«Революционная модель» промышленного развития Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 12:44, реферат

Краткое описание

Разложение японского феодализма выражалось в появлении мануфактур. За первую половину XIX в. была создана 181 новая мануфактура. Технические новинки применялись в горном деле и выплавке металлов. Мануфактуры появились в сахарном, горно-рудном, металлообрабатывающем, гончарном производствах. Большая часть мануфактур, в основном производящих вооружение, принадлежала крупным феодалам и государству.

Файлы: 1 файл

Революционная модель.docx

— 23.14 Кб (Скачать)

«Революционная модель» промышленного развития Японии.

Предпосылки промышленного переворота в Японии складывались в ходе буржуазных реформ, проводимых правительством страны в 60—70-е гг. XIX в.

Разложение японского феодализма выражалось в появлении мануфактур. За первую половину XIX в. была создана 181 новая мануфактура. Технические новинки применялись в горном деле и выплавке металлов. Мануфактуры появились в сахарном, горно-рудном, металлообрабатывающем, гончарном производствах. Большая часть мануфактур, в основном производящих вооружение, принадлежала крупным феодалам и государству. В княжестве Сацума имелись текстильная фабрика, заводы по производству сахара, серной кислоты, первая в стране судоверфь для строительства военных кораблей. Однако эти единичные примеры нельзя рассматривать как начало промышленного переворота.

Рост товарности аграрного производства, развитие мануфактур создавали условия для расширения товарных рынков. К середине XIX в. такие города, как Осака, Нагасаки, Фусими, Нагоя и другие, превратились в крупные торговые центры. Постепенно шло формирование общеяпонского рынка с центром в Осаке.

Важным фактором, ускорившим разложение феодальных и развитие капиталистических отношений, явилось насильственное открытие Японии для внешнего мира. В 1853 г. к японским берегам прибыла мощная эскадра под предводительством коммодора Перри, доставившая правительству страны послание президента США с предложением установить торговые отношения между двумя государствами. В 1854 г. военная экспедиция вернулась, вынудив японцев подписать первый неравноправный договор, открывавший для американцев порты Симода и Хакодате. США силой оружия заставили японское правительство подписать новый договор, носивший явно дискриминационный характер. Он предусматривал открытие для торговли между двумя странами ряда новых портов, ограничение вывозных пошлин до 5%, в то время как пошлины на ввозимые в США товары устанавливались в размере от 5 до 35%. Подобные договоры Япония была вынуждена подписать с Англией, Францией, Голландией.

В промышленности развернулось строительство предприятий, базировавшихся на европейской технике. За 1854—1867 гг. только в легкой промышленности было построено 111 новых предприятий. В этот период закладывалась основа для развития тяжелой промышленности.

Все это свидетельствовало о начале промышленного переворота. Однако в условиях феодального режима фабричная система развивалась медленно. Ввоз в Японию иностранных промышленных товаров приводил к разорению домашней промышленности и городского ремесла. Массовый экспорт сельскохозяйственной продукции вызывал повышение цен на нее на внутреннем рынке. Удорожание сырья поставило в затруднительное положение ведущие отрасли промышленности — хлопчатобумажную и шелкоткацкую. На потребительском рынке из-за роста цен на продовольствие сложилась крайне острая ситуация.

В условиях экономического кризиса в Японии наблюдался рост антиправительственных выступлений, в которых принимали участие самые широкие слои населения. Объединенные силы оппозиции совершили правительственный переворот, получивший название «революции Мейдзи» (1867—1868). В результате произошло свержение власти. Вновь сформированное правительство во главе с императором Мацухито, поставив перед нацией задачу догнать и превзойти Запад в экономическом и военном отношении, приступило к проведению реформ в политической сфере, экономике, образовании.

