Энергосбережение в промышленности Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:53, реферат

Краткое описание

Состояние экономики любых государств и жизненный уровень населения во многом определяются наличием запасов топливно-энергетических ресурсов и эффективностью их использования. Для государств, экономика которых базируется преимущественно на импорте энергоресурсов, что в полной мере относится и к Республике Беларусь, именно эффективность использования ТЭР является одним из определяющих факторов производства конкурентоспособной продукции.

Оглавление

Введение
1. Основные принципы «Закона об энергосбережении»……………………4
2. Организация деятельности по энергосбережению………………………..7
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

                       УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
                              ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 

                                 Кафедра физикохимии материалов 
 
 
 
 

                                                       РЕФЕРАТ 

                                                          На тему:

    ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     
 
 

                                                Минск 2008 
 

                                             СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение          

       1. Основные принципы  «Закона  об энергосбережении»……………………4

       2. Организация деятельности по  энергосбережению………………………..7

Заключение                                                                            

  Литература                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение 

   Состояние экономики любых государств и жизненный уровень населения во многом определяются наличием запасов топливно-энергетических ресурсов и эффективностью их использования. Для государств, экономика которых базируется преимущественно на импорте энергоресурсов, что в полной мере относится и к Республике Беларусь, именно эффективность использования ТЭР является одним из определяющих факторов производства конкурентоспособной продукции.

   В индустриально развитых странах в отличие от прежней ориентации на крупномасштабное наращивание производство энергетических ресурсов высшим приоритетом энергетической стратегии является повышение эффективности энергоиспользования у потребителей, т.е. энергосбережения. Во многих государствах разработаны национальные целевые программы экономии использования топливно-энергетических ресурсов, которые охватывают обширный комплекс мероприятий по совершенствованию структуры потребления энергоносителей, развитию материально-технической базы экономии ресурсов, более полному извлечению полезных компонентов, сбору и использованию вторичного сырья, контролю и учету энергопотребления.

 Сущность  всех программ по энергосбережению, разрабатываемых  в различных странах, - это стремление взяться за «самое плохое», т.е. направить финансовые средства и усилия прежде всего в те области, где результаты могут оказаться наиболее впечатляющими.

   В число средств, широко используемых в мире и оказывающих существенное влияние на повышение эффективности использования ТЭР, входят как жесткие, сильнодействующие (цены и тарифы), так и широко распространенные в мире достаточно мягкие, гибкие, как, например, экономические, не менее активно стимулирующие энергосбережение. При этом наблюдается общее стремление придать им легитимный характер, т.е. представить в виде законов или законодательных актов. Причем эти тенденции свойственны как странам, предпочитающим государственное регулирование энергопотребление, так и идеализирующим роль рыночных механизмов.

   Методы стимулирования энергосбережения за рубежом могут представлять интерес для Республики Беларусь в переходный период её экономического развития. Рассмотрим их на примере Японии. Эта страна твердо стоит на позиции государственного регулирования. Поэтому используемые ею стимулы представляют специальный интерес для Беларуси. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           

                      Основные принципы  «Закона об  энергосбережении» 

 В Японии после первого нефтяного кризиса были приняты меры по энергосбережению, которые привели к снижению на 35% энергоёмкости валового национального продукта. Однако во второй половине 80-х энергопотребление увеличивалось в среднем на 3,1% в год, поэтому японское правительство в 1993г. пересмотрело «Закон об энергосбережении», основные принципы которого излагаются ниже.

   В соответствии с новой редакцией  закона, Министерство международной  торговли и промышленности Японии (ММТП) должно устанавливать и  объявлять основные принципы  политики, направленной на всестороннее  стимулирование рационального энергоиспользования, а основные энергопользователи должны предпринимать усилия по рационализации энергопользования в соответствии с этой политикой.

 А. Регулирование в  промышленном секторе.

 В промышленном секторе, который потребляет свыше 50% всей энергии, регулирование осуществляется по следующим основным направлениям.

 1. Методические указания для руководителей промышленных предприятий.

 ММТП  при содействии органов, регулирующих ту или иную отрасль, устанавливает  для руководителей стандарты и нормативы и даёт необходимые указания по использованию энергии, касающиеся:

  • рационального сжигания топлива;
  • рационализация отопления, охлаждения и теплопередачи;
  • предотвращение теплопотерь;
  • использование сборного тепла;
  • эффективного преобразования тепловой энергии в электрическую;
  • уменьшение потерь электроэнергии.

 2. Энергоменеджмент.

 На  каждом предприятии промышленности и энергетики, потребляющем газ и  тепло в количествах, превышающих 3000 т условного топлива (в нефтяном эквиваленте) в год или электрическую мощность более 12 гигаватт, ММТП обязывает учредить службу энергетического менеджмента.

 3. Контроль за использованием энергии.

 Если  на предприятии допускаются вопиющие нарушения принципов рационального  энергопользования, министерство может  само или через соответствующее ведомство потребовать от руководителя предприятия представить план энергосбережения; на нарушение дисциплины энергосбережения министерство отреагирует указанием исполнить требуемые по инструкции мероприятия.

 4. Назначение энергоменеджеров.

 Руководитель  предприятия должен назначать определенное количество лицензированных энергоменеджеров, основным содержанием деятельности которых является принятие мер по рациональному использованию энергии и представление ежегодных отчетов по энергосбережению в министерство или в государственные ведомства, курирующие соответствующую отрасль.

 Проведение  экзаменов и лицензирование энергоменеджеров осуществляется организацией, уполномоченной министерством. Закон определяет процедуры  и критерии проведения экзаменов, другие правила, касающиеся предоставления и отзыва лицензии.

 С 1984 г. аттестацию энергоменеджеров уполномочен  проводить Японский центр по энергосбережению (ЯЦЭ).

 5. Энергоаудит.

 На  больших предприятиях, обязанных  организовать службу энергоменеджмента, имеется необходимое контрольное оборудование, и они должны сами проводить энергоаудит при поддержке энергоменеджеров.

 На  малых и средних предприятиях с числом работающих менее 300 человек  энергоаудит проводится бесплатно. В обследовании принимают участие 1 – 2 инспектора из ЯЦЭ в течение одного – двух дней. С 1955 г. проведено примерно 5600 таких обследований по всей Японии.

 В средних  и больших компаниях ЯЦЭ проводит штатный энергоаудит. Два или  три эксперта проводят сначала предварительное  обследование, за которым следует детальное обследование производственных процессов. Предлагаются конкретные меры по плану энергосбережения с определением ожидаемых выгод и требуемых средств.

 Б. Регулирование энергопотребления  зданий и сооружений.

 Любое лицо или организация, намеревающиеся строить здание, обязаны принять все меры для предотвращения тепловых потерь и для рационального использования всех видов энергетического оборудования в здании в соответствии со стандартами, устанавливаемыми ММТП и Министерством строительства.

 Устанавливаются предельные теплопотери через стены  зданий, коэффициенты энергопотребления  для кондиционеров, вентиляторов эффективность  осветительных приборов, отопительных систем, лифтов и т.д.

 Оба министерства дают необходимые консультации и руководящие указания как для строителей больших сооружений, так и для владельцев частного жилья.

 Если  министерство устанавливает, что для здания площадью более 2000 м² эффективность использования энергии не соответствует стандарту и владелец не подчиняется соответствующим требованиям, министерство уведомляет об этом соответствующее ведомство.

 В. Меры регулирования  энергоэффективности  энергоемкого оборудования и транспортных средств.

 Большая доля потребления энергии приходится на автомобили, кондиционеры и другое энергоемкое оборудование. Его эффективность, предусмотренная проектными показателями, определяется на стадии производства. Закон налагает определенные обязательства на производителей и импортеров автомобилей и бытового оборудования. ММТП устанавливает стандарты энергоэффективности, обязательные для крупных поставщиков, например, поставляющих более 2000 автомобилей в год или более 50 кондиционеров в год.

 Показатель  экономичности автомобилей должны быть не ниже устанавливаемых стандартов, например, автомобиль массой менее 702,5 кг должен будет проходить на одном литре бензина 19,2 км, т.е. на 100 км должно уходить не более 5,2 л бензина. Для автомобиля массой 1000 кг расход бензина должен быть не более 6,1 л на 100 км.

 Г. Экономичность электрооборудования.

 Подобным  же образом устанавливаются стандарты, которые будут введены в будущем  для электрооборудования, вплоть до определения расхода энергии  на привод магнитных дисков для компьютеров.

 Д. Информирование потребителя.

 Предпринимаются меры по информированию населения об энергосбережении, выпускаются брошюры  и плакаты, проводятся симпозиумы и  используются средства массовой информации. Устанавливаются «День энергосбережения», «Месячник энергосбережения» и  «Генеральная проверка энергосбережения» для обучения населения и повышения общественной активности.

 Оборудование  должно маркироваться таким образом, чтобы обычные покупатели могли выбрать наиболее экономичные модели. Правила маркировки оборудования по энергоэффективности устанавливают ММТП и другие министерства.

 Закон устанавливает и другие требования, касающиеся финансовых и налоговых  мер по стимулированию энергосбережения. Закон также устанавливает порядок  представления отчетов, проведения инспекторских проверок и наложения штрафов.

 Закон предусматривает возможность внесения необходимых изменений в отдельные  статьи в соответствии с изменением конъюнктуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Организация деятельности по  энергосбережению 

Информация о работе Энергосбережение в промышленности Японии