Опытно исследовательская деятельность с детьми старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

ССовременное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….1
1.Содержание опытно – исследовательской деятельности дошкольников…………………………………………………………………...2
2.Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………........................................................................11
3.Условия для экспериментирования в группе………………………………..................................................................16
Заключение…………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………….22
Приложение

Файлы: 1 файл

к.р.по экологии.docx

— 62.40 Кб (Скачать)
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

    1.      Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание,1988  №7

    2.      Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик  Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.,1997

    3.      Бауэр В.Э. Влияние чувственного опыта на эффективность  развития детей . Школа,2000

    4.      Богданец Т. Экологическое воспитание – первое представление об игре// Дошкольное воспитание, 2003 №3

    5.      Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе  детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2009

    6.      Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М: Просвещение,1989

    7.      Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005

    8.      Дерябко О.В. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Московский психолого-педагогический институт: М.,1999

    9.  Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

    10.  Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 2003 №7

    11.  Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7

    12.  Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты  в детском саду М: Творческий центр, 2008

    13.  Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание , 2004 №7

    14.  «Мы». Программа экологического образования  детей \Н.Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2003

    15.  Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой  // Воспитание дошкольников, 2000 №7

    16.  Рыжова Н. Песок, глина, камни // Дошкольное воспитание, 2004 №7

    17.  Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой М: Просвещение, 1983 
     
     
     
     
     
     

       

                                       Памятка воспитателю:

В ходе проведения эмпирических исследований можно  выделить несколько  общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно  решать задачи исследовательского обучения.

Самое главное – подходите  к этой работе творчески.

Для этого:

  1. Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
 
 
 
 
 
 
 

Проекты в опытно - исследовательской деятельности

Проект  «Творческая коллекция  удивительных камней».

Цель:расширить знания детей о камнях.

Детям и родителям  в течении месяца собрать коллекцию  камней. Для этого необходимо сделать  зарисовки о том, чем они отличаются и чем похожи, что удивительного  в них.

Итог: выставка семейных коллекций камней с придуманными названиями.

Проект  «Чудо - снежки».

Цель:  Дать детям понятие «удивительное рядом», обратить внимание на красоту снежинок.

Дать детям  и родителям задание во время  зимних прогулок понаблюдать  за падающими снежинками, рассмотреть их необычное строение на варежке, дома зарисовать на листе  бумаги, вырезать.

Итог:украшение елочки во дворе детского сад разнообразными снежинками, рассматривание красивого убранства елочки.

Проект  «Лесные разведчики».

Цель:открыть для себя как можно больше прекрасного и удивительного в неживой природе.

Дети с родителями  гуляют по парку, лесу.  Затем они олицетворяют себя с камнями, солнцем, облаками, одушевляются, начинают разговаривать, ставя проблему и решая ее вместе с родителями. 

Проект  «Вода».

Цель: Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды

Детям предлагается придумать различные способы, как  устранить потерю воды в кранах и  т.п. В данном проекте необходима большая, предварительна работа взрослых, которые бы направляли детей к  правильным, логическим ответам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анкета  для родителей

      1.    Что такое экология?

      2.    Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

      3.    Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

      4.    Вы часто гуляете с ребенком? Где?

      5.    Как ваш ребенок относится к объектам природы?

      6.    Какую погоду вы любите, почему?

      7.    Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

      8.    Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

      9.    Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?

      10.Как ребенок  выражает свои эмоции если  видит  необычное  в природе (радуга, гроза, роса…)?

      11.Показываете  ли вы ребенку фокусы или  занимательные опыты с водой,  снегом, льдом?

      12.Как вы  думаете, получит ли ваш ребенок  знания о природе в детском саду? 
       

Игры - эксперементы

Игра - эксперимент  «Исследователи природы»

(последовательность  выполнения действий)

Цель:привлечь внимание детей  к осязательным ощущениям, запахам, как средству получения информации об объектах  неживой природы.

Материал: пластмассовые стаканчики с водой, песком, глиной, камушками, ракушками.

Ход игры – эксперимента.

