Управление и контроль в области охраны окружающей среды и природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Примером экологических проблем в Москве является состояние атмосферного воздуха. Основными и постоянными источниками загрязнения воздушной среды считаются предприятия теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, объекты коммунального хозяйства, а также транспорт. Наибольшую опасность для жителей города представляют предприятия, в результате деятельности которых происходит выброс (сброс) радиоактивных веществ в окружающую среду и накопление радиоактивных отходов. Проблема утилизации, переработки, уничтожения и захоронения токсичных отходов остается одной из самых острых.

Оглавление

Введение
Функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Экологический контроль
Задача № 1
Задача № 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление и контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.doc

— 102.00 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

По экологическому праву

Тема: Управление и контроль в области  охраны окружающей среды и  природопользования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Экологический контроль

Задача № 1

Задача № 2

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Введение

Несмотря на защиту и оздоровление окружающей природной среды, влияние на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением отходов и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы и природных водных объектов. Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах Российской Федерации.

Примером экологических проблем в Москве является состояние атмосферного воздуха. Основными и постоянными источниками загрязнения воздушной среды считаются предприятия теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, объекты коммунального хозяйства, а также транспорт. Наибольшую опасность для жителей города представляют предприятия, в результате деятельности которых происходит выброс (сброс) радиоактивных веществ в окружающую среду и накопление радиоактивных отходов. Проблема утилизации, переработки, уничтожения и захоронения токсичных отходов остается одной из самых острых.

Экологический порядок означает правильное, налаженное выполнение экологических правил, в том числе и правил рационального использования природных ресурсов. Экологическая безопасность предполагает защищенность как населения, так и окружающей среды в целом или ее компонентов от возможного причинения вреда, в том числе предусмотренного нормами уголовного закона.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, двух задач и заключения.

 

 

Функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Окружающая природная среда - природные ресурсы - экстерналии (внешние эффекты) - охрана окружающей среды - природопользование - принцип нормативного качественного состояния окружающей среды - макроэкономические меры -система специальных механизмов и инструментов - экологиче­ские налоги - ускоренная амортизация - платежи за загрязне­ние - продажа прав на загрязнение - финансирование природо­охранных предприятий - экологические фонды - государствен­ные субсидии - платное природопользование - штрафы - эколо­гические программы.[1]

Обеспечение экологической безопасности в сфере хозяйственной дея­тельности становится все более важной функцией государства. Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный характер, осознаны сегодня практически во всех странах мира. Очевидно, что экологическая деградация окружаю­щей среды и биосферы (опустынивание, обезлесение, дефицит сырья, пар­никовый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового океана, исчезновение некоторых ви­дов животных и растений и др.) может привести к непредсказуемым по­следствиям и будет угрожать самому существованию человека как вида.

Вместе с тем решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов невозможно. Рыночная система является эффективной при ис­пользовании и распределении ресурсов, имеющих денежную оценку, и дает сбои при использовании ресурсов с заниженной ценой или вообще бесплат­ных, к которым относятся и природные ресурсы.

Природные ресурсы - это ресурсы, образовавшиеся в окружающей природной среде (естественной среде обитания и производственной дея­тельности человека) в результате естественных процессов. К ним можно отнести элементы литосферы, гидросферы и атмосферы, а также солнечное излучение, тепло Земли, рельеф местности, климат, растительность, сооб­щества живых и неживых организмов и т.п. Большинство природных ресурсов не имеет рыночной стоимости, так как они не продаются на рынке (например, чистый воздух, ландшафты и пр.).

При использовании природных ресурсов возникают так называемые экстерналии (внешние эффекты). Это издержки, которые трудно оценить количественно (придать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и/или не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда - и для будущих поколений. Открытый доступ ко многим природным ресурсам приводит к их сверхэксплуатации, часто вплоть до полной деградации. Варварская вы­рубка лесов, неумеренное рыболовство, безграничные выбросы в атмосфе­ру промышленных отходов и многое другое является примером такой сверхэксплуатауции. Все тому подобное нарушает экобаланс несмотря на то, что экосистемы обладают способностью поглощать загрязнения и отхо­ды без ущерба природной среде (например, тропические или манговые ле­са, ассимилирующая способность морей). Поэтому здесь особенно важны контрольные функции природоохранных органов государства и комплекс его управляющих и регулирующих воздействий на создание условий, при которых всем хозяйственно-производственным субъектам выгодно забо­титься об экологической обстановке.

Неэффективность рыночного механизма, так называемые провалы рын­ка, в области охраны окружающей среды и природопользования обусловли­вает необходимость государственного регулирования процессов природо­пользования.

Охрана окружающей среды - совокупность всех мероприятий госу­дарства, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благо­приятных естественных природных условий. Природопользование - сово­купность воздействий человека на географическую оболочку Земли, рассмат­риваемых в комплексе (в отличие от отраслевых понятий - водопользования, землепользования, лесопользования и т.п.). Правовое регулирование отноше­ний по охране окружающей среды и природопользованию ведется на основе законодательства Российской Федерации.

Целью государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в России является переход к устойчивому раз­витию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономичес­ких задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и при-родно - ресурсного потенциала в интересах удовлетворения потребностей ны­нешнего и будущих поколений людей.

Особенность системы государственного регулирования природоохран­ной деятельности состоит в наличии нескольких уровней регулирования: об­щегосударственного, регионального, местного. В последние годы прослежи­вается тенденция увеличения количества органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственные за состояние окру­жающей среды на «своем участке» и расширение их функций в этой области. Практически во всех развитых странах появились центральные органы, осу­ществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Например, в США в соответствии с Актом о национальной поли­тике в области окружающей среды (1969) созданы федеральное Агентство по охране окружающей среды, имеющее свои отделения в ряде штатов, и совет по ее качеству при президенте.

