Опытно исследовательская деятельность с детьми старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

ССовременное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….1
1.Содержание опытно – исследовательской деятельности дошкольников…………………………………………………………………...2
2.Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………........................................................................11
3.Условия для экспериментирования в группе………………………………..................................................................16
Заключение…………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………….22
Приложение

Файлы: 1 файл

к.р.по экологии.docx

— 62.40 Кб (Скачать)
      • использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.
      • на занятиях используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи.
      • метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
      • Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

2.Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 

     Содержание  этой работы реализуется в следующих  трех блоках педагогического процесса:

  • специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

2.1. Блок организованного обучения в форме занятий.

     Образовательная программа МДОУ по данному возрасту предполагает перспективное планирование занятия  1 раз в неделю. В связи с этим проводятся 1 раз в месяц такие занятия с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д.

     Важнейшим условием при проведении занятий  познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного  развития  и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

     Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства  взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать  делать что-то, не боясь, что получится  неправильно, вызывает стремление к  достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.  

2.2          Совместная деятельность воспитателя с детьми.

   Блок  совместной деятельности взрослого  с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей  опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты  и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к  этому блоку реализуемые совместно  с родителями проекты. Именно совместная  содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

   Общение в совместной деятельности обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Это школа чувств и формирующих оценок, школа развития познавательного интереса, общения  с другими людьми, школа положительного и отрицательного. На этой основе формируются  черты характера ребенка, он овладевает нормами и правилами поведения, которые затем отражаются в делах  и поступках.

    1)   Опыты и эксперименты

   Опыты и эксперименты проводим в «Детской лаборатории», а в хорошую погоду – на улице (цели и задачи «Детской лаборатории» приведены выше). Экспериментирование  в лаборатории нужно связать  с наблюдением на прогулке или  с экскурсией. Например:

объект/сезон осень зима весна лето
солнце греем ладони 5 мин греем ладони 5 мин

таинье  снега

греем ладони 5 минут

таинье  снега

 
воздух Вертушки

Песчаная  горка

Лужи  сохнут

Вертушки   
 

Лужи  сохнут

Вертушки   
 

Лужи  сохнут

Вертушки

Песчаная  горка

Лужи  сохнут

вода Лужи образование

Водомер

ветер

Лужи образование

Водомер

ветер

Лужи образование

водомер

Лужи образование

водомер

песок Следы-грязь

лужи

    Сухой и мокрый – замки

Следы-отпечатки

глина Следы-грязь

лужи

    Следы-отпечатки
камни Солнце-тень

ветер

 
ветер
  Солнце-тень
 

 

    2)   Игры - опыты, игры - эксперименты

   Большие возможности в воспитании экологических  чувств по отношению к окружающему  миру заложены в играх. Эти игры помогают закрепить  представления о явлениях и объектах неживой природы, полученные во время экспериментирования.

   Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь  ребенка в активное освоение окружающего  мира, помочь ему овладеть способами  познания связей  между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра  требует от ребенка включенности  в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в собственной игре со сверстниками сюжету, он должен  запомнить  все обозначении, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им, как процесс  преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

   В ряде случаев  рамки традиционной дидактической игры, соблюдение ее четкой структуры ограничивает возможности для реализации задач действенно – мыслительного ребенка. Возникает необходимость в создании таких дидактических игр, в которых сохранились бы (исследования, экспериментирования) познавательного, игрового и учебного взаимодействия детей, а также  общения со взрослыми. В таких играх дети исследуют  объекты для выяснения их скрытых, существенных связей в системах «человек - предмет», «природа - человек», игры-опыты и игры-эксперименты предлагают решить следующие задачи:

  • Формирования у детей умения видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Развитие собственного практического, познавательного, творческого опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
  • Расширение перспектив преобразовательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующиедействия.
 
 

2.3. Самостоятельная деятельность детей

Планирование  этой работы предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.    

 В  «Детской лаборатории» выделено:

  • Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и др.).
  • Место для приборов.
  • Место для хранения материалов
  • Место для проведения опытов.
  • Место для неструктурированных материалов( стол «Песок- вода», емкости для мелких камней и др.)
 

