Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:15, контрольная работа
ССовременное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Введение……………………………………………………………….1
1.Содержание опытно – исследовательской деятельности дошкольников…………………………………………………………………...2
2.Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………........................................................................11
3.Условия для экспериментирования в группе………………………………..................................................................16
Заключение…………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………….22
Приложение
Заключение
Список используемой литературы
1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание,1988 №7
2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.,1997
3. Бауэр В.Э. Влияние чувственного опыта на эффективность развития детей . Школа,2000
4. Богданец Т. Экологическое воспитание – первое представление об игре// Дошкольное воспитание, 2003 №3
5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2009
6. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М: Просвещение,1989
7. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005
8. Дерябко О.В. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Московский психолого-педагогический институт: М.,1999
9. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
10. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 2003 №7
11. Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7
12. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М: Творческий центр, 2008
13. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание , 2004 №7
14. «Мы». Программа экологического образования детей \Н.Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2003
15. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников, 2000 №7
16. Рыжова Н. Песок, глина, камни // Дошкольное воспитание, 2004 №7
17. Саморукова
П.Г. Как знакомить дошкольников с природой
М: Просвещение, 1983
В ходе проведения эмпирических исследований можно выделить несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.
Самое главное – подходите к этой работе творчески.
Для этого:
Проекты в опытно - исследовательской деятельности
Проект «Творческая коллекция удивительных камней».
Цель:расширить знания детей о камнях.
Детям и родителям в течении месяца собрать коллекцию камней. Для этого необходимо сделать зарисовки о том, чем они отличаются и чем похожи, что удивительного в них.
Итог: выставка семейных коллекций камней с придуманными названиями.
Проект «Чудо - снежки».
Цель: Дать детям понятие «удивительное рядом», обратить внимание на красоту снежинок.
Дать детям и родителям задание во время зимних прогулок понаблюдать за падающими снежинками, рассмотреть их необычное строение на варежке, дома зарисовать на листе бумаги, вырезать.
Итог:украшение елочки во дворе детского сад разнообразными снежинками, рассматривание красивого убранства елочки.
Проект «Лесные разведчики».
Цель:открыть для себя как можно больше прекрасного и удивительного в неживой природе.
Дети с родителями
гуляют по парку, лесу. Затем они олицетворяют
себя с камнями, солнцем, облаками, одушевляются,
начинают разговаривать, ставя проблему
и решая ее вместе с родителями.
Проект «Вода».
Цель: Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды
Детям предлагается
придумать различные способы, как
устранить потерю воды в кранах и
т.п. В данном проекте необходима
большая, предварительна работа взрослых,
которые бы направляли детей к
правильным, логическим ответам.
Анкета для родителей
1. Что такое экология?
2. Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?
3. Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?
4. Вы часто гуляете с ребенком? Где?
5. Как ваш ребенок относится к объектам природы?
6. Какую погоду вы любите, почему?
7. Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?
8. Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?
9. Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?
10.Как ребенок выражает свои эмоции если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?
11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?
12.Как вы
думаете, получит ли ваш
Игры - эксперементы
Игра - эксперимент «Исследователи природы»
(последовательность выполнения действий)
Цель:привлечь внимание детей к осязательным ощущениям, запахам, как средству получения информации об объектах неживой природы.
Материал: пластмассовые стаканчики с водой, песком, глиной, камушками, ракушками.
Ход игры – эксперимента.
Вводим игровую ситуацию, предлагаем добыть ребенку информацию об объектах неживой природы с завязанными глазами. Подчеркнуть, что делать это нужно медленно ми осторожно. Попросить рассказать кК они воспринимают объекты на ощупь.
Игра - эксперимент «Самый внимательный»
(соблюдение мер безопасности при проведении опыта)
Цель:развитие внимательности, наблюдательности в эксперименте с объектами неживой природы.
Материал:«волшебные дощечки» на которых наклеены разные природные материалы: кора, иголочки, камешки, земля, песок.
Ход игры—эксперимента:
Воспитатель предлагает на выбор «волшебные дощечки», дети проверяют их с материалами и объектами неживой природы, ощупывать их, рассказывают о своих ощущениях.
Игра- эксперимент «Прогулка с увеличительными стеклами»
(выбор материала)
Цель:развитие чувствительного опыта, внимания, сосредоточенности при нахождении объектов и явлений неживой природы.
Материал:увеличительные стекла.
Ход игры—эксперимента:
Игры - эксперименты протекают во время прогулки. Детям раздаются увеличительные стекла (лупы). Предложить детям найти необычные явления и объекты неживой природы: камни, капли воды на травинке, следы на мокром песке, внимательно их рассмотреть. Проследить, чтобы все находки были возвращены на место. После возвращения с прогулки попросить детей нарисовать то, что они наблюдали через лупу.
Опыт «Есть ли воздух»
(фиксирование результатов)
Цель:обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Материал:воздушный шарик, таз с водой, пустая пластиковая бутылка.
Ход опыта:Воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, есть ли воздух в пустой пластиковой бутылке? Как мы можем это проверить? Ребенок проводит опыт, сам выбирает объект опыта и оборудование. Он опускает прозрачную бутылку в таз с водой так, что она заполняется. Воспитатель задает вопрос: « Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки?».
Ребенок сам делает вывод, что большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Дидактическая игра «Салон природы»(использование результатов в игровой деятельности).
Цель:определение особенности предпочтенной детьми минеральных объектов природы и художественных образов природы.
Материал:коллекция камней, коллекция ракушек, иллюстрации с природными явлениями.
Ход
игры:Воспитатель предлагает приобрести
в «Салоне природы» любые три понравившиеся
предмета или иллюстрации, если объяснит,
для чего их приобретает и почему именно
их.
Перспективный план познавательной деятельности с детьми в опытно - исследовательской работе с объектами и явлениями неживой природы
Организация обучения на занятиях | Совместная деятельность взрослого с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | |
с е н т я б р ь |
Тема:
«Воздух» Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха |
Опыт:
«Воздух невидимка» (опыт №2 раздел «Воздух»)
Игра-эстафетас воздушными шарами, ленточками,
вертушками |
Игра на духовых
музыкальных инструментах.
Опыт: «Поймай воздух» (опыт №7, раздел «Воздух») |
Проект «Воздух
повсюду» Цель:Расширить представления о свойствах воздуха. |
о к т я б р ь |
Тема:
«Знакомство с
ветром»
Цель:Познакомить детей с природным явлением - ветер |
Опыт: «Как рождается
ветер»
(опыт №6, раздел «Воздух») Изготовление
вертушек Игра «А если бы?» |
Надувание
воздушных шариков «Смешные мордашки»
Рисование «Нарисуй ветер» |
Опыт
«Как услышать воздух?» (опыт №4, раздел «Воздух» ) |
н о я б р ь |
Тема:
«Ветер –труженик» Цель:Экспериментирование со свойствами ветра |
Опыт: «Здравствуй
ветер!»
(опыт №1, раздел «Воздух» ) |
П/и «Попади
в обруч» с бумажными самолетиками
Наблюдениеза флюгером на участке. |
Интервьюирование детейродителями «Что такое ветер?» |
Информация о работе Опытно исследовательская деятельность с детьми старшего возраста