Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:09, контрольная работа
Воспитательное  значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
     В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
     Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы  детского сада, где содержатся комнатные  растения и некоторые животные.
Введение
     1. Актуальность проблемы уголок природы в ДОУ как метод воспитания.
     1.1 Определение развивающей экологической среды
     2.Уголок  природы  СанПиН 2.4.1.2660 – 10
     2.1 Устройство уголка природы
     2.2  Объекты уголка природы
     2.3  Требования к подбору объектов
     2.4  Размещение растений и животных в уголке природы
     2.5 Условия и содержание растений  в детском 
     3.1 Уголок природы в младших группах
     3.2 Уголок природы в средней группе
     3.3. Уголок природы в старшей группе
     3.4. Уголок природы в подготовительной  к школе групп
     4. Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка
     Вывод
     Заключение
     Литература
     Приложение
В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
     - 
неприхотливы с точки зрения 
содержания и ухода (в детском 
саду главное внимание 
Рассматриваемые ниже объекты природы наиболее часто встречаются в дошкольных учреждениях и соответствуют обозначенным требованиям. Экологические сведения о любых других представителях зоны природы ДОУ воспитатель находит самостоятельно в специальных книгах и справочниках.
Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:
1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
     2) 
морфофункциональную 
     3) 
появление нового организма, 
     4) 
специфику живого организма (
     5) 
многообразие живых организмов 
и разные способы 
2.Уголок природы
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от « 22» июля 2010 г. № 91, уголок природы в дошкольных учреждениях должен соответствовать правилам и нормативам Сан ПиН 2.4.1.2660-10
     Санитарно-
СанПиН 2.4.1.2660 – 10
VI. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций
     6.13. 
В отдельных помещениях или 
в отдельно выделенных местах 
возможна организация уголков 
и комнат природы, фитоогорода,
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
     - 
недопустимы больные, 
     - 
животных принимают с 
     - 
недопустимо принимать 
- уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.
Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
VII. Требования к естественному и искусственному
освещению помещений
     7.6. 
На подоконниках в групповых 
не следует размещать 
     XVIII. 
Требования к санитарному 
дошкольных организаций
     18.5. 
В помещениях, где оборудованы 
уголки живой природы, 
2.1 Устройство уголка природы
2.1.1 Значение уголка природы и его организация. Природа с необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение : природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Для постоянного общения дет ; растениями и животными в детском саду создаются уголки ар годы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок
природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. В уголке природы дети сосредоточивают свое внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно у них формируются прочные осознанные знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т. д.), трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако создать и общий уголок. Он будет служить для пополнения и смены объектов в групповых уголках природы. Необходимы продуманный подбор объектов и соответственное их размещение.
2.1.2 Объекты уголка природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбы, птицы и т. д.), временные — лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые). Перечень временных обитателей уголка природы дается в темах, раскрывающих содержание работы то сезонам.
2.1.3Требования к подбору объектов. При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избегать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:
1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
     3. 
Необходимо иметь несколько 
4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.
5. Уголок природы — место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
     6. 
Необходимо учитывать 
2.1.4Размещение растений и животных в уголке природы. Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатньге растения (герань, кактус и т. д.) нуждаются в большом количестве солнечного света — их следует поставить на самое светлое место; другие (узамбар-ская фиалка, бегония) плохо переносят прямые солнечные лучи — их помещают в затененное место. Биология ящерицы и лягушки такова,, что террариум с ящерицей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой — в прохладное и затененное место.
При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.
2.2Условия содержания растений и животных в детском саду
Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.
     В 
уголок природы следует помещать 
в первую очередь растения и животных, 
характерных для той 
При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север — хорошо развиваются теневыносливые.
     Одни 
обитатели уголка природы постоянно 
находятся в группе, их дети 
могут наблюдать в течение года. Это комнатные 
растения, рыбы, птицы, 
млекопитающие. Воспитатель по своему 
усмотрению может внести в уголок 
и новые растения, с которыми планирует 
знакомить детей; поменять 
рыбок или птичек между младшей и средней 
группами. Другие объекты 
размещаются в уголке природы на короткое 
время — на сезон, а иногда 
и часть его. 
При подборе обитателей уголка следует учитывать также особенности природного окружения дошкольного учреждения и возраст детей.
Ознакомление с сезонными обитателями уголка природы поможет воспитателю формировать у детей представление о том или ином времени года, о его характерных особенностях.
Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни — птицы в более светлом месте, но вдали от сквозняка, аквариум — в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Нельзя сосредоточивать разных обитателей в одном месте групповой комнаты: детям трудно в таких условиях наблюдать и ухаживать за животными, выделять при необходимости какого-то одного обитателя из массы других. Следует учитывать также эстетические требования: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение групповой, делать его привлекательным, уютным.
Оптимальные условия для полноценного роста и развития растений и животных уголка создаются, когда они размещены в разных помещениях. Ухаживают за ними дети старшей и подготовительной к школе групп. Однако животных, находящихся в отдельном уголке природы, следует время от времени приносить в группы для организации длительных наблюдений за ними, в противном случае их видят только дежурные.
Для ухода за растениями и животными уголка природы в группе требуется инвентарь. Для ухода за растениями—лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; для ухода за животными—тазы, тряпочки, щетки-сметки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи.
Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, там же хранятся клеенчатые фартуки, которые дети надевают во время работы. Инвентарь для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним; здесь же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место, лежать на полках в определенном порядке. Воспитатель приучает детей после окончания работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место, затем проверяет, все ли они убрали. При оценке труда дежурных важно учитывать и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями и животными, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.
     Чтобы 
научить детей любить и беречь 
растения и животных, воспитатель 
должен обладать сам этими качествами. 
При уходе за обитателями уголка педагог 
должен помнить, что его отношение к ним 
является образцом, которому подражают 
дети. Нужно хорошо знать биологические 
особенности рекомендованных для детского 
сада растений и животных, иначе нельзя 
научить ребят правильным приемам ухода 
за ними 
Информация о работе Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей.