3.4. Уголок природы в подготовительной  к школе групп

     4. Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка

     Вывод

     Заключение

     Литература

     Приложение 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Воспитательное  значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

     В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

     Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы  детского сада, где содержатся комнатные  растения и некоторые животные.

     Обитателей  уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

     В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

     1.Уголок природы в ДОУ как метод воспитания

     1.1. Определение развивающей  экологической среды

     Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная — с экологической точки зрения — организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

     Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, Е В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А.Петровского, Л.М. Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П. Стрелковой , Е.И. Тихеева.

     Е.И. Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом  и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно  участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство К.Д. Ушинского и др. педагогов.

     В своей работе Е.И. Тихеева «Дошкольное  воспитание и детский сад» предлагает осуществлять одно из требований Ж. Руссо  и К.Д. Ушинского – воспитывать  детей среди природы, причем необходимо учить их наблюдать эту природу. «Природа является обстановкой наиболее естественной и существенной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребенка, врачует, утончает органы восприятия, развертывает условия совершенной наглядности, обогащает представлениями и знаниями, …благоприятствует обогащению и развитию языка детей». (СНОСКА: Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981. С.31) Очень важным вопросом является выбор помещения для детского сада. Оно, по мнению Е.И. Тихеевой, должно быть возможно ближе к природе, среди которой нужно отыскать тот уголок, который соответствует психофизическим интересам маленького ребенка. В деревне, в условиях маленького городка это вполне достижимо. «Именно там, в деревне, среди природы, при содействии ее здоровых, нетронутых порчей сил начнется созидательная работа по воспитанию нового человека». (СНОСКА: Тихеева Е.И. Детский сад по методу Тихеевой / Под ред. Е.И. Тихеевой. Л., 1928. С.14)

     Основную  задачу детского сада Е.И. Тихеева видела в том, чтобы дать возможность детям действовать, занять их работой, которую они любили бы, пользу и значение которой понимали бы и чувствовали сами. Уже в дошкольном возрасте дети могут самостоятельно ухаживать за животными, птицами, живущими в саду, за грядками цветов и комнатных растений, то есть могут производить массу работ, неразрывно связанных с их преобладающими интересами. Активно участвуя во всем этом попутно дети расширяют круг своих знаний, представлений, упражняться в суждениях, мышлении и речи.

     В деле воспитания детей дошкольного  возраста К.Д. Ушинский видное место  отводил природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Природные явления  и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.

     М. Монтессори(итальянский педагог, конца XIX - первой половины XX века)

     Природы - незаменимое средство сенсорного воспитания. В процессе наблюдений и труда в природе у детей  воспитываются положительные моральные  качества, заботливое отношение к  живым существам.

     Фребель создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания. Фребель не представлял себе жизни ребенка без тесной связи с природой, считал ее важным средством всестороннего воспитания детей. По его мнению, постоянные наблюдения, изучение явлений живой и неживой природы развивают у дошкольников наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать. Уход за растениями и животными Фребель рассматривал как важный источник знаний и опыта, как действенное средство нравственного воспитания. Для развития нравственных качеств личности дошкольника, трудовых умений и навыков он рекомендовал создавать в детском саду участки.

     Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики всего живого и его самоценности, зависимости жизни животных и растений от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы и живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

     ...нас  Англия однажды научила,

     Как для земли создать наряд из мягких трав,

     Зеленый их ковер повсюду разостлав.

     Но  травы требуют заботы постоянной.

     Прополки  тщательной, поливки неустанной;

     Подстрижен  должен быть, причесан, обновлен

     И нежно шелковист ухоженный газон.

     Исходным  звеном воспитания осознанно-правильного  отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

     Правильная  организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

     Особенностями методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

     Экологическая среда в детском  саду — это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы — его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Информация о работе Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей.