Эколого- развивающая среда ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 23:17, контрольная работа

Краткое описание

Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда, отвечающая следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на его мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

Файлы: 1 файл

Ekologo.docx

— 20.09 Кб (Скачать)

Эколого- развивающая среда ДОУ

 

Обострение экологической обстановки в стране и в нашем крае обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда, отвечающая следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на его мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой. Руководствуясь данными требованиями, и проводится работа по созданию соответствующей эколого-развивающей среды. Цель данной работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства. 
 
Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты: 

1.Уголки в группах:

  • Экспериментальные;

  • Природы;

  • Выставочные.

 

  
2.Экологическая комната:

  • Комнатные растения и картотека к ним;

  • Карты звездного неба;

  • Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);

  • Живые объекты (рыбки в аквариуме.);

  • Макет "Скотный двор";

  • Природный материал;

  • Оборудование для ухода за живыми объектами.

 
3.Мини-лаборатория:

  • Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);

  • Микроскоп;

  • Природный материал.

 

 

4.Библиотека:

  • Познавательная литература о природе;

  • Литература по уходу за животными;

  • Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.

 
5.Территория детского сада:

  • Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;

  • Различные породы деревьев;

  • Огород, цветник (различные виды цветов, кустарники, овощные культуры, ягоды).

 
Работу по данному направлению наш детский сад реализует через метод экологического проектирования, позволяющий интегрировать экологическое воспитание дошкольников в различные разделы «Программы воспитания и обучения детей». 
 
Цель проекта: создание в детском саду благоприятных условий для экологического воспитания детей и сохранения их здоровья. 
 
Задачи проекта:  

 

1. Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления о растениях в природе, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.

 

 

2. Выработать навыки экологически  грамотного и безопасного поведения  в быту. 
 

3.Установить контакты  и взаимопонимание, а также воспитывать  чувство взаимопомощи между педагогами  и родителями. 
 

Растения и животные, находящиеся в нашем детском саду, расположены и сгруппированы в интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы в групповых помещениях. Главная особенность и преимущество уголков природы - непосредственная близость их обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических бесед и организации различных видов деятельности с дошкольниками. 
 
Кроме постоянных растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например «мини-город на окне» - лук, чеснок, петрушка, огурцы и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. 
 
В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов, предметов ухода за обитателями уголка природы (фартуки, лейки, щётки и т.д.). 
 
В  лаборатории дети под руководством воспитателя смогли бы проводить опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомиться со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволила бы детям с раннего возраста самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы, закладывая предпосылки к исследовательской деятельности для дальнейшего обучения. 
 
С помощью родителей постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику. Основными методами работы являются наблюдения и практические действия с предметами и их изображениями. По мере речевого развития детей включаются и словесные методы: беседа, угадывание по описанию, рассказывание и т.д. Наблюдения организуются педагогом и воспитателем на занятиях и в свободное от занятий время – на прогулках и экскурсиях. От рассматривания натуральных предметов и их изображений (картинок, муляжей) дети переходят к просмотру слайдовых презентаций, которые педагоги самостоятельно разрабатывают и внедряют в практику, стремясь, чтобы представления детей об объектах и явлениях (растениях, животных, объектах и явлениях неживой природы) не были отрывочными: к ранее известному систематически возвращаются, добавляя что-то новое, обобщают и систематизируют. На занятиях по музыкальной стимуляции, стимуляции речи движением и музыкальных занятиях педагоги разучивают песни, речевые считалки, слушают музыку о растениях и животных, о природе, временах года, погодных явлениях. На занятиях активно используются элементы театра Экологический театр включает в себя проведение  экологических занятий в игровой форме. 
 
Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада, т.к. он находится на пересечении улиц с интенсивным движением автотранспорта. Все работники принимают активное участие в озеленении территории. Растения на территории ДОУ являются своеобразным «зеленым щитом», они создают благоприятную среду, защищают от пыли, уменьшают попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Помимо того, что разнообразные растения полезны в оздоровительном и эстетическом плане, они ещё интересны и в познавательном плане. Дети могут познакомиться с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев), приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике. В результате работы на участках ДОУ высажены различные породы деревьев, , ежегодно высаживаются новые молодые растения, оборудован цветник и огород. Огород традиционен для дошкольного учреждения, но он способен выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде  детского сада не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных и прививания детям трудовых навыков. 
 
На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников много: в них представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения. При входе на территорию разноцветные бордюры, клумбы, газоны, у всех приходящих сразу поднимается настроение; на каждом групповом участке дети видят, как растут цветы, ухаживают за ними и собирают семена, имеют возможность наблюдать цветущий пейзаж из окон группы. 
 
Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически заботиться о "братьях наших меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с нами. Ведь именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

 


Информация о работе Эколого- развивающая среда ДОУ