Конституционные принципы природопользования и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:59, реферат

Краткое описание

Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.

Оглавление

Введение 3
1 Принципы экологического права 4
2 Принципы природопользования 8
3 Пять Конституций 10
Заключение 14
Список используемой литературы: 15

Файлы: 1 файл

реферат!БЖД!!!.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

«Пензенская государственная технологическая академия»

 

Кафедра «БТБ»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Экологическое право»

На тему «Конституционные принципы природопользования и охраны окружающей среды»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 09ЭК

Бочарова С.А.

Проверил: доцент кафедры  «ФБПТС»

Бубновая Н.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза 2012

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.

Статья 9 Конституции  РФ определяет землю и другие природные  ресурсы как основу жизни и  деятельности народов.

Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.

Принципы природопользования:

1. общественные принципы (народовластие, федерализм, равноправие, законность, взаимосвязь прав и обязанностей);

2. принципы, непосредственно относящиеся к природопользованию (подконтрольность права пользования государству, целевой характер пользования, сочетание использования и охраны).

Виды природопользования выделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающей и универсальной. Наиболее широко применяется следующая классификация видов права природопользования:

1. по видам эксплуатируемых природных объектов;

2. по сферам человеческой деятельности;

3. по субъективному и объективному составу.

 

 

 

 

1 Принципы экологического права

Под принципами экологического права понимают основные положения, определяющие цели, задачи, порядок  и условия правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды. 
Выделяют общие принципы российского права, действие которых распространяется на все отрасли права, и отраслевые принципы, определяющие порядок правового регулирования использования и охраны природных объектов. 
Отраслевые принципы подразделяются на две группы: 
1) принципы правовой охраны окружающей среды;

2) принципы природопользования.

Принципы правовой охраны окружающей среды. 
Основные принципы охраны окружающей среды закреплены в ст. 3 Федерального закона (ФЗ) «Об охране окружающей среды».

1. Принцип соблюдения  права человека на благоприятную  окружающую среду и обеспечение  благоприятных условий жизнедеятельности  человека. 
Центральное место в системе экологических прав занимает право граждан на благоприятную окружающую природную среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11,12 Закона РФ «Об охране окружающей среды». Закрепление данного права не означает полного запрета на осуществление вредного воздействия на окружающую среду, поскольку полностью исключить такое воздействие невозможно по объективным причинам. Законодательство определяет границы допустимого воздействия на окружающую среду с учетом характера и степени вредного воздействия на здоровье человека и состояние естественных экологических систем.

2. Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. 
Данный принцип имеет несколько аспектов в своем значении. 
Во-первых, предполагает требование научной обоснованности экологических нормативов. Их разработка осуществляется на основе научных данных о степени воздействия на окружающую среду и здоровье человека. 
Во-вторых, означает требование экономической эффективности природоохранных мероприятий. Законодательно закреплены правовые методы экономического регулирования охраны окружающей среды. Согласно ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды» к таким методам относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

3. Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Ст. 3, 11 и 12 Закона РФ «Об экологической экспертизе» и ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Потенциально опасной является любая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, что влечет, во-первых, обязанность инициатора хозяйственной и иной деятельности подготовить экологическое обоснование проекта соответствующей деятельности и выполнить установленные в проекте меры, направленные на предотвращение экологического вреда; во-вторых, обязанность соблюдения разрешительного порядка воздействия на окружающую среду, а в необходимых случаях — проведение государственной экологической экспертизы.

4. Принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды.

Находит отражение в законодательстве в форме требований комплексного, экологически безопасного природопользования. Под комплексным понимают природопользование, не наносящее вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. Экологически безопасное природопользование означает использование природных ресурсов способами, не приводящими к причинению вреда здоровью и жизни граждан. Экономический аспект данного принципа заключается в установлении требования экономически целесообразного и эффективного природопользования, при котором обеспечивается максимальное достижение положительного экономического эффекта при минимальных затратах природных ресурсов.

5. Принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов. Данный принцип предусмотрен в ч. 13 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Рассматриваемый принцип содержит единый критерий допустимого воздействия на окружающую среду, который является основой для разработки нормативов в области охраны окружающей среды и установления экологических требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.

6. Принцип гласности  в области охраны окружающей  среды реализуется в двух формах: 
1) обеспечение открытого доступа к экологической информации;

2) обеспечение гласности природоохранных мероприятий.

В соответствии со ст.42 Конституции  РФ «каждый имеет право на достоверную  информацию о состоянии окружающей среды». Обязанность предоставления такой информации возлагается на государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и управлением области охраны окружающей среды. Специальным законодательством регламентирован порядок ограничения доступа к экологической информации, т. е. отнесения данной информации к разряду коммерческой либо государственной тайны. 
7. Принцип международного сотрудничества в области охраны природной среды обусловлен межгосударственным характером проблем охраны природной среды. 
Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется по следующим основным направлениям:

- охрана озонового  слоя;

- предотвращение и устранение трансграничных загрязнений;

- охрана природных  объектов, находящихся в общем  пользовании нескольких государств;

- предотвращение антропогенного изменения климата на планете.

Правовую основу международного сотрудничества в данной области  составляют акты международного нормотворчества, которые подразделяются на три группы:

1) нормативно-правовые акты, принимаемые международными организациями (ООН и др.);

2) международные соглашения (Договор об охране ресурсов моря и др.); 
3) международные конвенции, которые принимаются в рамках международных конференций. Наиболее значимой является конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой были определены принципы международно-правовой охраны природной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Принципы природопользования

Правовые принципы природопользования содержатся в актах природо-ресурсного законодательства, а также выводятся на основе анализа норм соответствующих подотраслей экологического права.  К принципам природопользования относятся:

1. Принцип рационального природопользования. В природоресурсных отношениях рациональность природопользования находит проявление в следующих показателях:

- достаточно полное использование добываемых природных ресурсов и соответственно уменьшение количества потребляемых ресурсов;

- обеспечение восстановления возобновимых природных ресурсов;

- полное и многократное использование отходов производства;

- значительное уменьшение загрязнения окружающей среды.

2. Принцип платности специального природопользования. Специальное природопользование, осуществляемое в экономических целях, является платным, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Общее природопользование, осуществляемое гражданами в целях удовлетворения потребностей неимущественного характера (в целях отдыха, водоснабжения, перемещения и других целях), является бесплатным.

3. Презумпция общедоступности природных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Природные объекты, находящиеся в публичной собственности, признаются общедоступными, за исключением случаев, установленных законом. Данный принцип соответствует смыслу п. 1 ст. 9 Конституции РФ. К исключениям из правила об общедоступности природных объектов относятся:

- передача природного объекта в частную собственность либо титульное пользование юридическим или физическим лицам;

- установление ограничений, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности человека;

- введение охранных режимов, обеспечивающих сохранность особо ценных природных объектов и комплексов.

Использование природного объекта в соответствии с его целевым назначением. Целевое назначение природного объекта — это режим использования природного объекта, при котором допустимые пределы и способы природопользования определяются в соответствии с целью пользования, установленной в разрешительных документах на право пользования, либо в административных актах, регламентирующих статус природного объекта. 
Другие принципы:

• ответственность органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; 
• независимость контроля в области охраны окружающей среды; 
• обязательность   проведения   государственной   экологической   экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 
• учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 
• обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; 
• ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 
• организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.

 

 

 

3 Пять Конституций  

В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций—соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.

Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что  показывает в целом относительную стабильность конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Конституция 1918г. — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, которая своим появлением ознаменовала становление основ советского права.

 Конституция 1918 года — конституция России в 1918—1937 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Основные принципы Конституции  были сформулированы в ее шести разделах: 
 
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;  
 
II. Общие положения Конституции ;  
 
III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);  
 
IV. Активное и пассивное избирательное право;  
 
V. Бюджетное право;  
 
VI. О гербе и флаге .

Информация о работе Конституционные принципы природопользования и охраны окружающей среды