Опытно исследовательская деятельность с детьми старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

ССовременное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….1
1.Содержание опытно – исследовательской деятельности дошкольников…………………………………………………………………...2
2.Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………........................................................................11
3.Условия для экспериментирования в группе………………………………..................................................................16
Заключение…………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………….22
Приложение

Файлы: 1 файл

к.р.по экологии.docx

— 62.40 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………….1

     1.Содержание опытно – исследовательской деятельности дошкольников…………………………………………………………………...2

     2.Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………........................................................................11

     3.Условия для экспериментирования в группе………………………………..................................................................16

Заключение…………………………………………………………..21

Список  используемой литературы……………………………….22

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Содержание опытно – исследовательской

деятельности  дошкольников

   Современное содержание воспитательно - образовательной  работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

   По  мнению академика Н.Н. Подъякова  в деятельности экспериментирования  ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления  с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной  работы создаются ситуации, которые  ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

   Дети  по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего  мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для  дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

   Какими  могут быть темы детских исследований? Все темы для исследовательской  работы детей можно условно объединить в три основные группы:

  1. Фантастические
  2. Эмпирические
  3. Теоретические

   Фантастические  – темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например: ребенок делает проект космического корабля. Это может  быть рисунок или макет, склеенный  из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и  косметики. А может быть даже “сконструировано”  несуществующие животное с какими-то новыми, необычными возможностями.

     Эмпирические  – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления  неживой природы (вода, камни, небесные светила). Например: вместе с детьми проводим экспериментирование с  волнистыми попугайчиками - проверяем, как попугаи реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др. Можно провести эксперименты с растениями и их цветами, семенами. С явлениями неживой  природы.

     Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов содержащихся в разных источниках.

     Опыт - это наблюдение, проводимое в специально  организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или  явление, их преобразование  в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

     Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения  неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной  и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми  совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с  удовольствием рассказывают о своих  открытиях родителям, ставят такие  же опыты дома.

     Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий. Для  этого мы создаем условия. В группе оборудованы мини-лаборатории или  уголок экспериментирования, укомплектованный всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой  и неживой природы).       

     Для проведения опытно- экспериментальной   работы следует  рассмотреть задачи эксперементальной деятельности:    

1. Активное  использование результатов исследования  в практической   (игровой, бытовой) деятельности (игра «Солнечные зайчики»).

3. Классификация на основе сравнения (снег - лед), по силе (ветерок – метель), по плотности и фактуре (игра «Кто больше назовет качеств и свойств»).

4. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: 

    • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
    • выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
    • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);
    • развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
    • развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);
    • познакомить с основными  чертами  рельефа планеты: вулканы, горы, озера;

5. Развитие у детей  умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, линейка, сантиметровая лента, бинокль).

6. Развитие у детей умственных способностей

7. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение).

8. Формирование способов познания путем сенсорного анализа

     Наша главная задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными. Помощь эту мы оказываем первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, мы учитываем возрастные особенности детей, их интересы. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в ввиду ее формулировка и отбор материала. Выбирая проблему (тему занятия), мы учитываем есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы необходимой “исследовательской базы”, невозможность собрать нужные данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя, следовательно, необходимо использовать практические методы.

При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:

  1. Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулирую вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данному случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

В старшей группе мы используем более сложные опыты:

  1. Где чей колосок? (Материал: емкости с разными крупами, колоски злаков. Ход опыта: определить, из каких злаков какие крупы получились. Удостовериться в правильности вывода путем разбора колосков. Вывод: крупы изготавливают из разных злаков).
  2. Сравнения ржаного и пшеничного хлеба.
  3. Сколько лет дереву (Материал: спилы деревьев тонкого и толстого дерева, лупа. Опыт: сосчитать кольца. Число колец на стволе показывает, сколько лет дереву).
  4. Обнаружение воздуха в различных объектах (Материал: чашка с водой, соломинка для коктейля, различные предметы – губка, вата, земля, песок и т.п. Опыт: подуть в воду через соломинку; опустить в воду губки и нажать на нее, вату, опустить песок, бросить горсть земли и т.п. Вывод: во всех случаях появлялись пузырьки в воде. Значит, воздух есть в различных объектах).
  5. Обнаружение воздуха в полиэтиленовом пакете.
  6. В стеклянной банке (Взять сухую салфетку и приклеить ее пластилином изнутри ко дну банки, перевернуть банку вверх дном и осторожно погрузить в воду. Затем поднять банку и достать сухую салфетку. Вывод: салфетка сухая – в банке был воздух, он не пустил в нее воду. И т.п.

В подготовительной группе рассматриваем:

  1. Сжимаемость воздуха.
  2. Расширение воздуха при нагревании
  3. Загрязненность воздуха пылью, дымом и другими газами. Говорим о необходимости охраны воздуха от загрязнения.
  4. Ветер – движение воздуха и т.п.

   В повседневной жизни ребенок постоянно  сталкивается с новыми незнакомыми  ему предметами и явлениями природы. Почему дует ветер? Кто раскрасил  радугу? Почему камень тонет, а дерево нет?

   Далеко  не все явления доступны пониманию  детей. Однако то, что может быть понято ими, не должно представлять собой  сумму отрывочных сведений. Знакомство ребенка с физическими явлениями  служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности. А это  возможно в том случае, когда явления  будут обобщены, и представлять собой  некоторую систему знаний о реальной действительности. Отсюда и возникает  необходимость систематического, а  не эпизодического ознакомления детей  с физическими явлениями.

   Еще хочется отметить, что в экспериментально-исследовательской  деятельности мы обучаем детей умению применять условные мерки, что позволяет  им быстрее научиться выделять, а  затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ:

  • уличный термометр для измерения температуры воздуха,
  • флюгер для изучения направления ветра,
  • компас,
  • мерка-палка для измерения глубин снежного покрова в различных местах участка, сосуда, для измерения объема воды, снега, льда и др.

   В педагогическом процессе педагоги используют как традиционные методы, так и инновационные.

   Традиционные  методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

      • Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе).
      • Словесные   (беседы,   чтение   художественной   литературы   о природе, использование фольклорных материалов).                    
      • Практические (игры - эксперименты, игры-опыты).

    Инновационные методы:

Информация о работе Опытно исследовательская деятельность с детьми старшего возраста