Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:09, контрольная работа
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
Введение
1. Актуальность проблемы уголок природы в ДОУ как метод воспитания.
1.1 Определение развивающей экологической среды
2.Уголок природы СанПиН 2.4.1.2660 – 10
2.1 Устройство уголка природы
2.2 Объекты уголка природы
2.3 Требования к подбору объектов
2.4 Размещение растений и животных в уголке природы
2.5 Условия и содержание растений в детском
3.1 Уголок природы в младших группах
3.2 Уголок природы в средней группе
3.3. Уголок природы в старшей группе
3.4. Уголок природы в подготовительной к школе групп
4. Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка
Вывод
Заключение
Литература
Приложение
В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
-
неприхотливы с точки зрения
содержания и ухода (в детском
саду главное внимание
Рассматриваемые ниже объекты природы наиболее часто встречаются в дошкольных учреждениях и соответствуют обозначенным требованиям. Экологические сведения о любых других представителях зоны природы ДОУ воспитатель находит самостоятельно в специальных книгах и справочниках.
Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:
1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
2)
морфофункциональную
3)
появление нового организма,
4)
специфику живого организма (
5)
многообразие живых организмов
и разные способы
2.Уголок природы
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от « 22» июля 2010 г. № 91, уголок природы в дошкольных учреждениях должен соответствовать правилам и нормативам Сан ПиН 2.4.1.2660-10
Санитарно-
СанПиН 2.4.1.2660 – 10
VI. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций
6.13.
В отдельных помещениях или
в отдельно выделенных местах
возможна организация уголков
и комнат природы, фитоогорода,
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
-
недопустимы больные,
-
животных принимают с
-
недопустимо принимать
- уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.
Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
VII. Требования к естественному и искусственному
освещению помещений
7.6.
На подоконниках в групповых
не следует размещать
XVIII.
Требования к санитарному
дошкольных организаций
18.5.
В помещениях, где оборудованы
уголки живой природы,
2.1 Устройство уголка природы
2.1.1 Значение уголка природы и его организация. Природа с необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение : природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Для постоянного общения дет ; растениями и животными в детском саду создаются уголки ар годы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок
природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. В уголке природы дети сосредоточивают свое внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно у них формируются прочные осознанные знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т. д.), трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако создать и общий уголок. Он будет служить для пополнения и смены объектов в групповых уголках природы. Необходимы продуманный подбор объектов и соответственное их размещение.
2.1.2 Объекты уголка природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбы, птицы и т. д.), временные — лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые). Перечень временных обитателей уголка природы дается в темах, раскрывающих содержание работы то сезонам.
2.1.3Требования к подбору объектов. При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избегать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:
1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
3.
Необходимо иметь несколько
4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.
5. Уголок природы — место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
6.
Необходимо учитывать
2.1.4Размещение растений и животных в уголке природы. Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатньге растения (герань, кактус и т. д.) нуждаются в большом количестве солнечного света — их следует поставить на самое светлое место; другие (узамбар-ская фиалка, бегония) плохо переносят прямые солнечные лучи — их помещают в затененное место. Биология ящерицы и лягушки такова,, что террариум с ящерицей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой — в прохладное и затененное место.
При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.
2.2Условия содержания растений и животных в детском саду
Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.
В
уголок природы следует помещать
в первую очередь растения и животных,
характерных для той
При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север — хорошо развиваются теневыносливые.
Одни
обитатели уголка природы постоянно
находятся в группе, их дети
могут наблюдать в течение года. Это комнатные
растения, рыбы, птицы,
млекопитающие. Воспитатель по своему
усмотрению может внести в уголок
и новые растения, с которыми планирует
знакомить детей; поменять
рыбок или птичек между младшей и средней
группами. Другие объекты
размещаются в уголке природы на короткое
время — на сезон, а иногда
и часть его.
При подборе обитателей уголка следует учитывать также особенности природного окружения дошкольного учреждения и возраст детей.
Ознакомление с сезонными обитателями уголка природы поможет воспитателю формировать у детей представление о том или ином времени года, о его характерных особенностях.
Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни — птицы в более светлом месте, но вдали от сквозняка, аквариум — в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Нельзя сосредоточивать разных обитателей в одном месте групповой комнаты: детям трудно в таких условиях наблюдать и ухаживать за животными, выделять при необходимости какого-то одного обитателя из массы других. Следует учитывать также эстетические требования: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение групповой, делать его привлекательным, уютным.
Оптимальные условия для полноценного роста и развития растений и животных уголка создаются, когда они размещены в разных помещениях. Ухаживают за ними дети старшей и подготовительной к школе групп. Однако животных, находящихся в отдельном уголке природы, следует время от времени приносить в группы для организации длительных наблюдений за ними, в противном случае их видят только дежурные.
Для ухода за растениями и животными уголка природы в группе требуется инвентарь. Для ухода за растениями—лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; для ухода за животными—тазы, тряпочки, щетки-сметки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи.
Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, там же хранятся клеенчатые фартуки, которые дети надевают во время работы. Инвентарь для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним; здесь же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место, лежать на полках в определенном порядке. Воспитатель приучает детей после окончания работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место, затем проверяет, все ли они убрали. При оценке труда дежурных важно учитывать и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями и животными, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.
Чтобы
научить детей любить и беречь
растения и животных, воспитатель
должен обладать сам этими качествами.
При уходе за обитателями уголка педагог
должен помнить, что его отношение к ним
является образцом, которому подражают
дети. Нужно хорошо знать биологические
особенности рекомендованных для детского
сада растений и животных, иначе нельзя
научить ребят правильным приемам ухода
за ними
Информация о работе Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей.