Природопользование окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 22:52, доклад

Краткое описание

Нерациональное природопользование означает одностороннее, иждивенческое отношение к природе, стремление взять из географической среды как можно больше материальных благ. Нерациональным природопользование оказывается тогда, когда природная среда под его воздействием катастрофически теряет ресурсы, существенно снижает свои качества и свойства, необходимые для нормальной жизни человека. Типичные признаки нерационального природопользования - это вымирание отдельных видов флоры и фауны, снижение плодородия почв, появление антропогенных пустынь и земель, непригодных для их дальнейшего использования, загрязнение атмосферы и поверхностных вод отходами производства.

Файлы: 1 файл

Свиридов.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

 

 Управление охраной окружающей  среды и природопользованием  осуществляется как непосредственно  Президентом РФ, так и структурами  в его администрации. За время  действия института президентства  в России специальными структурами в администрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.

 

 При анализе деятельности  Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии в собственном аппарате. Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и на его основе образован Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, имеющий более низкий статус в сравнении с министерством. Тем же Указом ликвидирован как самостоятельный Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России, отвечавший за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Госсанэпиднадзор стал частью Минздрава РФ.

 

Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами - как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
  • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

 

Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей природной среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Правительство РФ:

  • обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
  • координирует деятельность министерств и ведомств на территории РФ в области охраны окружающей среды;
  • устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;
  • организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;
  • устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;
  • устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
  • принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;
  • организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан и др.

 

Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

 В решении задач обеспечения  рационального природопользования  и охраны природы велика роль  специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

 

 К специализированным относятся  органы, созданные исключительно  для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными органами.

 

 В ряду эколого-правовых проблем  в России организация системы  специально уполномоченных государственных  органов управления в этой  сфере остается наиболее острой. В отечественной науке права  окружающей среды к исследованию соответствующих вопросов обращались многие ученые. Однако традиционно рекомендации ученых на практике реализуются избирательно и неадекватно общественным потребностям.

 

 В последние годы система  центральных органов исполнительной  федеральной власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования. Решения, принимаемые по вопросам развития системы таких органов, основывались не на идеях целесообразности, обеспечения последовательного решения задач рационального природопользования и охраны природы, а исходя преимущественно из интересов ведомств, руководствуясь политическими соображениями.

 

 Существовавший Государственный  комитет РСФСР по экологии  и природопользованию был преобразован  в Министерство экологии и природных ресурсов РФ. Минэкоогии было переименовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Природоресурсные органы, на базе которых создавался Государственный комитет по экологии и природопользованию, вышли из его состава и стали вновь самостоятельными государственными структурами.

 

При очередном формировании структуры органов федеральной исполнительной власти решением Президента РФ Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов было упразднено. Вместо него создан Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология). Одновременно на базе упраздненной Минприроды, Комитета РФ по водному хозяйку и Комитета РФ по геологии и использованию недр было образовано Министерство природных ресурсов РФ.

 

Как отмечалось, статус центрального органа России, ответственного за управление в области охраны окружающей среды, в соответствии с Указом Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» существенно понижен. Правительством РФ были приняты постановления «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» и «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды», которыми до утверждения положений об этих органах было проведено разграничение некоторых их полномочий. Превысив свои полномочия,

 

Правительство РФ постановило возложить на Госкомэкологию России осуществление государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, межотраслевую координацию и функциональное регулирование в этой сфере деятельности, а также осуществление государственного экологического контроля, государственной экологической экспертизы и управления государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении.

 

 Что касается Министерства  природных ресурсов РФ, то на  него возложено проведение государственной  политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех  видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществление управления государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.

 

Помимо Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов РФ в систему специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды входят:

  • Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;
  • Федеральная служба лесного хозяйства России.

 

При множестве специально уполномоченных государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды происходит дублирование той или другой деятельности, и потому существенным является вопрос о ее координации. Под координацией понимается обеспечение взаимодействия или согласованного действия государственных органов или их структурных подразделений, не находящихся в отношениях подчинения, по решению возложенных на них нормативными правовыми актами общих задач и функций в области природопользования и охраны окружающей среды.