  
 
 
 
 

3.Условия для экспериментирования в группе

     Работая по экологическому развитию детей и  понимая значение  детского экспериментирования для психологического развития ребенка, мы открыли в группе «Детскую лабораторию». Оснастили ее материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации пространственных задач по познавательному развитию детей. В этой лаборатории мы  изучаем объекты и явления неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни… 

Это дает возможность:

  • работать с детьми небольшими подгруппами,
  • использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.
  • не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»)

    Совместная  деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходит 1 раз в неделю по 25-30 мин. Подбор детей в группы произвожу с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

    Для того чтобы привлечь внимание детей  к поставленной проблеме или задаче использую различные стимулы:

      • новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз;
      • мотив помощи;
      • познавательный мотив;
      • ситуация выбора.

Работу с детьми в «Детской лаборатории» начала со знакомства с хозяином – «Профессором Знайкой», который познакомил детей  с оборудованием, и правилами поведения. «Профессор Знайка» показывает  опыты  и ставит перед детьми проблемную ситуацию-вопрос: «Почему змейка вертится», «Почему не тонут корабли», «Как появляются вулканы», «Почему поет платина» и др.  После поставленного вопроса сказочного персонажа я не тороплюсь с ответом, а предлагаю детям самим найти ответ, способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, для удовлетворения своего познавательного мотива. «Профессор Знайка» может прислать в группу какую-нибудь подсказку книгу, предмет – намек на отгадку, может предложить спросить у родителей, а затем рассказать всем детям.

В лаборатории  выделено:

1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различных коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)

2. Место для приборов

3. Место для выращивания растений

4. Место для хранения материалов (природного, бросового.)

5. Место для проведения опытов

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкости для песка, воды, мелких камней и т.п.)

Основные условия:

1.  Наличие водоснабжения в данном помещении.

2.  Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.

7. «Инструкция по безопасности работы детей в уголке экспериментирования  

Материалы для организации  детского экспериментирования: 

Приборы
    Материалы
1.              Банки, бутылки, крышки

2.              Бисер, стеклярус, янтарь

3.              Ведра, тазы, ванночки

4.              Весы

5.              Воронки

6.              Галька, гравий

7.              Глобус

8.              Губки

9.              Деревянные предметы

10.          Детская посуда

11.          Дневники наблюдений

12.          Иллюстративный материал

13.          Календари погоды и природы

14.          Карта мира

15.          Картотека опытов

16.          Клеенчатые фартуки

17.          Коллекция ракушек

18.          Коллекция семян

19.          Кораблики

20.          Крупы

21.          Ложки

22.          Лупа

23.          Магниты

24.          Мелкие игрушки (киндеры)

25.          Мерные чашки, стаканы

26.          Монеты, железные предметы

27.          Мыло

28.          Палочки, бруски, дощечки

29.          Песочные часы

30.          Пипетки

31.          Природный материал

32.          Пробки,  пуговицы.

33.          Сито, дуршлаг

34.          Скорлупа от яиц

35.          Совки

36.          Соломки, трубочки

37.          Соль, сахар

38.          Терка

39.          Формочки для печенья 

1.             Акварель, гуашь

2.             Бумага различного размера

3.             Восковые свечи

4.             Газеты

5.             Губки, штампы

6.             Дырокол

7.             Зубная щетка

8.             Клей, кисти

9.             Клубочки ниток шерсти

10.         Коробки

11.         Мелки восковые

12.         Ножницы

13.         Обводки

14.         Оберточная бумага

15.         Палитра

16.         Пенопласт

17.         Пластилин, игровое тесто

18.         Пооперационные карты

19.         Пуговицы

20.         Синтепон

21.         Старые журналы и книги

22.         Степлер

23.         Тряпочки

24.         Фломастеры

25.         Цветная бумага

26.         Цветной картон

27.         Цветные карандаши

28.         Чернила, тушь  

Информация о работе Опытно исследовательская деятельность с детьми старшего возраста