Вводим игровую  ситуацию, предлагаем добыть ребенку  информацию об объектах  неживой природы с завязанными глазами. Подчеркнуть, что делать это нужно  медленно  ми осторожно. Попросить рассказать  кК они воспринимают объекты  на ощупь.

Игра - эксперимент  «Самый внимательный»

(соблюдение  мер безопасности при проведении опыта)

Цель:развитие внимательности, наблюдательности в эксперименте с объектами неживой природы.

Материал:«волшебные дощечки» на которых наклеены разные природные материалы: кора, иголочки, камешки, земля, песок.

Ход игры—эксперимента:

Воспитатель предлагает на выбор «волшебные дощечки», дети проверяют их с материалами и  объектами неживой природы, ощупывать  их, рассказывают о своих ощущениях.

Игра- эксперимент  «Прогулка с увеличительными стеклами»

(выбор материала)

Цель:развитие чувствительного опыта, внимания, сосредоточенности при нахождении объектов и явлений неживой природы.

Материал:увеличительные стекла.

Ход игры—эксперимента:

Игры - эксперименты протекают во время прогулки. Детям  раздаются увеличительные стекла (лупы). Предложить детям найти необычные  явления и объекты неживой  природы: камни, капли воды на травинке, следы на мокром песке, внимательно  их рассмотреть. Проследить, чтобы  все находки были  возвращены на место. После возвращения  с прогулки  попросить детей  нарисовать то, что они наблюдали через лупу.

Опыт  «Есть ли воздух»

(фиксирование  результатов)

Цель:обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Материал:воздушный шарик, таз с водой, пустая пластиковая бутылка.

Ход опыта:Воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, есть ли воздух в пустой пластиковой бутылке? Как мы можем это проверить? Ребенок проводит опыт, сам выбирает объект  опыта и оборудование. Он опускает прозрачную бутылку в таз с водой так, что она заполняется.  Воспитатель задает вопрос: « Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки?».

Ребенок сам  делает вывод, что большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом  деле  заполнены воздухом.

Дидактическая игра «Салон природы»(использование результатов в  игровой деятельности).

Цель:определение особенности предпочтенной детьми минеральных объектов природы и художественных образов  природы.

Материал:коллекция камней, коллекция ракушек, иллюстрации с природными явлениями.

Ход игры:Воспитатель предлагает приобрести в «Салоне природы» любые три понравившиеся  предмета или иллюстрации, если объяснит, для чего их приобретает и почему именно их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перспективный план  познавательной деятельности  с детьми в опытно - исследовательской работе с объектами и явлениями неживой природы

Организация обучения на занятиях Совместная  деятельность взрослого  с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа  с родителями
 
 
с

е

н

т

я

б

р

ь 

Тема: «Воздух»  

Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха

Опыт:

«Воздух невидимка»

(опыт №2 раздел  «Воздух»)

  Игра-эстафетас воздушными шарами, ленточками, вертушками   

Игра на духовых музыкальных инструментах.

Опыт:

«Поймай воздух»

(опыт №7, раздел  «Воздух»)

Проект «Воздух повсюду»  

Цель:Расширить представления о свойствах воздуха.

 
 
о

к

т

я

б

р

ь 

Тема: «Знакомство с  ветром»

Цель:Познакомить детей с природным явлением - ветер

Опыт:  «Как рождается ветер»

(опыт №6, раздел  «Воздух»)

Изготовление  вертушек  

Игра «А если бы?»

Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки»

Рисование «Нарисуй ветер»

Опыт

«Как услышать воздух?» (опыт №4, раздел «Воздух» )

 
 
н

о

я

б

р

ь 

Тема: «Ветер –труженик»  

Цель:Экспериментирование со свойствами ветра

Опыт: «Здравствуй ветер!»

(опыт №1, раздел  «Воздух» )

П/и «Попади в обруч» с бумажными самолетиками

Наблюдениеза флюгером на участке.

Интервьюирование  детейродителями «Что такое ветер?»

Информация о работе Опытно исследовательская деятельность с детьми старшего возраста