Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:15, реферат
Существовала и другая концепция подхода к природе - дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи называют основоположником такого подхода Фридриха Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней». Может быть, именно в развитие этого тезиса родился в 1950-х г
На основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных законов,
нормативных указов Президента РФ Правительство
РФ издает постановления и распоряжения,
отвечая также за их исполнение.
Постановление Правительства
Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетентных органов управления и контроля. Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.
Природоохранительные
Подводя итоги, следует отметить,
что развитие нашего общества, научно-технический
прогресс создают новые экологические
проблемы, связанные с охраной
окружающей природной среды и
рациональным использованием ее ресурсов.
Поэтому развитие эколого-правовых
норм - процесс непрерывный и
3. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции
Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам
общей компетенции относятся: Президент,
Федеральное Собрание, Государственная
Дума, Правительство РФ, представительные
и исполнительные органы власти субъектов
Федерации, муниципальные органы. К
государственным органам
Экологическая политика Российской
Федерации в области охраны окружающей
среды и рационального
Основными стратегическими целями экологической политики России являются:
последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;
последовательное достижение
на каждой конкретной территории надлежащего
качества среды обитания, отвечающего
не только принятым сегодня санитарно-
восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях) генетического фонда животного и растительного мира;
рациональное использование
всего природоресурсного
Реализации перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природопользования.
4. Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы
Высшие федеральные, республиканские,
областные, краевые законодательные
органы России, согласно Закону РФ «Об
охране окружающей природной среды»,
призваны определять основные направления
государственной
По Конституции РФ, природопользование,
охрана окружающей природной среды,
обеспечение экологической
Определение основных направлений
экологической политики, утверждение
экологических программ, установление
правовых и экономических основ
регулирования охраны окружающей природной
среды и обеспечение
Планирование, финансирование
и материально-техническое
Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.
Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронения отходов. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ.
Государственный экологический
контроль, государственная экологическая
экспертиза, решение об ограничениях,
приостановлении, прекращении деятельности
экологически вредных производств
и услуг. Привлечение к административной
и уголовной ответственности
за экологические преступления. Предъявление
исков в суд, арбитражный суд
о взыскании ущерба, причиненного
экологическим
Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.
Международное сотрудничество.
Все управленческие структуры
призваны решать указанные в перечне
вопросы и задачи. Разграничение
сферы деятельности их идет по двум
направлениям: пространственному и
ресурсовому. Согласно первому, представительные
и исполнительные органы Федерации
осуществляют указанные полномочия в
масштабе всей территории России. Органы
субъектов Федерации реализуют свои полномочия
в границах представляемых ими административно-
Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительно федеральную собственность. Это определяет объем представленных полномочий. Например, выдача разрешений на природопользование принадлежит практически всем органам управленческого уровня. Однако каждый раз оно распространяется только на те природные ресурсы, которые находятся, соответственно, в ведении Федерации, субъектов Федерации или местных органов. Согласно данному порядку, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсы, выдается исполнительным органом Федерации. Такие же права принадлежат областным, краевым органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их ведении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности. Например, право на выдачу разрешений на отдельные виды лесопользования, использования ресурсов водоемов местного значения.
Конкретные полномочия раскрываются в отраслевых законодательных актах.
Существует также
5. Развитие экологического движения
Экологическое движение в России имеет свои исторические корни. Еще во времена Ярослава Мудрого в первом законодательном сборнике «Русская Правда» предусматривалось наказание за порчу охотничьих угодий и воровство ловчих птиц.
В XVIII в. Петр I своими указами
предписывал оберегать
Более полувека назад замечательный русский ученый-академик В. И. Вернадский показал, что мощь человеческой деятельности сравнима с геологической силой Земли, сдвигающей континенты, поднимающей горные массивы, опускающей материки. С тех пор мощь эта возросла в десятки раз, и сегодня уже не деятельность человечества в целом, а всего одно предприятие может нанести огромный, а иной раз и непоправимый вред громадному региону. А поскольку любой регион связан неразрывными экологическими узами с континентом, со всей атмосферой, сушей и водой земного шара, вред этот зачастую приобретает глобальные масштабы и вызывает отрицательные последствия для нормального существования жизни на Земле, для закономерного протекания планетарных процессов. Такая мощь требует и соответствующего ей сознания и мышления, профессиональной подготовки и материально-технического обеспечения.
В структуре современного экологического движения в России следует отметить три существенных элемента:
формирование экологического сознания;
развитие организационных форм экологического движения;
наличие различных путей и методов реализации задач, поставленных экологическим движением.
Формирование экологического
сознания. Любое общественное движение
носит осмысленный и
Однако нарастание экологического
кризиса и недостаточная
Трагедии Чернобыля и Арала, крупные аварии и катастрофы техногенного характера окончательно повернули общественное мнение в сторону необходимой защиты окружающей природной среды и положили начало широкому экологическому движению в России.
Развитие организационных
форм экологического движения. Практика
экологического движения в России выработала
несколько организационных
добровольные общества: Московское общество испытателей природы, Всероссийское общество охраны природы, Союз научно-технических обществ, Общество защиты животных и др.;
союзы: Экологический союз, Социально-экологический союз, ассоциация «Экология и мир», Ассоциация содействия экологическим проектам, Центр экологических проектов, Экологический центр и др.;
фонды: Экологический фонд, Фонд Байкала, Фонд Арала, Фонд защиты Ямала, Фонд Чернобыля, Молодежный экологический фонд и т.д.;
самостоятельные организации: клубы, патрули, дружины, коммерческие кооперативы, частные предприятия и организации по оказанию экологических услуг.
Наличие различных путей и методов реализации задач, поставленных экологическим движением. По профилю деятельности общественные образования экологические движения в России могут быть комплексными и специальными. Комплексные занимаются охраной окружающей природной среды в числе других выполняемых ими функций. Специальные - выполняют лишь одну экологическую функцию.
Несмотря на многообразие форм экологического движения, цели у них общие:
содействие решению
пропаганда экологических знаний;
развитие экологического воспитания и образования;
общественный природоохранный контроль.
Одним из методов решения задач, поставленных экологическим движением, является организация забастовок, собраний, митингов, референдумов по вопросам охраны окружающей природной среды.
Граждане и общественные организации вправе обращаться с требованиями о прекращении экологически вредной деятельности и возмещении причиненного вреда в административные органы, суд и арбитражный суд.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», вступивший в силу 10 января 2002 г., обязывает государственные органы оказывать всемерное содействие деятельности экологических организаций, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и законных требований.
Гармонизация отношений природы, человека, закона - ключевая триада и формула действия современного экологического движения в России.
Литература
Авраменко И.М. Природопользование. Белгород, 2007.
Арустамов Э.А. Природопользование. М., 2006.
Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону, 2006.
Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» // Российская газета. 2002. Январь.
Гиляров А.М. Популяционная экология. М., 2005.
Коробкин В.И. и др. Экология. Ростов-на-Дону, 2008.
Петров В.И. Экологическое право. М., 2005.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 2008.
Похожие рефераты:
Проблемы загрязнения окружающей среды
Человек и окружающая среда: история взаимодействия. Глобальные экологические проблемы современности. Загрязнение литосферы. Другие загрязнения. Перспективы развития и решения экологических проблем.