Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей.

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Оглавление

Введение

1. Актуальность проблемы уголок природы в ДОУ как метод воспитания.

1.1 Определение развивающей экологической среды

2.Уголок природы СанПиН 2.4.1.2660 – 10

2.1 Устройство уголка природы

2.2 Объекты уголка природы

2.3 Требования к подбору объектов

2.4 Размещение растений и животных в уголке природы

2.5 Условия и содержание растений в детском

3.1 Уголок природы в младших группах

3.2 Уголок природы в средней группе

3.3. Уголок природы в старшей группе

3.4. Уголок природы в подготовительной к школе групп

4. Совместная деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка

Вывод

Заключение

Литература

Приложение

Файлы: 1 файл

экология коннтрольная.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

     - безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

     - неприхотливы с точки зрения  содержания и ухода (в детском  саду главное внимание уделяется  ребенку, растения и животные — это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитанию; содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

     Рассматриваемые ниже объекты природы наиболее часто  встречаются в дошкольных учреждениях и соответствуют обозначенным требованиям. Экологические сведения о любых других представителях зоны природы ДОУ воспитатель находит самостоятельно в специальных книгах и справочниках.

     Четкое  соблюдение экологического подхода  к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

     1) неразрывную и самую общую  связь живого организма с внешней средой;

     2) морфофункциональную приспособленность  к определенным элементам среды  обитания;

     3) появление нового организма, его  рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

     4) специфику живого организма (растительного,  животного), его отличие от предметов;

     5) многообразие живых организмов  и разные способы взаимодействия со средой.

     2.Уголок природы

     Согласно  постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от  « 22»  июля    2010 г.      № 91, уголок природы в дошкольных учреждениях должен соответствовать правилам и нормативам Сан ПиН 2.4.1.2660-10

     Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

     СанПиН 2.4.1.2660 – 10

     VI. Требования к оборудованию и  его размещению в помещениях  дошкольных организаций

     6.13. В отдельных помещениях или  в отдельно выделенных местах  возможна организация уголков  и комнат природы, фитоогорода,  фитобара и других. При их организации  соблюдают следующие требования:

     - животные и растения должны  быть безопасны для детей и  взрослых;

     - недопустимы больные, агрессивные  и непредсказуемые в своем  поведении животные, а также ядовитые  и колючие растения;

     - животных принимают с разрешения  органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);

     - недопустимо принимать бродячих  животных;

     - уборка за животными и уход  за растениями осуществляется  ежедневно и только персоналом  дошкольной организации. Полив  растений могут осуществлять дети.

     Комнату природы оборудуют подводкой  горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря  и корма. Корма для животных следует  хранить в местах, недоступных  для детей.

     Размещение  аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

     VII. Требования к естественному и  искусственному 

     освещению помещений

     7.6. На подоконниках в групповых  не следует размещать широколистные  цветы, снижающие уровень естественного  освещения, а также цветы,  превышающие  высоту 15 см (от подоконника).

     XVIII. Требования к санитарному содержанию  помещений

     дошкольных  организаций 

     18.5. В помещениях, где оборудованы  уголки живой природы, проводят  ежедневную влажную уборку, чистку  клеток, кормушек, замену подстилок,  мытье поилок и смену в них воды. Один раз в две недели клетки, кормушки, поилки необходимо дезинфицировать с последующей промывкой проточной водой и высушиванием. После дезинфекции в клетку кладут чистую подстилку и корм.

     2.1 Устройство уголка природы

     2.1.1 Значение уголка природы и его организация. Природа с необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение : природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Для постоянного общения дет ; растениями и животными в детском саду создаются уголки ар годы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок

     природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. В уголке природы дети сосредоточивают свое внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно у них формируются прочные осознанные знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т. д.), трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

     Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако создать и общий уголок. Он будет служить для пополнения и смены объектов в групповых уголках природы. Необходимы продуманный подбор объектов и соответственное их размещение.