В нашей стране единую государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляют Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Указанные феде­ральные органы осуществляют координационные функции, разрабатывают и издают соответствующие нормативные правовые акты и контролируют их выполнение.

Поиск эффективных государственных регуляторов в области охраны окружающей среды и природопользования начался на рубеже 60-70-х гг. XX в., когда экологические проблемы резко обострились. В этот период государственное регулирование было направлено на ликвидацию последст­вий накопленного загрязнения. Принимаемые меры касались в основном негативных итогов производственной деятельности и почти не затрагивали первопричин деградации окружающей среды. Акцент делался на законода­тельных ограничениях вредных воздействий на окружающую среду, госу­дарственном нормировании и контроле, а также на санкциях. Важнейшим принципом принимаемых законов по охране природы стал принцип «за­грязнитель платит», введенный Организацией экономического сотрудниче­ства и развития (ОЭСР) в 1972 г. Осуществлялось безвозмездное субсиди­рование природоохранной деятельности. Экономическому регулированию, стимулированию охраны природы в этом период уделялось мало внимания. Ограниченность такого подхода очевидна. Однако он был оправдан, так как в ряде случаев приходилось срочно спасать нарушенные прошлой дея­тельностью экосистемы.[2]

Эффективная экологическая политика государства основывается на гибком сочетании макроэкономических мер и мероприятий, имеющих соб­ственно экологическую направленность. Макроэкономические меры -это меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне от­дельных секторов (народнохозяйственных комплексов). Они могут не иметь в явном виде экологических целей. Среди таких мероприятий можно выделить структурную перестройку, изменение обменного курса нацио­нальной валюты, сокращение дефицита государственного бюджета, финан­сово-кредитную политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного сектора, институциональные преобразования, реформы цен и налогообложения в основных секторах экономики, создание условий для иностранных инвестиций и т.д. Все эти мероприятия, механизмы и рефор­мы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической си­туации.

Так, осуществляемый в России переход к рынку предполагает задание жестких экологических рамок для альтернативных вариантов развития. В условиях жесткой конкуренции, массовых банкротств, ужесточения финан­совой ситуации для предприятий (вне зависимости от их типа - государст­венных, кооперативных, акционерных, частных, и от сферы деятельности -промышленность, сельское хозяйство и т.д.) одной из первых жертв борь­бы за выживание становится природа. Предприятия стремятся всячески экономить на природоохранных мерах, на приобретении экологического оборудования, так как экологические затраты не увеличивают выпуск ос­новной производственной продукции, кроме того или скрываются выбросы и сбросы загрязняющих веществ, захоронения отходов для того, чтобы из­бежать платы за них, штрафов и т.д. С учетом отдаленных эколого-экономических последствий недостаточный учет экологических аспектов ведения хозяйства при проведении макроэкономических преобразований может привести к разрушению природной среды, что в конечном счете разрушит и саму экономику, и рынок.

На макроэкономическом уровне государственное регулирование должно носить экологосбалансированный характер. Например, суть эколо­гически ориентированного изменения структуры экономики состоит в ста­билизации роста и объемов производства природоэксплуатирующих, ре­сурсодобывающих отраслей при быстром развитии на современной техно­логической основе всех производств, связанных с преобразованием при­родного вещества. Речь идет о глобальном перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в пользу ресурсосберегающих отрас­лей и видов деятельности. Такая структурная перестройка экономики по­зволит значительно уменьшить природоемкость производимой продукции и услуг, снизить нагрузку на окружающую среду и сократить общую по­требность в природных ресурсах.

Система специальных механизмов и инструментов, непосредст­венно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природ­ных ресурсов, включает мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основными эле­ментами являются:

-            непосредственное осуществление государством различных мер приро­доохранного характера (организация и финансирование соответствующих НИОКР, подготовка специалистов, установка очистительных сооружений и осуществление мероприятий по отдельным объектам, выполнение обяза­тельств в рамках международных программ и организаций);

-            контрольно-запретительное регулирование (экологическая экспертиза, экологические нормативы и ограничения, соглашения между государством и корпорациями, государственное инспектирование предприятий, приостанов­ление деятельности, экономические и административные санкции: платежи за загрязнение, штрафы за нарушение природоохранных законов);

-            государственное экономическое стимулирование и поддержка приро­доохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологи­ческих фондов);

-           меры государства, побуждающие природопользователей к охране ок­ружающей среды (побудительные отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение);

-           формирование и реализация экологических программ.

Эти мероприятия нацелены на охрану окружающей среды и улучшение использования природных ресурсов. Данные меры носят в большинстве слу­чаев вспомогательный (компенсирующий) и локальный характер по отноше­нию к макроэкономическим мероприятиям. В случае появления негативных экологических эффектов от проведения «большой» экономической политики, государство бывает вынуждено реализовывать дополнительные экологиче­ские программы или мероприятия для стабилизации ухудшающейся экологи­ческой ситуации.[3]

Таким образом, государство устанавливает цели природоохранной по­литики, определяет ее приоритеты и разрабатывает нормы взаимоотношений с (между) природопользователями, т.е. правила, которые и составляют эко­номический механизм. Сам же этот механизм функционирует на рыночной основе с элементами мер принуждения как экономического, так и неэконо­мического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Управление и контроль в области охраны окружающей среды и природопользования