В ходе этих реформ создавались предпосылки, необходимые для становления капиталистической системы. Правительство Японии, встав на путь преобразований, оказалось в трудном положении. Решение задачи скорейшей индустриализации страны требовало ликвидации феодальных форм управления и хозяйствования. Наряду с этим правительство стремилось сохранить положение старых феодальных кругов — князей и самураев, а также представителей торгово-ростовщической буржуазии. Поэтому все проводившиеся государством реформы носили двойственный характер, проводились постепенно; в процессе их реализации феодальные элементы не подверглись немедленной и полной ломке, а приспосабливались, встраивались в новые механизмы управления и хозяйствования.

В 1873 г. был введен поземельный налог, являвшийся основным источником государственного дохода, а следовательно, финансовой базой проводимых правительством реформ. Налог распространялся на всех землевладельцев и взимался в денежной форме центральным правительством. Его размер составлял около 50% собранного урожая. Поземельный налог, таким образом, представлял собой выкуп, который платили новые владельцы земли государству.

Преодоление политической раздробленности позволило ввести единую денежную систему. С 1870 г. началась чеканка золотой и серебряной монет — иены, равной по весу и пробе доллару США.

Экономические реформы (аграрная, банковская) были направлены на ускорение первоначального накопления капитала.

В результате аграрной реформы были созданы предпосылки для становления капиталистических форм сельскохозяйственного производства: узаконены частная собственность на землю, свобода ее купли-продажи, ипотека.

Самураи высших рангов, получив значительные средства, становились крупными землевладельцами, организаторами промышленного производства, учредителями банков и т.п., т.е. частью новой промышленной и банковской элит. Низшие самураи принимали участие в строительстве образцовых государственных предприятий, выполняя свой «долг» перед императором, затем получали на них работу в качестве управленцев или квалифицированных рабочих.

Основные этапы и особенности промышленного переворота.

Решая задачу превращения Японии в кратчайшие сроки в мощную военно-индустриальную державу, новое правительство, с одной стороны, широко использовало западно-европейский и североамериканский опыт, а с другой - учитывало национальные особенности, конкурентную хозяйственную ситуацию в стране.

В этот период еще не завершилась мануфактурная стадия в развитии промышленности. Становление крупной промышленности нуждалось в значительных инвестициях, возможности для которых были лишь у привилегированных торговых домов Ми-цуи, Оно, Симада и некоторых других.

В этих условиях правительство было вынуждено прибегнуть к прямому вмешательству в экономику, прежде всего в форме государственного предпринимательства. Его основой стали военные предприятия. Правительство развернуло строительство крупных промышленных объектов, привлекая из-за границы самую передовую технику, технологию, капитал, специалистов. Сооружаемые «образцовые» фабрики, заводы, верфи, горные рудники, железнодорожные и телеграфные линии должны были создать мощный военно-индустриальный потенциал, обеспечить приток средств в государственный бюджет.

Государство придавало большое значение развитию  текстильной промышленности.  Строившиеся прядильные фабрики оснащались новейшей английской техникой. Шелкомотальные фабрики сооружались по передовым французским и итальянским образцам.

Создавались предприятия по производству сукна, не изготовлявшегося ранее. Наряду с этим правительство организовало цементные, кирпичные, стекольные, сахарные, мыловаренные и другие заводы. Особое внимание оно уделяло развитию новых видов транспорта и современных средств связи, которые способствовали снижению стоимости транспортных перевозок, расширению внутреннего рынка, экономическому объединению страны. Правительство пыталось привлечь частный капитал к строительству железных дорог. Для этих целей была организована компания, акционерам которой государство гарантировало 7% ежегодных прибылей. Однако она распалась, не успев приступить к работе, так как не удалось собрать и половину требуемой суммы. Государству пришлось обратиться к английскому займу. С его помощью в 1872 г. была проложена первая железная дорога Токио —Иокогама протяженностью 28,8 км. В том же году при помощи английских специалистов была проведена первая телеграфная линия.

Государственное вмешательство не ограничивалось промышленной сферой. Правительство активно проводило операции на мировом рынке, сбывая чай, рис, шелк, закупая на вырученные средства промышленное оборудование и сырье. В начале 1870-х гг. правительство приступило к организации новой денежно-кредитной системы. При поддержке государства была создана группа национальных банков. В ее задачи входило налаживание системы денежного обращения, финансирование промышленных и торговых частных предприятий. Первый такой банк был учрежден в 1873 г.