            2.1.2  Объекты уголка природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянные живут  в  уголке  круглый  год   (комнатные  растения,   рыбы, птицы и т. д.), временные — лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется  в те или  иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые). Перечень временных обитателей уголка природы дается в темах, раскрывающих содержание работы то сезонам.

     2.1.3Требования к подбору объектов. При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избегать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:

     1. Растения и животные должны  быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

     2. Растения и животные должны  быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

     3. Необходимо иметь несколько экземпляров  одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

     4. Растения и животные должны  быть абсолютно безопасны для  здоровья детей.

     5. Уголок природы — место труда  и наблюдений детей. Уход за  его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

     6. Необходимо учитывать возможность  нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т. д.

     2.1.4Размещение растений и животных в уголке природы. Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатньге растения (герань, кактус и т. д.) нуждаются в большом количестве солнечного света — их следует поставить на самое светлое место; другие (узамбар-ская фиалка, бегония) плохо переносят прямые солнечные лучи — их помещают в затененное место. Биология ящерицы и лягушки такова,, что террариум с ящерицей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой — в прохладное и затененное место.

     При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.

     2.2Условия содержания растений и животных в детском саду

     Отбор    растений    и     животных    для    уголка     природы    осуществляют    в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.

     В уголок природы следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той климатической  полосы, в которой расположено учреждение. Уголки старшей и подготовительной к школе групп пополняются животными и растениями из других климатических зон. У всех растений и животных, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выражены признаки группы или класса, например рыбы или птицы с типичным для этого класса строением тела и повадками. Нужно также учитывать возрастные особенности детей той группы, для уголка которой подбирают живые объекты: для младшей и средней групп — растения и животные, наиболее типичные по строению, в старшей и подготовительной к школе группах, кроме этого, должны быть объекты, у которых типичные признаки выражены менее ярко, например растения, имеющие не только зеленую окраску листьев, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т. д.

     При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север — хорошо развиваются теневыносливые.

     Одни  обитатели уголка природы постоянно  находятся в группе, их дети 
могут наблюдать в течение года. Это комнатные растения, рыбы, птицы, 
млекопитающие. Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок 
и новые растения, с которыми планирует знакомить детей; поменять 
рыбок или птичек между младшей и средней группами. Другие объекты 
размещаются в уголке природы на короткое время — на сезон, а иногда 
и часть его. 

     При подборе обитателей уголка следует  учитывать также особенности  природного окружения дошкольного  учреждения и возраст детей.

     Ознакомление  с сезонными обитателями уголка природы поможет воспитателю формировать у детей представление о том или ином времени года, о его характерных особенностях.

     Все обитатели уголка природы размещаются  в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни — птицы в более светлом месте, но вдали от сквозняка, аквариум — в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Нельзя сосредоточивать разных обитателей в одном месте групповой комнаты: детям трудно в таких условиях наблюдать и ухаживать за животными, выделять при необходимости какого-то одного обитателя из массы других. Следует учитывать также эстетические требования: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение групповой, делать его привлекательным, уютным.

     Оптимальные условия для полноценного роста  и развития растений и животных уголка создаются, когда они размещены  в разных помещениях. Ухаживают за ними дети старшей и подготовительной к школе групп. Однако животных, находящихся в отдельном уголке природы, следует время от времени приносить в группы для организации длительных наблюдений за ними, в противном случае их видят только дежурные.

     Для ухода за растениями и животными  уголка природы в группе требуется  инвентарь. Для ухода за растениями—лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; для ухода за животными—тазы, тряпочки, щетки-сметки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи.

     Весь  инвентарь находится в уголке для дежурных, там же хранятся клеенчатые фартуки, которые дети надевают во время  работы. Инвентарь для ухода за аквариумом следует поместить в  столике-шкафчике под ним; здесь  же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место, лежать на полках в определенном порядке. Воспитатель приучает детей после окончания работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место, затем проверяет, все ли они убрали. При оценке труда дежурных важно учитывать и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями и животными, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.

     Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель  должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети. Нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных, иначе нельзя научить ребят правильным приемам ухода за ними 

Информация о работе Уголок природы в детском саду, его значение в экологическом воспитании детей.