 

 В законодательстве функция  координации остается на данный  момент урегулированной слабо, недостаточно  последовательно. Так, постановлением  Правительства РФ «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды» на Госкомэкологию России возложены функции межотраслевой координации в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия. Однако одновременно координация по охране всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, постановлением Правительства РФ «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» возложена на Министерство природных ресурсов РФ. Известно, что охрана отдельных природных ресурсов есть часть охраны окружающей среды.

 

 Госкомэкология же будет  проводить и функциональное регулирование  в этой сфере деятельности, а  также осуществлять государственный  экологический контроль, государственную  экологическую экспертизу и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении.

 

 Что касается координации  деятельности в области использования  природных ресурсов, то данная  функция по вопросам использования всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, также возложена на Министерство природных ресурсов. Координация деятельности по использованию иных природных ресурсов (вне особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Госкомэкологии РФ) не регулируется вовсе.

 

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами

 

 В системе центральных органов  федеральной исполнительной власти  имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. К таким органам относятся:

  • Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;
  • Министерство здравоохранения РФ;
  • Федеральная служба геодезии и картографии России;
  • Министерство внутренних дел РФ;
  • Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • Министерство строительства РФ;
  • Федеральный горный и промышленный надзор России;
  • Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;
  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Федеральная пограничная служба РФ;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подведомственные органы являются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды по вопросам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Их деятельность в этой части координируется Госкомэкологией России. Росгидромет проводит свою деятельность на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ.

Управление природопользования Воронежа

Воронежская региональная общественная организация «Центр экологической политики»

 

    Воронежская региональная общественная  организация «Центр экологической  политики» создана в 2001 году при  участии представителей общественности, науки, бизнеса и Центра экологической политики России. 
 
    Главной задачей организации является гармонизация экологических интересов граждан, органов власти и бизнеса в области природопользования и охраны окружающей среды в регионе. При активном участии экспертов Центра в г. Воронеже налажена практическая работа по развитию системы мониторинга качества окружающей природной среды. Важным направлением развития активности здесь представляется формирование ведомственной сети наблюдений за состоянием окружающей природной среды в г. Воронеже. В ее основе идея управления качеством природной среды непосредственно на первоисточнике – объекте природопользования, что позволяет оперативно работать непосредственно с предприятиями по предотвращению возможного негативного влияния на качество окружающей среды. В рамках сотрудничества с комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области Центром экологической политики разработан проект областного закона «Об охране окружающей среды Ростовской области». 
 
    Центром экологической политики открыты общественные приемные (в том числе в двух регионах области), где организован прием граждан по актуальным вопросам охраны окружающей среды. В планах расширения работы приемной и развития экологической культуры населения намечено проведение краткосрочных целевых обучающих семинаров для инициативных групп граждан (лицензия Главного управления образования администрации Воронежской области, Серия А № 099326, регистр. № ГУО – 477 от 14.10.2002г.). 
      

Перспективные направления работы: 
 
    В области экологического права:

  • Cодействие в принятии регионального закона по охране окружающей среды Воронежской области.
  • Участие в разработке положения о муниципальном экологическом контроле г. Воронежа.
  • Участие в создании правового механизма торговли выбросами на основе опыта г. Воронежа и применение его на практике.

 

 

 В области экономики природопользования:

  • Обеспечение включения экологической компоненты в планы социально-экономического развития региона.
  • Обеспечение внедрения методик оценки ущерба, вызываемого загрязнением окружающей природной среды и деградацией природных объектов и ресурсов В области развития экологической культуры населения.
  • Проведение курсов обучения специалистов по программе дополнительной подготовки «Основы формирования экологической культуры населения».
  • Организация проведения круглого стола с представителями сферы «малого» бизнеса Воронежской области.
  • Проведение областного конкурса для некоммерческих и общественных организаций «Природа и общественность».
  • Организация и проведение работ по благоустройству памятников природы г. Воронежа.

Информация о работе Природопользование окружающей среды