В 1880-е гг. правительство перешло к осуществлению новой экономической политики. Ее цель состояла в создании условий для активизации частного предпринимательства путем приватизации государственной собственности. В ноябре 1881 г. был издан указ о передаче государственных предприятий в частные руки. Продажа государственных объектов осуществлялась на льготных условиях, цены устанавливались в 2—3 раза ниже фактических, практиковалась рассрочка платежей на длительные сроки. Основная часть государственной собственности оказалась в руках торгово-ростовщических домов и высших слоев самураев.

Передача объектов государственной собственности в частные руки изменила направления предпринимательской активности, что проявилось в переориентации капиталовложений, что стало одним из главных факторов промышленного подъема. Для обеспечения валютных поступлений власти организовали специальный валютный Иокогамский банк, развернувший активную деятельность на внешних рынках и впервые обеспечивший положительное сальдо во внешней торговле. Все это вызвало превышение государственных доходов над расходами, позволив осуществить  денежную реформу. Государство в 1882 г. учредило Японский банк и наделило его правом эмиссии новых банкнот.

Рост капиталовложений в промышленность обеспечивал строительство крупных предприятий, оснащенных машинной техникой. С 1880-х гг. началось применение в промышленности энергии пара. Наиболее быстро процесс механизации происходил в хлопчатобумажной промышленности. Число веретен на хлопкопрядильных фабриках увеличилось в 16 раз. Суконная промышленность отличалась самым высоким уровнем концентрации производства, именно в этой отрасли создавались крупные фабрики.

Ход промышленного переворота тормозился отсутствием собственного машиностроения и металлургической промышленности. Механические заводы были маломощны, а их количество незначительно. Наиболее передовыми в техническом отношении являлись военное производство и судостроение. Железнодорожное строительство отличалось высокими темпами развития. За 1882-1890 гг. протяженность железных дорог возросла в 10 раз. Образовалась единая железнодорожная сеть, что имело важнейшее значение для развития внутреннего рынка.

Успешное развитие сельскохозяйственного производства, промышленности и транспорта, установление твердой валюты оказали благоприятное воздействие на рост торговли, особенно внешней. Внутренний рынок был ограничен низкой покупательной способностью основной части населения, получавшего либо низкую заработную плату, либо небольшой доход от мелкого земледельческого хозяйства. Объем экспорта увеличился в стоимостном выражении в два раза, импорта — в 2,5 раза. Основными предметами вывоза оставались чай, рис, шелк-сырец. В импорте повысился удельный вес промышленного оборудования, сырья для промышленности, полуфабрикатов, главным образом хлопка и металла.

Этап промышленного переворота, приходившийся на 1880-е гг., был важным периодом становления промышленного капитализма в Японии, несмотря на то, что сельское хозяйство оставалось основой экономики страны. В результате приватизации объектов государственной собственности активизировалось частное предпринимательство в промышленности, транспортном строительстве, что нашло отражение в промышленном подъеме.

Япония занимала первое место в мире по уровню военных расходов, составлявших 36% государственного бюджета. Одной из отличительных особенностей становления капиталистического хозяйства в Японии являлось то, что еще в ходе промышленного переворота началось формирование монополий. Одни из них создавались в целях конкурентной борьбы с иностранными товарами, переполнявшими японские рынки по причине их слабой таможенной защиты. Первыми были картель в текстильной промышленности, объединивший крупнейшие текстильные фабрики страны; японская бумажная компания, монополизировавшая производство и продажу бумаги; японская пароходная компания, в состав которой входили судостроительные предприятия и транспортные фирмы. Создавались специфические японские монополии — дзайбацу — в форме конгломератов, включавших в себя предприятия различных отраслей промышленности, банки, железнодорожные, судоходные, торговые компании.

 


Информация о работе «Революционная модель» промышленного развития Японии