Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 22:52, доклад
Нерациональное природопользование означает одностороннее, иждивенческое отношение к природе, стремление взять из географической среды как можно больше материальных благ. Нерациональным природопользование оказывается тогда, когда природная среда под его воздействием катастрофически теряет ресурсы, существенно снижает свои качества и свойства, необходимые для нормальной жизни человека. Типичные признаки нерационального природопользования - это вымирание отдельных видов флоры и фауны, снижение плодородия почв, появление антропогенных пустынь и земель, непригодных для их дальнейшего использования, загрязнение атмосферы и поверхностных вод отходами производства.
Управление охраной
При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии в собственном аппарате. Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и на его основе образован Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, имеющий более низкий статус в сравнении с министерством. Тем же Указом ликвидирован как самостоятельный Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России, отвечавший за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Госсанэпиднадзор стал частью Минздрава РФ.
Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами - как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей природной среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Правительство РФ:
Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
В решении задач обеспечения
рационального
К специализированным
В ряду эколого-правовых
В последние годы система
центральных органов
Существовавший
При очередном формировании структуры органов федеральной исполнительной власти решением Президента РФ Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов было упразднено. Вместо него создан Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология). Одновременно на базе упраздненной Минприроды, Комитета РФ по водному хозяйку и Комитета РФ по геологии и использованию недр было образовано Министерство природных ресурсов РФ.
Как отмечалось, статус центрального органа России, ответственного за управление в области охраны окружающей среды, в соответствии с Указом Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» существенно понижен. Правительством РФ были приняты постановления «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» и «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды», которыми до утверждения положений об этих органах было проведено разграничение некоторых их полномочий. Превысив свои полномочия,
Правительство РФ постановило возложить на Госкомэкологию России осуществление государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, межотраслевую координацию и функциональное регулирование в этой сфере деятельности, а также осуществление государственного экологического контроля, государственной экологической экспертизы и управления государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении.
Что касается Министерства
природных ресурсов РФ, то на
него возложено проведение
Помимо Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов РФ в систему специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды входят:
При множестве специально уполномоченных государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды происходит дублирование той или другой деятельности, и потому существенным является вопрос о ее координации. Под координацией понимается обеспечение взаимодействия или согласованного действия государственных органов или их структурных подразделений, не находящихся в отношениях подчинения, по решению возложенных на них нормативными правовыми актами общих задач и функций в области природопользования и охраны окружающей среды.
В законодательстве функция
координации остается на
Госкомэкология же будет
проводить и функциональное
Что касается координации
деятельности в области
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
В системе центральных
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подведомственные органы являются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды по вопросам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Их деятельность в этой части координируется Госкомэкологией России. Росгидромет проводит свою деятельность на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ.
Воронежская региональная
Главной задачей организации является
гармонизация экологических интересов
граждан, органов власти и бизнеса в области
природопользования и охраны окружающей
среды в регионе. При активном участии
экспертов Центра в г. Воронеже налажена
практическая работа по развитию системы
мониторинга качества окружающей природной
среды. Важным направлением развития активности
здесь представляется формирование ведомственной
сети наблюдений за состоянием окружающей
природной среды в г. Воронеже. В ее основе
идея управления качеством природной
среды непосредственно на первоисточнике
– объекте природопользования, что позволяет
оперативно работать непосредственно
с предприятиями по предотвращению возможного
негативного влияния на качество окружающей
среды. В рамках сотрудничества с комитетом
по охране окружающей среды и природных
ресурсов Администрации Ростовской области
Центром экологической политики разработан
проект областного закона «Об охране окружающей
среды Ростовской области».
Центром экологической политики открыты
общественные приемные (в том числе в двух
регионах области), где организован прием
граждан по актуальным вопросам охраны
окружающей среды. В планах расширения
работы приемной и развития экологической
культуры населения намечено проведение
краткосрочных целевых обучающих семинаров
для инициативных групп граждан (лицензия
Главного управления образования администрации
Воронежской области, Серия А № 099326, регистр.
№ ГУО – 477 от 14.10.2002г.).
Перспективные
направления работы:
В области экологического
права:
В области экономики природопользования: