Управление и контроль в области охраны окружающей среды и природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Примером экологических проблем в Москве является состояние атмосферного воздуха. Основными и постоянными источниками загрязнения воздушной среды считаются предприятия теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, объекты коммунального хозяйства, а также транспорт. Наибольшую опасность для жителей города представляют предприятия, в результате деятельности которых происходит выброс (сброс) радиоактивных веществ в окружающую среду и накопление радиоактивных отходов. Проблема утилизации, переработки, уничтожения и захоронения токсичных отходов остается одной из самых острых.

Оглавление

Введение
Функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Экологический контроль
Задача № 1
Задача № 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление и контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
gn:justify"> 

 

Экологический контроль

В соответствии с действующим законодательством, основными задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; а также проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по его обеспечению.

Экологический контроль состоит из двух этапов. Первый – сбор и обработка исходных данных. Второй – осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились две формы экологического контроля – предупредительная и карательная. Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относится право посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей; проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов; устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ; назначать государственную экологическую экспертизу; требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

Для решения круга задач, установленных действующим законодательством в рамках экологического контроля, потребовалось объединение усилий ряда государственных органов на разных уровнях законодательной и исполнительной власти. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления, их функции в части осуществления экологического контроля могут быть ограничены либо общей компетенцией, либо иметь специализированный, отраслевой характер.

Общеэкологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые, наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление в Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Действующим законодательством федеральным органам власти предоставлено право не только осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения. К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ «О недрах» и др. В водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения. Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органам исполнительной власти поручено его осуществление.

Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а также соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации. По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся, в частности, МВД России и др. Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель. В некоторых случаях в сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим шагом является предписание об устранении экологического правонарушения, которое подготавливается на основании Закона «Об охране окружающей природной среды» и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Также Кодекс об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа. К мерам государственного экологического контроля относится и постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении (приостановлении) или прекращении хозяйственной и иной деятельности. Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

Общественные организации и объединения, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды», также могут осуществлять экологический контроль. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, вместе с тем, он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. Вследствие этого, общественный экологический контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задача № 1

 

Органы местного самоуправления Ленинградской области приня­ли решение, в котором объявили атмосферный воздух высотой воз­душного столба до 11 км собственностью области и установили пла­ту за пользование этой частью воздушного бассейна в качестве природного ресурса. Прокурор области опротестовал решение об объявлении атмосферного воздуха собственностью Ленинградской об­ласти, как противоречащее закону.

Решите дело.

Есть ли правовое различие между охраной права собствен­ности на природные ресурсы и охраной окружающей природной среды.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права – конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Охрана окружающей природной среды является одним из полномочий ОМС и предусмотрена ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, объектами права собственности могут быть земля и другие природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир, а также природные комплексы. Атмосферный воздух объектом права собственности не является, поскольку не может быть индивидуализирован, а поэтому исключается возможность владения им.

Следовательно, протест прокурора соответствует законодательству.

 

Задача № 2

 

Государственной приемочной комиссией был подписан акт о приемке к эксплуатации нового цеха металлургического государс­твенного предприятия с оговоркой, что строительная организация гарантирует через год обеспечить ввод системы очистных сооружений. Однако строительная организация своих обязательств не вы­полнила. Сточные необезвреженные воды загрязнили реку, нанесли вред рыбным запасам, испортили пляжи и места отдыха населения.

В чем состоят нарушения порядка приемки объекта?

Какие меры ответственности предусмотрены экологическим законодательством за нарушения порядка приемки объекта с наруше­ниями экологических требований к эксплуатации?

В данном случае приемка могла быть произведена только после того, когда были введены в действие системы очистных сооружений,т.к. это является непременным условием для функционирования цеха металлургического предприятия.

Согласно ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Несмотря на защиту и оздоровление окружающей природной среды, влияние на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением отходов и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы и природных водных объектов.

Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах Российской Федерации.

Примером экологических проблем в Москве является состояние атмосферного воздуха.

Основными и постоянными источниками загрязнения воздушной среды считаются предприятия теплоэнергетики, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, объекты коммунального хозяйства, а также транспорт.

Наибольшую опасность для жителей города представляют предприятия, в результате деятельности которых происходит выброс (сброс) радиоактивных веществ в окружающую среду и накопление радиоактивных отходов.

Проблема утилизации, переработки, уничтожения и захоронения токсичных отходов остается одной из самых острых.

Экологический порядок означает правильное, налаженное выполнение экологических правил, в том числе и правил рационального использования природных ресурсов.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011)

2.      Аленков Е.Г., Ермакова И.В.  Экологическое состояние территории России. Учебник. М., 2010

3.      Андрейцев. Экологическое право. М.: 2007;

4.      Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М.: 2009;

5.      Боголюбов С.А.. Экологическое право. М.: 2010.

6.      Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М.: 2010;

7.      Миркина Б.М. Экология России. М., 2007

8.      Чернова Н.М. Основы экологии. М., 2009.

9.      Экологическое право России. Учебник / Под ред. В.Д. Ермакова и А.Я. Сухарева, М.: 2007

 



[1] Андрейцев. Экологическое право. М.: 2007

[2] Чернова Н.М. Основы экологии. М., 2009

 

[3] Чернова Н.М. Основы экологии. М., 2009

 


Информация о работе Управление и контроль в области охраны окружающей среды и природопользования